Снимок экрана 2013-02-19 в 21.21.49

Кто такой Амалек, и какова его роль?

February 19, 2013 Автор: рав Элиша Авинер - No Comments

Амалек как символ антисемитизма

 

Принято относиться к Амалеку как к символу антисемитизма в мире. На этом основано толкование рава Йосефа-Дова Соловейчика, которое гласит, что Амалеком можно назвать любой народ, стремящийся причинить ущерб народу Израиля или уничтожить его. Однако, внимательно прочитав главу Торы «Ки теце», мы убедимся, что об Амалеке не говорится там как о народе, угрожающем существованию Израиля: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта, как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Бога. И вот, когда успокоит тебя Господь, Бог твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из поднебесья; не забудь» (Дварим, 25:17-19). Нам заповедано стереть память об Амалеке лишь после того, как мы завершим завоевание Земли Израиля. Мы займемся Амалеком только тогда, когда завершим борьбу со всеми прочими врагами. Именно так поступил царь Шауль: «И утвердил Шауль свое царствование над Израилем, и воевал со всеми окрестными врагами своими: с Моавом, и с Аммонитянами, и с Эдомом, и с царями Цовы, и с филистимлянами; и везде, против кого он ни обращался, он их побеждал. И собрал войско, и разгромил Амалека, и избавил Израиля от рук его грабителей» (Шмуэль 1, 14:47-48).

 

Тора различает «всех врагов твоих со всех сторон» – врагов, которые несут реальную угрозу существованию народа Израиля, и с которыми нам заповедано бороться в первую очередь, – и Амалека, борьбу с кем мы начнем, только унаследовав Землю Израиля. Семьдесят народов, населявших Землю Израиля до того, как в нее вошли сыны Израиля, представляли реальную угрозу нашему существованию в этой земле. В Писании сказано: если мы оставим их в Земле Израиля, они станут «колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших» (Бемидбар, 33:55).

 

Более того, некоторые наши мудрецы считают, что заповедь стереть память об Амалеке действует только тогда, когда у народа Израиля есть царь. Так, Рамбан и рабби Авраам Ибн-Эзра полагают, что об этом написано в Торе открытым текстом: «И сказал он: вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в род» (Шмот, 17:16). «Вот рука на престоле Господа» – когда царь Израиля восседает на престоле Господа, тогда «война у Господа против Амалека из рода в род». Если бы Амалек олицетворял собой угрозу существованию народа Израиля, нам следовало бы уничтожить его тотчас же, а не ждать, пока над нами будет поставлен царь!

 

В таком случае, что же представляет собой Амалек, и в чем заключается суть его конфликта с народом Израиля? И почему нам заповедано стереть память о нем?
Лучшие скачать бесплатно

 

Амалек позорит народ Израиля

 

Представляется, что основное преступление Амалека заключается не в том, что он угрожает народу Израиля физической расправой, а в том, что он задевает его честь. Амалек нанес ущерб репутации Израиля после Исхода из Египта.

 

Поясним эту идею. Народа Израиля выходит из Египта, осененный славой «народа Господа», удостоившись многочисленных чудес. Вот как об этом сказано в Писании: «Господь будет воевать за вас, а вы молчите» (Шмот, 14:14). Все народы охвачены страхом и трепетом перед ним, как описывается в Песни у моря: «Услышали народы и трепещут; трепет объял жителей Плешет. Тогда смутились князья Эдома, вождей Моава объял трепет, оробели все жители Кнаана. Нападет на них страх и ужас; от величия десницы (силы) Твоей да умолкнут они, как камень, пока проходит народ Твой, Господи, пока проходит народ сей, который Ты сотворил» (там же, 15:14-16). Все человечество охвачено трепетом перед народом Израиля. Это не ужас перед могущественным врагом, а трепет восхищения перед величием и святостью народа Господа – народа рабов, одолевшего Египетскую империю.

 

Слава об избранном народе, который идет в свою землю, ведомый Самим Господом, распространилась далеко за пределы Египта. Сыны Израиля должны получить Тору – как для себя, так и ради всего человечества. Пророк Йешаяѓу назвал их «свидетелями для народов» (Йешаяѓу, 55:4). Непременным условием для исполнения этой миссии было то уважение, которое народы мира питали к сынам Израиля. Их уважение и восхищение должно было облегчить сынам Израиля захват земли Кнаан.

 

Однако Амалек вмешался и нанес ущерб имиджу евреев в глазах народов мира. Он разрушил «еврейский миф», подверг сомнению уникальность Израиля. Он относился к нему как к «одному из народов», игнорировал Божественное присутствие, осенявшее Израиль, и боролся с ним, как равный с равным. Он, по словам Мидраша, «остудил кипящую купель» (Мидраш Танхума, гл. Ки теце, 9). Впрочем, купель не остыла, однако многие думали, что она холодна (см. комментарий Рамбана на Шмот, 14:13).

 

С тех пор мы страдаем от презрения народов, наше влияние на народы мира уменьшилось, а страдания возросли. При отсутствии трепета наша уникальность вызывает не восхищение, а неприязнь, вражду и ненависть: «Он презираем был и отвергнут людьми, страдалец и изведавший болезнь, и как бы отвращая от себя лица, презираем (был), и мы не почитали его» (Йешаяѓу, 53:3). Амалек разрушил то, о чем сказано: «Мир исправлен будет царством Господа», в чем и заключается миссия народа Израиля.

 

Поэтому, когда Израиль одолеет врагов, которые окружают его со всех сторон, и избавится от угрозы своему физическому существованию, он займется сведением счетов с Амалеком, который нанес ущерб его имиджу в глазах народов.

 

На ком лежит обязанность борьбы с Амалеком? На царе Израиля. Ведь если у евреев нет своего царства, они не смогут возвратить себе уважение народов мира. Духовное уважение к евреям зависит от их политического положения. Потому и сказано: «вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в род». Когда царь Израиля восседает на престоле Господа, народ Израиля может выйти на войну с Амалеком и восстановить свое доброе имя среди народов.

 

Борьба Мордехая с Аманом

 

Если мы охарактеризуем Амалека как того, кто представляет угрозу имиджу народа Израиля и уважению, которое питают к нему народы мира, у нас возникнет проблема с историей из Свитка Эстер о том, как Аман хотел истребить всех евреев. Аман-агагиянин, потомок Амалека, был основоположником организованного антисемитизма, который ставит перед собой цель последовательного и систематического уничтожения евреев. Аман стремился не опозорить Израиль, а «истребить, убить и погубить всех иудеев: от отрока до старца, и детей, и женщин» (Мегилат Эстер, 3:13).

 

В таком случае, верно ли утверждение, что Амалек позорит народ Израиля? Ответ на этот вопрос таков: Мегилат Эстер – это свиток изгнания, а в изгнании борьба Амалека против Израиля очень быстро превращается в стремление к его полному уничтожению. В изгнании народ Израиля крайне уязвим, и потому всякая попытка опозорить его выливается в угрозу самому его существованию. За пределами Земли Израиля Амалек выбирает стратегию «окончательного решения еврейского вопроса».

 

Однако этот ответ не отражает всех аспектов обсуждаемой темы. В Свитке Эстер видно, что конфликт между Мордехаем и Аманом сосредоточен именно вокруг уважения и почета.

 

Конфликт начинается с того, что: «После этих событий царь Ахашверош возвеличил Амана, сына Амдаты, Агагиянина, и вознес его, и положил ему место выше всех тех сановников, которые были при нем» (3:1). Аман удостоился великого почета. Ахашверош возвеличил его, возвысив над всеми прочими министрами. Мордехай же отказывается кланяться и падать ниц перед Аманом, не желает поступиться своей «честью» – честью еврейского народа. Это служит отправной точкой для дальнейшего развития сюжета, новых конфликтов, взлетов и падений, которые все сосредоточены вокруг одной и той же темы: чести и почета. Лучше всего это сформулировал сам Аман в ответ на отказ Мордехая кланяться ему:

«И рассказал им Аман о великом богатстве своем, и о множестве сыновей своих, и обо всем том, как возвеличил его царь и как вознес его над сановниками и служителями царскими. И сказал Аман: да и царица Эстер никого, кроме меня, не позвала с царем на пир, который она приготовила, а также и на завтра зван я к ней с царем. Но все это ничего не значит для меня, пока вижу я Мордехая Иудея сидящим в воротах царских» (5:11-13). Беспримерный почет, которого удостоился Аман, теряет всякий смысл из-за Мордехая. В продолжении истории Аман видит именно себя как единственного кандидата на звание «человека, которому царь желает оказать почет» (6:9). Но почета и славы удостаивается не кто иной как Мордехай – оказывается, именно ему царь желает оказать почет.
Аману ничего не остается, как стать исполнителем царской воли: он ведет под уздцы коня, на котором восседает Мордехай, одетый в царские одеяния, и громко провозглашает, что царь удостоил Мордехая столь великого почета. Затем он возвращается к себе домой, «удрученный и покрыв голову». Когда же царь застает Амана, когда тот падает на ложе Эстер, чтобы молить ее о прощении, сказано: «И покрыли лицо Аману» (7:8).

 

Свиток Эстер в свете вопроса о чести

 

Через весь Свиток Эстер проходит тема чести и позора. Слова «почет», «честь» и «величие» упомянуты в нем более десяти раз. Повествование начинается с пира, устроенного Ахашверошем, чтобы показать «богатство славного царства своего и блеск великолепия и величия своего» (1:4). В истории с царицей Вашти царь бросается на защиту собственной чести, а также чести всех мужей в своем царстве: «Потому что этот поступок царицы приведет к тому, что все жены перестанут уважать мужей своих, говоря: царь Ахашверош повелел привести царицу Вашти пред лицо свое, а она не пришла. А ныне жены сановников Параса и Мадая, которые слышали о поступке царицы, будут говорить то же всем царским сановникам; и позора и ярости будет предостаточно» (1:17-18). Изгнание и казнь Вашти призваны укрепить честь мужей в царстве: «А когда постановление царя, которое он издаст, будет доведено до слуха всего царства его, как ни велико оно, все жены будут оказывать уважение мужьям своим, от великого до малого» (1:20). Без уважения нет жизни!

 

О чем говорит нам начало Свитка Эстер? Оно противопоставляет честь царя Ахашвероша и унижение, которое терпят евреи Персии, насильно приведенные туда из Иерусалима. Честь народа Израиля была поругана Навуходоносором, царем Вавилонии, изгнавшем евреев из Земли Израиля. Описание в начале Мегилат Эстер того великолепия, которым отличался дворец Ахашвероша, призвано подчеркнуть при помощи контраста, что еврейский народ утратил свое собственное национальное величие.

 

В конце повествования народ Израиля удостаивается малой доли былого величия, когда на голову Эстер возложен царский венец. Мордехаю также был оказан почет: «А все деяния могущества его и доблести его, и подробный рассказ о возвышении Мордехая, о том, как возвеличил его царь, – все это вписано в книгу летописи царей Мадая и Параса, потому что Мордехай Иудей был вторым после царя Ахашвероша, и великим среди иудеев, и любимым у множества братьев своих, добиваясь добра народу своему и говоря к благу всего рода своего» (10:2-3). Благодаря этому почета и уважения удостоились все евреи Персидского царства: «И настала для иудеев пора просвета и радости, и веселья, и почета» (8:16). Не только радости, но и почета. В изгнании мы не можем полностью возродить наше национальное величие, но Божественное провидение помогает нам получить малую толику этого величия и сохранить ее.

 

Заключение

 

В каждом поколении Амалек желает опозорить и очернить нас. Когда мы пребываем в Земле Израиля, он стремится лишить нас нашего национального достоинства, и потому нам заповедано выходить на войну с ним именно тогда, когда царь Израиля восседает на Божественном престоле, то есть когда наше национальное достоинство проявляется во всей полноте.

 

В изгнании же Амалек пытается уничтожить последние проявления чести, которые еще остались у нас, но истинный Царь – Владыка мира – не позволяет ему сделать это. Слова «война у Господа против Амалека» исполняются в буквальном смысле: Господь Сам ведет войну против Амалека. Вот что писал об этом Рамбан в комментарии на Шмот, 17:16: «Рука Всевышнего поднялась, чтобы воевать с Амалеком вовек». В этом и заключается суть Свитка Эстер.

 

Перевод: Хана Ар-Шалом