639

Марор – горькая зелень

April 3, 2004 Автор: рав Зеев Султанович - No Comments

 «Чем отличается эта ночь от всех остальных ночей? Почему во все остальные ночи мы едим разные виды зелени, а в эту ночь — только горькие травы?»
   В то время, когда стоял Храм и приносилась пасхальная жертва, каждый еврей был обязан есть мясо пасхальной жертвы вместе с мацой и горькой зеленью. Следовательно, горькая зелень символизирует один из основных аспектов свободы. Но на первый взгляд подобный вывод противоречит традиционному разъяснению смысла заповеди есть горькую зелень: «Этот марор, в знак чего мы едим его? В знак того, что горькой делали египтяне жизнь отцов наших в Египте, как сказано (Шмот, 1:4): «…и огорчали жизнь их трудом тяжелым над глиной и кирпичами, и всяким трудом в поле, и всякой работой, к которой принуждали их с жестокостью».

  Общим для всех сынов Израиля (кроме физических страданий и унижения) стало чувство горечи, вызванное непониманием того, как друзья, соседи, коллеги и единомышленники превратились во врагов и мучителей. На это указывает название горькой зелени — марор, образованное от слова мар—«горький» или (в переносном смысле) «огорчительный».

  Человек, желая выразить предельную степень разочарования, говорит: «Горько мне» (мар ли).

 Т. е. название горькой зелени подчеркивает не физическое страдание или унижение, а горечь разочарования. Ведь, казалось, что можно не только мирно существовать с египтянами, но и сотрудничать с ними, укрепляя Египет и развивая его технически и укрепляя его экономику. Культура Египта представлялась им продуктом высокоразвитой цивилизации, обогащающей знания человека о мире, о действующих в нем силах и привносящей в обыденную жизнь величие, красоту и смысл.

   Другая сторона горечи заключается в неспособности египтян объяснить с рациональной точки зрения свое поведение. Их неприятие сынов Израиля и то чувство досады, которое они у них вызывали, выше любого рационального объяснения.

  В трактате Сота (1:11) говорится: «И были они у египтян, как колючки в глазу — куда ни кинешь взгляд, ничто не радует». Это указывает на то, что корни принципиального отличия сынов Израиля уходят столь глубоко, что человеческое сознание не способно выстроить логическую цепь рассуждений и проанализировать его.

  Отчуждение от окружающей среды и породило желание изменить существующее положение. Горечь доказала, что еврей изначально обладает иной душой, принципиально отличающейся от души египтян. Рациональное мышление и культура были отброшены этим необъяснимым чувством. Сказано (Шмот, 1:12): «…и чувствовали отвращение из-за сынов Израиля». Не сказано «чувствовали отвращение к сынам Израиля», а сказано: «…из-за сынов Израиля»—т. е. стали отвратительны сами себе.

  Иными словами, состояние египтян, описанное в Торе, можно выразить так: «Пока существует еврейский народ, нет покоя, и, глядя на него, каждый из египтян испытывает отвращение к самому себе». Такова природа марора: неосознанной ненависти поработителей, с одной стороны, и горечи непонимания причин этой ненависти порабощенными, с другой стороны.

Марор. Гравюра,
Южная Испания, 1350 г.