406

Машиах из дома Йосефа

July 26, 2003 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

  В настоящее время наш народ переживает трехнедельный траурный период, объединяющий две наиболее трагических даты еврейского календаря – 17 Тамуза и 9 Ава. Заглядывая в будущее, за завесу истории, еврейские мудрецы говорят о том, что именно то время, которое когда-то принесло разрушение, принесет в будущем избавление, и что день, когда был разрушен Храм, станет днем его восстановления.
Талмуд (трактат "Таанит") пишет, что в будущем Девятое Ава станет днем радости и праздником, который не утратит своей актуальности никогда – ни в этом мире, ни в грядущем. Мидраш указывает также 9 Ава как вероятный день прихода Машиаха. Возможно, именно поэтому на протяжении недель траура весь еврейский мир вновь и вновь обращается к теме избавления. Мы говорим о Машиахе и тех условиях, которые необходимы для его прихода.

  

Ученик Виленского Гаона рабби Гилель из Шклова пишет в своей книге "Коль а-Тор" (1:2):
"Вся работа по собиранию изгнанников, восстановление Йерушалаима и расширение поселений Эрец Исраэль, возвращение Шхины, строительство и посадка насаждений – все это входит в задачи Машиаха, который начнет спасение еврейского народа. Его называют "первым Машиахом" или Машиахом из дома Йосефа. Он является ни чем иным, как сверхъестественной силой, которая призвана помочь претворить в жизнь все устремления, возникающие в еврейских сердцах в момент их пробуждения, когда они преисполняются желания приблизить день освобождения. Намерение сынов Израиля вернуться в Святую Землю и преобразовать ее должно осуществиться через их собственную деятельность, путем скрытых чудес, невидимых для глаза. Машиах – потомок Йосефа черпает свои силы из происходящего на земле, в то время как Машиах – потомок Давида получает их с Небес, независимо от намерений и деятельности людей".
Далее рабби из Шклова пишет: "Два Машиаха всех поколений – это сверхъестественные силы, которые поддерживают существование народа Израиля и укрепляют его на протяжении всех долгих лет изгнания. Они же призваны помочь евреям чудесным образом в годы перед окончанием естественной истории и началом новых времен. Машиах из дома Йосефа – сверхъестественная сила, поддерживающая физическое существование народа и не позволяющая ему исчезнуть, а Машиах из дома Давида – такая же сила, сохраняющая духовный уровень сыновей Израиля, который проявляется в повседневной жизни и необходим всему народу для решения глобальных задач в будущем… Эти два Машиаха объединяют свои усилия и помогают друг другу. (…)
Они существуют в каждом поколении, исполняя свои обязанности и влияя друг на друга – причем каждый из них опирается на особые свойства, присущие ему. Без поддержки этих сил и их постоянной защиты еврейский народ не мог просуществовать ни одной минуты. Однако все то время, пока Шхина (Б-жественное присутствие) пребывает в изгнании, они остаются скрытыми как силы и как личности" ("Коль а-Тор", 2:2).

Из всего сказанного следует, что спасение от настоящего изгнания могло прийти каждый день и каждое мгновение с того времени, как был разрушен Храм, если бы только еврейский народ понял, как исправить свои дела и вернуться, раскаявшись, на истинные пути. Машиах из дома Йосефа и Машиах из дома Давида приготовлены для нас во всякое время. В каждом поколении они только ждут того, чтобы проявить себя в тот момент, когда евреи начнут поступать как те, кто преисполнен уверенности в защите Творца. Как сказано у пророка Йешаягу: "Ибо близко спасение Мое (и скоро должно оно) прийти"; иными словами, "будете спасены, как только начнете поступать правильно".

"Того, которого пронзили, оплакивать будут…"

"Будущее освобождение сынов Израиля связано в основном с Машиахом из дома Йосефа. Именно Он начнет прокладывать дорогу, ведущую в новое время.
Машиах бен Йосеф будет страдать на протяжении всех лет изгнания. Его мучения похожи на невзгоды всего еврейского народа в странах рассеяния. Если бы сыны Израиля раскаялись, страдания Машиаха из дома Йосефа тут же прекратились бы, и он смог бы избавить от бед изгнания весь народ. Но не только еврейский народ переносит мучения – изгнание, образно говоря, доставляет страдания самой Шхине – присутствию Творца в нашем мире. Невзгоды Машиаха из рода Йосефа подобны не только несчастьям всего еврейского народа, но и горечи Шхины в изгнании.
Если освобождение не придет в заслугу сынов Израиля, то оно наступит в назначенное свыше время, и тогда, поскольку еврейский народ будет к этому не готов, произойдет много трагических событий. Всевышний пошлет Машиаха из дома Йосефа воевать с народами мира. В это время большинство народа Израиля не будет понимать ни своих задач – раскаяться и почувствовать свою силу, – ни свойств и качеств Машиаха. Тогда он выйдет на войну с немногочисленным войском, и начало спасения будет связано с новыми страданиями и неудачами. Так же и сам Машиах из дома Йосефа погибнет в этот период. Машиах из дома Давида придет, когда будут исправлены и искуплены все грехи сынов Израиля. Ибн Эзра считает, что сама гибель Машиаха из дома Йосефа вызовет настолько сильный гнев Всевышнего, что он уничтожит все народы, которые придут воевать с Йерушалаимом. И в ожидании страшного удара все народы будут "смотреть на Творца", содрогаясь от одной мысли, что сделает с ними Всевышний за убийство Машиаха".