533

Маараль из Праги

December 13, 2003 Автор: Элиезер Макс Лесовой - No Comments

 

Трудно найти в еврейской истории личность более разностороннюю, яркую и в то же время таинственную, чем Маараль из Праги. Автор десятков трудов, освещающих едва ли не все возможные области еврейского познания, – каббалист, философ, талмудист, ученый, создатель легендарного Голема, защитник евреев от преследований, наставник многих учеников и главный раввин трех стран – столь многоликим предстает перед нами великий мыслитель. Его полное имя, длинное, как и прожитая им жизнь – рабби Йегуда-Лейб Ливо Бен Бецалель из Праги – было сокращено потомками до краткого и почтительного титула Маараль – "наставник наш рабби Ливо".

Маараль жил в непростую эпоху – хотя для евреев, наверное, и не бывает простых эпох. 16-й век принес расцвет еврейской жизни в Восточную Европу. В Польше, Чехии, Галиции росли и укреплялись еврейские общины, строились йешивы, писались и издавались книги, определившие духовное лицо и образ жизни народа на многие века. Однако в то же время эпоха Шекспира и Сервантеса принесла евреям новые преследования, новые обвинения со стороны инквизиции и католических монархий…

Маараль происходил из рода царя Давида и был его прямым потомком в 95-м поколении по отцовской линии. Предками рабби Ливо были известные раввины, жившие, начиная с 12-го века, в Эльзасе и Рейнской области. Маараль родился в польском городе Познань, в ночь пасхального седера 1525 года. В возрасте 28 лет он был выбран на должность раввина города Никольсбург и главного раввина всей Моравии. На этом посту он провел 20 лет. В 1573 году рабби переехал в Прагу – город, ставший в то время столицей империи Габсбургов. И хотя Маараль еще несколько раз возвращался в Познань, где сперва был раввином города, а затем пост главного раввина всей Польши, именно Прага стала тем городом, где действовала его йешива и увидели свет все его основные книги. До наших дней в Йозефове – еврейском квартале Праги – сохранилась древнейшая "Старо-Новая синагога", где молился Маараль, а неподалеку от нее – здание йешивы, открытой им в 1573 году и известной как "Клойз". Йешива была построена на деньги банкира и мецената Мордехая Майзеля. Маараль был бессменным главой йешивы в течение 36 лет и воспитал десятки выдающихся учеников. Один из них – рабби Йом-Тов Липман Геллер, автор знаменитого комментария к Мишне.
В 1592 году император Рудольф II, увлекавшийся алхимией и каббалой, пригласил Маараля к себе во дворец на аудиенцию. Личность мудреца произвела огромное впечатление на Рудольфа. Возможно, благодаря этому евреям Праги удалось избежать изгнания из города, которого упорно добивались местная знать и католическая церковь.

Маараль написал несколько десятков трудов, посвященных всем основным аспектам Торы и еврейского мировоззрения: "Гур Арье" – пояснения к комментарию Раши на Тору, "Тиферет Исраэль" – о величии Торы и заповедей, "Нетивот Олам" – книга о еврейской этике, "Беэр а-Гола" – комментарий на мидраши в Талмуде, "Нецах Исраэль" – книга об изгнании и избавлении, "Дерех Хаим" – комментарий к трактату Авот ("Поучения отцов"), "Ор Хадаш" – комментарий к Книге Эстер, "Нер Мицва" – о празднике Ханука, "Гвурот А-Шем" – об Исходе евреев из Египта… Этим список трудов Маараля далеко не исчерпывается.
Маараль снискал славу великого каббалиста – знатока тайных аспектов Торы, хотя он, судя по всему, даже не был знаком с учением Аризаля – основоположника "новой каббалы". В отличие от учения Аризаля, каббала рабби Ливо основана не на мистических откровениях, а на глубоком философском понимании священных текстов, способности смело и независимо мыслить. Он резко выступал против «пилпуля» – нового метода изучения Талмуда. Этот метод учебы, разработанный в Польше, заключался в том, чтобы находить противоречия в тексте Талмуда и решать их с помощью логических трюков. Маараль полагал, что при изучении Талмуда учеником должен двигать в первую очередь поиск истины – буквы закона. Он также скептически относился к распространению книги «Шулхан Арух», которая излагает в простом и сжатом виде большинство практически применяемых законов, опасаясь, что из-за подобных книг появится «тысяча людей, которые учат других алахе, вместо одного, кто способен эту алаху вывести из текста».

Учение рабби Ливо стало классикой иудаизма: многие «общепринятые» идеи и комментарии, которые используются повсеместно без указания автора, на самом деле принадлежат именно ему. Например, Маараль впервые написал, что тело человека отражает Вселенную. Каждому из 613 основных органов человека соответствует какая-то часть мироздания и определенная заповедь Торы – ведь Тора, как известно из Мидраша, служила для Творца чертежом при сотворении мира…

Особое внимание уделяется в трудах Маараля проблеме галута и геулы – изгнания и избавления. Он пишет, что изгнание – временное состояние еврейского народа, которое послужит главной причиной для будущего окончательного избавления, более великого, даже чем Исход из Египта, – возвращения народа к своей истинной сущности: «Народ Израиля сам по себе не может вечно находиться в Галуте, ибо это неестественное для их существования место по сравнению с их настоящим местом. Установленным порядком им предназначено пребывать в Эрец Исраэль и быть самостоятельными, а не жить под властью других… Рассеяние среди других народов также не является естественным. И как все в конечном итоге возвращается на свое место, так и части, рассеянные и разъединенные, соберутся в единое целое» (Нецах Исраэль, 1:3-4). Не случайно Маараля считал своим духовным наставником рав Авраам-Ицхак Кук: мудрецов, разделенных тремя столетиями, объединяло умение видеть целое за частностями, внутреннюю суть процессов за их внешней оболочкой.

Существует и иная, легендарная биография Маараля, связанная с историей создания Голема. Искусственный человек из глины был, согласно легенде, создан мудрецом, чтобы защищать жителей гетто от их врагов. На лбу Голема рабби написал одно из тайных имен Б-га – и глиняный человек ожил. Он выполнял различные задания и наводил ужас на врагов пражских евреев. Но однажды великан обезумел: он стал ходить по гетто и крушить все на своем пути. Лишь сам рабби Ливо смог остановить Голема: он стер с его лба Имя, и тот вновь превратился в глиняную куклу. Голема отнесли на чердак Старой синагоги и оставили там. С тех пор ни одна живая душа не поднималась туда…
Можно сколь угодно скептически относиться к истории о Големе, но пожилые горожане помнят, как в 1942 году два пьяных немецких офицера решились сломать дверь и подняться наверх по винтовой лестнице. Через какое-то время они со страшным крик сбежали вниз. Никто не знает, что же увидели немцы на чердаке: один умер на месте, а второй сошел с ума и уже ничего не мог рассказать…

Маараль умер в 1609 году, в возрасте 84 лет, и был похоронен на Старом еврейском кладбище Праги. Его надгробие стоит и по сей день среди 12 тысяч древних надгробий, уместившихся на клочке земли в центре еврейского квартала. Всего же за 500 лет здесь были похоронены около 100 тысяч евреев. Как вместило столько могил маленькое кладбище? Но ведь и душа лежащего здесь Маараля, согласно преданию, вмещала в себя мудрость всех 600 тысяч еврейских душ, стоявших у подножия  горы Синай…

Могила Маараля
 на еврейском кладбище
 Праги