191

«Я верю полной верой…»

January 4, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 Мы говорим о приходе Машиаха, надеемся, что он, еврейский царь, решит все проблемы быстрее, чем веко успеет закрыть глаз, и… продолжаем жить так, как жили раньше. Почему до сих пор не пришел Машиах? Разве Всевышний не хочет привести эту удивительную душу в мир? И нет ли во всех этих бесконечно повторяемых словах "скоро придет Машиах", "в одно мгновение придет Машиах", "когда придет Машиах, все будет хорошо" -скрытой претензии к небесам: "Так, мол, все это просто, а почему-то не дают нам".

Спросили Рабби из Коцка: "Что ты будешь делать, когда придет Машиах?" Ответил ребе: "Я забьюсь в самый темный чулан". – "Как, ты не выбежишь ему навстречу?" – "Вот пусть он пройдет повсюду, отыщет меня в чулане и спросит, как вы меня спрашиваете: "Почему ты не вышел меня встречать, где ты был?" А я ему скажу: "А где ты был до сих пор?"

В этих словах столько горечи и обиды за все страдания еврейского народа… Но далеко не каждый может так сказать. Защищать свой народ перед небесами и даже обращаться к ним с упреком могут только пророки или великие праведники, у которых нет своих грехов, а грехи и недостатки народа они не видят по великой своей любви к нему. Но мы-то люди простые… Разве можем мы рассчитывать на то, что все устроится само собой, без всяких усилий с нашей стороны? Сможем ли мы сказать Машиаху: "Что ж ты, право, так запоздал, а мы-то тебя все ждали-ждали…"

Рабби Йегошуа бен Леви нашел пророка Элиягу стоящим около входа в пещеру рабби Шимона бар Йохая. Спросил он [рабби Йегошуа]: "Когда придет Машиах?" Ответил ему [пророк Элиягу]: "Иди спроси его сам". – "Но где же он находится?" – "В воротах города [Рима]". – "Как же его узнать?" – "Он сидит среди нищих, страдающих от тяжелых заболеваний. Все они разматывают все повязки, прикрывающие их язвы, и заматывают их вновь, а он снимает одну повязку и сразу возвращает ее на место. Это потому, что он думает: "Вдруг я понадоблюсь, ведь тогда я не могу задержаться ни на мгновение". Пошел [рабби Йегошуа] и cказал ему: "Здравствуй, наставник мой и учитель". Ответил ему: "Здравствуй, сын Леви". – "Когда же придет Господин (Когда ты придешь?)" – "Сегодня".
Вернулся рабби Йегошуа к пророку Элиягу.
Спросил его [Элиягу]: "Что он сказал тебе?" Ответил ему рабби Йегошуа бен Леви: "Обманул он меня! Сказал: "Сегодня". Но вот я уже вернулся – а он не пришел!"
Разъяснил [Элиягу]: "Так он тебе ответил: "Сегодня, если услышите Его голос…" (Пророк Элиягу объяснил, что произнесенное слово "сегодня" является цитатой и привел конец отрывка из псалма, начинающегося со слова "сегодня").
(Талмуд, Санэдрин 98).

Машиах готов прийти каждое мгновение, но его приход зависит от нас. Как только мы услышим призыв Творца – еврейский царь откроется в самом неожиданном месте! Сегодня, если услышите Его голос…

Общий принцип, по которому устроен мир, таков: для того, чтобы что-то было дано, необходимо, чтобы кто-то был готов принять. Всевышний всегда готов дать бесконечное благо, но есть ли хоть один, кто воспримет его? Время Машиаха – это величайший дар, и оно не наступает до сих пор не потому, что, не дай Б-г, Небеса жестоки и скрывают от нас благо, а потому, что никто не в силах воспринять этот поток великолепия и радости – время Машиаха. Готовность, собственно, – это не что иное, как четко осознанное, созревшее желание. Многие возмутятся и скажут: "Разве мы не хотим, чтобы пришел Машиах?" На это можно было бы возразить так: "То, что Он не пришел, само по себе свидетельствует о том, что мы не хотим (речь идет о четко выраженном осознанном постоянном и неослабевающем желании), так как ни одно духовное желание не остается без немедленного ответа. Повторяя "Машиах, Машиах…", мы часто даже не понимаем, о чем идет речь, и представляем себе нечто вроде коммунизма: все сразу станут равны, здоровы, сыты, богаты, решатся все квартирные вопросы и наши обидчики получат по заслугам… Но это не называется "мы хотим прихода Машиаха, мы ждем прихода Машиаха…" Это называется по-другому: "Мы ждем повышения зарплаты, повышения жизненного уровня и новых возможностей получать простые и незатейливые удовольствия этого мира. Мы ждем, когда всем станет ясно, что наша партия была права, и нас забросают цветами". А пожертвовать чем-то, чтобы пришел Машиах, мы готовы?!

Готовность принять дар может выражаться не только как страстное желание получить его. Она может носить и другой характер: отрицание того, что есть сейчас, отрицание мира, в котором этого дара не существует. Т.е. как бы от противного: "Я не знаю, что будет, но то, что есть, меня принципиально не устраивает". Вы знаете много людей, которых принципиально не устраивает мир без Машиаха? Итак, и этой готовности "от противного" нет! И доказательством является сам факт, что Машиах до сих пор не пришел!

Каждый из нас нашел какой-то уголок, какую-то нишу в существующем соцреализме периода позднего сюрреализма и не плачет по ночам от обиды за то, что развращают народ, оскверняют Землю и Тору. Редкие люди страдают конкретно от того, что Всевышний скрыл Свое лицо, хотя все испытывают неудобство от последствий этого факта.

Рабби Элиэзер сказал: "Если сыны Израиля раскаются – будут освобождены, если нет – то не будут…" Послушайте, что отвечает рабби Элиэзеру рабби Йегошуа: "Если не раскаются – не придет освобождение, и Всевышний поставит над ними царя, чьи приказы будут тяжелы, как приказы Амана, и тогда сыны Израиля раскаются и придет освобождение".

Так или иначе, еврейскому народу придется проделать большую духовную работу. "Я верю полной верой в приход Машиаха и, несмотря на то, что он задерживается, буду ждать каждый день, что он придет!" (Рамбам, 13 принципов веры).

 

  Могила рабби Шимона бар
Йохая на горе Мерон

 

Рабби Шимон бар
 Йохай