Израиль и Диаспора перед лицом кризиса

Израиль и Диаспора перед лицом кризиса

May 16, 2004 Автор: Виталий Нахманович - No Comments

 

Сегодня мы можем констатировать, что весь еврейский народ находится в глубоком системном кризисе. Терминологически он выглядит как подмена понятий:
— вместо Эреца мы имеем Государство Израиль;
— вместо Голута — Диаспору и
— вместо Алии — Репатриацию.
Это принципиально иной подход к пониманию смысла еврейской истории и, соответственно, роли евреев в мире вообще и современном мире, в частности, а значит, и совершенно иная постановка практических задач.
К этой ситуации мы шли более двухсот лет, начиная с Гаскалы. Смысл трансформации заключается в том, что мы все это время пытались отказаться от своей избранности и стать «как все», понимая под «всеми» окружающие народы в их современном состоянии.
До поры до времени кризис был неочевиден, т.к. мы сохраняли способность ставить и решать задачи в рамках новой идеологии. То, что при этом мы постепенно переставали быть самими собой, не просто не принималось в расчет, а рассматривалось как главное наше достижение. В результате даже собственное государство мы строили по чужим идеологическим моделям, сначала националистическим, затем социалистическим и, наконец, либеральным.
Однако сегодня проблема заключается в том, что мы уже не способны ни ставить, ни решать какие-либо стратегические задачи.
В Израиле это проявляется в последовательном нежелании общества принять какой бы то ни было план решения палестинской проблемы. Дело не в том, что план Шарона хорош, а «Дорожная карта» плоха, или, наоборот, — дело в том, что любой план отвергается. И будет отвергаться, потому что общество инстинктивно не желает принимать никакого решения. Потому что принятое решение означает необходимость его выполнять, а следовательно, чем-то жертвовать для его выполнения. Непринятие же решения позволяет всем жить по-прежнему, не считаясь ни с кем и ни за что не неся ответственности.
В Диаспоре мы имеем столь же полную общественную индифферентность ко всем проблемам общинной жизни. В благополучных странах она подменена уплатой налога и публичной демонстрацией внешних аксессуаров иудаизма. При этом демонстрация эта не имеет никакой глубинной мотивации, что ярко продемонстрировала реакция раввината Франции на запрет ношения кипы в школе.
В бывших «общинах молчания» поведенческая модель зеркально противоположная. Здесь знаком принадлежности к общине является состояние клиентской зависимости от еврейских благотворительных фондов.
Право выступать от нашего имени узурпировано международными чиновниками организаций типа «Джойнта» или «Сохнута» или неизбираемыми хозяевами карманных структур, вроде Всемирного еврейского конгресса. На уровне стран эта картина полностью повторяется в государствах бывшего СССР.
При этом в последнее время многолетние лидеры оказались несостоятельными уже не только в идеологическом, но и в моральном плане. В Украине эта несостоятельность проявилась в катастрофических результатах переписи населения и позорном конфликте вокруг строительства в Бабьем Яру общинного центра «Наследие».
Что касается репатриации, то «Большая Алия» была провалена как «на выходе», так и «на входе». «На выходе», поскольку Израиль оказался лишь одним из конкурирующих адресов эмиграции, причем далеко не самым привлекательным по сравнению с Германией и Соединенными Штатами. «На входе», поскольку интеграция репатриантов далеко не соответствует их потенциалу.
Внешние задачи общины также не решены. В Израиле это проявляется в отсутствии какой-либо перспективы на реальную договоренность с арабами, которая включала бы в себя признание нашего права на существование.
В Диаспоре мы вновь сталкиваемся с растущим антисемитизмом, которому противостоят только государственные власти притом, что общественное мнение в Европе и бывшем СССР в лучшем случае остается равнодушным, а в основном — открыто симпатизирует нашим врагам. По этому показателю мы оказались в ситуации худшей, чем была в конце XIX – начале XX века, когда на фоне поощряемых властями антисемитских эксцессов не только либеральное, но и консервативное общественное мнение в массе своей было на нашей стороне.
То, что это происходит после Холокоста и именно там, где шло наиболее массовое и беспощадное уничтожение евреев, демонстрирует полное банкротство нашей политики вменения ответственности за Холокост и культивирования т.н. «уроков Холокоста», вызывающих реакцию, прямо противоположную ожидаемой.
Повторяю, все вышеперечисленное — это не много отдельных проблем, а одна большая проблема нашего народа. Первыми шагами к ее решению должно стать понимание того, что:
1. Мы один народ.
Сегодня в Украине целым рядом ученых и общественных деятелей пропагандируется тезис об украинских евреях, как особом коренном этносе, возникшем и существующем на территории Украины, языком которого является идиш. Очевидно, что победа этого подхода во всемирном масштабе может привести только к исчезновению нашего народа, как такового.
Осознанию себя вновь единым народом во всем мире во многом препятствует боязнь обвинения в двойной лояльности. По этому поводу можно заметить следующее. Во-первых, эти обвинения будут выдвигаться не только вне зависимости от нашего реального поведения и самоощущения, но даже вне зависимости от существования общины в той или иной стране. Мировой еврейский заговор есть «объективная реальность», данная в ощущениях нашим присяжным врагам, и повлиять на существование этой виртуальной реальности мы не в силах.
Во-вторых, мы уже пытались не только быть лояльными, но даже стать частью тех народов, среди которых мы живем, т.е. полностью ассимилироваться. Это наше стремление рано или поздно наталкивается на нежелание самих этих народов принять нас «в себя». Это нежелание вполне понятно. Мы можем сколько угодно рассуждать о том, что все люди одинаковые и национальные отличия носят случайный и даже исчезающий характер. Но на самом деле разделение народов, как учит нас Тора, есть процесс, инициированный Свыше, а следовательно, только Свыше же и могущий прекратиться. Каждому народу в этом мире предназначена своя роль, для исполнения которой он наделен соответствующими данными. Рождение человека в лоне того или иного народа не есть случайность, а есть осознанный выбор души в соответствии с ее заслугами и предназначением. Следовательно, каждый человек несет в себе то, что называется национальным менталитетом. Массовый наплыв в состав определенного народа людей с иным менталитетом может привести к кардинальным изменениям национального характера и, соответственно, неспособностью выполнить отведенную историческую роль.
Так вот, хотим мы того или нет, но мы родились евреями и остаемся ими, в какой бы стране мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, в какой бы партии ни состояли и даже какому богу бы ни молились. Выбор у нас не — быть или не быть евреями, и даже не — быть израильскими евреями или украинскими, а только быть хорошими евреями или плохими. В этом смысле между евреем в Израиле и в Диаспоре нет никакой разницы.
2. Мы особый народ.
Евреи возникли и существуют для выполнения вполне определенной высокой миссии, которую Вс-вышний определил так: «Будете Мне царством священнослужителей и народом святым» {Шмот, 19:6). Как священнослужители, мы должны молиться за все человечество и учить его законам Вс-вышнего. Как святой народ, мы должны сами неукоснительно выполнять все Его законы.
Цель нашего служения — возвращение Человека к Творцу и превращение всего Мира в Эден. В этом смысле различие между евреями в Израиле и в Голуте заключается лишь в разных функциях, которые они выполняют для решения общей задачи. Наш, еврейский Голут не может прекратиться, пока не начнется алия Человека и алия Шхины. А они не могут начаться, пока, с одной стороны, мы не станем достойны своей миссии, а с другой, пока человечество не примет евреев, как своих священнослужителей и духовных вождей. Мы не смогли добиться этого, живя в своем Государстве, и вынуждены были уйти в Голут. Мы не захотели добиваться этого в Голуте, и в результате чуть было вообще не исчезли с лица Земли. Но Милосердием Вс-вышнего наш народ был сохранен для выполнения Его целей. Мы должны осознать это и повернуться к Нему лицом.
Евреи существуют вопреки всем «объективным» законам исторического развития, и всякая попытка подстроиться под эти «законы» может закончиться для нас только неудачей. Поэтому вопрос не в том, что Диаспора может сделать для своего Государства, или что Государство может сделать для своей Диаспоры. Вопрос в том, что евреи в Ишуве и в Голуте должны сделать для выполнения задачи, возложенной на нас Вс-вышним.