Разрушение Второго Храма римлянами |
Какая же ненависть может быть у людей, которые изучают Тору, исполняют заповеди и делают добрые дела? Как стало возможным, чтобы люди с таким характером, позволили охватить себя слепой враждебности друг к другу-тому, что наши мудрецы называют <беспричинная ненависть>? Может показаться, что эта ненависть развилась на фоне выполнения добрых дел поскольку, еврейский народ был слишком непреклонен в их осуществлении. Конец эпохи Второго Храма связан с появлением споров в области Галахи (еврейского закона). Наши мудрецы считают, что эти противоречия восходят к эпохе ранних мудрецов Мишны, известных как "Пары", и достигают своего пика во времена расцвета школ Гилеля и Шамая. Школы Гилеля и Шамая спорили в течение трёх лет. Одна сторона утверждала, "То, что мы говорим – закон, " Другая сторона отвечала, "закон – то, что мы говорим" Тогда сказал голос с небес: "Оба мнения – это слова Вс-вышнего, а закон – согласно Школе Гилеля." Наши мудрецы дают этому следующее объяснение: "Поскольку они (ученики Гилеля) миролюбивы и скромны, то выучат и мнение Школы Шамая". Наши мудрецы, критикуют школу Шамая. Ошибка школы Шамая заключается в том, что его ученики были недостаточно терпимы к противоположному мнению. Более того они не уважали своих сторонников. Само существование таких разногласий: – одна сторона запрещает вторая- разрешает; одна сторона, объявляет "нечистым", другая – "чистым", – свидетельствовало о снижении уровня понимания Торы. В предшествующих поколениях таких противоречий не было.Сторонники Шамая должны были принять во внимание тот факт, что их противники, не меньше, чем они сами, обладают правом судить, и устанавливать те галахические принципы, которые они считают правильными. Даже, если человек убеждён, что его противник ошибается, он обязан уважать мнение другого, поскольку тот также полагает, что правда – на его стороне. Тот, кто слишком настойчив в утверждении правильности своего мнения; тот, кто позорит своего оппонента, за иную точку зрения; тот, кто не в состоянии ограничить конфликт рамками заданной темы, – сеет семена ненависти и раздора. Такой человек будет защищать свою точку зрения любыми доступными средствами, что неминуемо приведёт к противостоянию спорящих лагерей. В конце концов, не остаётся пути для их объединения; они не могут сотрудничать ради достижения общей цели. Именно такая ситуация привела к разрушению Второго Храма. Различные мнения, которые возникают в силу различного понимания Торы и ее заповедей, всегда были закономерны. Они присущи и нашему времени. Различные способы интерпретации недавних событий в еврейской истории, пути достижения целей, – все эти вопросы являются предметом спора между национально-религиозным лагере-м, и теми, кто утверждает, что для них "нет ничего, кроме Торы" Но было бы хорошо, если бы споры были ограничены только этими вопросами В этом и заключается главная проблема Эти недели <меж теснин>,приближающие нас к 9 Ава-дню разрушения Храма, должны послужить нам предупреждением от впадения в грех беспричинной ненависти друг к другу-грех,который послужил причиной разрушения Второго Храма. Перевёл Яков Герштейн.