Тот, кто изучает главы из книги <Бамидбар> поверхностно, может рассматривать описываемые в ней события как независимые друг от друга эпизоды, которые могут произойти в любое время и не зависят друг от друга. Фактически, в то время как некоторые события становились очевидными в первый год блуждания в пустыне а другие происходили в 40-й года, есть несколько важных событий, о времени которых Тора не даёт нам никаких сведений. Конечно, в некоторых случаях вопрос хронологии может казаться чисто техническим, но есть случаи, когда время может помогает нам в определении сущности события. Приведём несколько примеров. Когда человек, собиравший хворост (Бамидбар 15:32-36) осквернил Шаббат? По мнению РаШИ (Рабби Шломо Ицхаки) это произошло во вторую неделю после того, как еврейский народ получил заповеди <Соблюдайте Шаббат>. Таким образом, еврейский народ впал в немилость ко Вс-вышнему за то, что ему не удалось соблюсти больше чем один Шаббат. РаМБаН считает, что это произошло спустя год после греха разведчиков Ханаанеи (Амалек) напали на Сыновей Израиля и взяли их в плен (Бамидбар 21). Согласно гемаре ( трактат Рош а-Шана 3a),для своего нападения они воспользовались смертью Ааарона (в 40-й год). По мнению РаДаКа (рабби Давида Кимхи) дело касается поражения разведчиков, которые решили войти в Эрец Исраэль после того, как Вс-вышний повелел ждать 40 лет. Возникает закономерный вопрос. Было ли это то поколение, которое освободилось от рабства и которое должно было умереть в пустыне или это то поколение, которое выросло в пустыне и должно было войти в Землю Израиля? Комментаторы главы <Корах> существенно расходятся в своих мнениях. Так, например, на вопрос о том когда же произошло восстание Кораха Авраам Ибн Эзра отвечает: после того как левиты (колено Моше) сменило первенцев на посту религиозных лидеров, а колено Йосефа вытеснило колено Реувена, первенца Яакова. последовала мгновенная реакция со стороны недовольных. Всё это привело к восстанию Кораха. РаМБаН не согласен с такой точкой зрения Ибн Эры. Он считает, что в Торе записаны все события в хронологическом порядке. Поэтому Ибн Эра считает, что восстание должно было случиться после тех тяжёлых испытаний, которые выпали на долю еврейского народ во второй год после выхода из Египта. Никто не оспаривал положение моше как лидера еврейского народа после выхода из Египта и после того, как Моше спас народ от гнева Вс-вышнего, последовавшего после истории с золотым тельцом Лишь после того как Моше не смог предотвратил наказания Вс-вышнего, полученного в Киврот hаатайя отряд Кораха поднял восстание. Пусть эти примеры послужат стимулом к тому, чтобы мы держали наши глаза и мысли открытыми для Торы. По материалам сайта www.yeshiva.org.il Перевёл Яков Герштейн