40668703

Историческая параллель периода отсчета дней омера

April 15, 2004 Автор: рав Зеев Султанович - No Comments
  

 

В еврейском календаре нет другой последовательности особых дней, которая продолжалась бы семь недель. Выделение этого периода подчеркивает его значение как для праздников исхода и дарования Торы, так и для еврейской традиции в целом. Если считать, что существует соответствие между отмеченными календарем событиями и глобальными процессами истории, то дни между Песах и Шавуот могут служить моделью перехода из одного состояния в другое. За последние 2000 лет еврейской истории не было более значительных изменений в судьбе еврейского народа, чем те, которые произошли при окончательной утрате независимости после поражения восстания Бар Кохбы и при ее обретении, связанном с восстановлением государства Израиль. Само Провидение указало на тесную связь между днями отсчета омера, с одной стороны, и падением "дочери Израиля" и последующим ее подъемом, с другой стороны: траур по поводу гибели борцов против римской тирании во 2-ом веке и день образования еврейского государства в середине 20-го века приходятся на семь недель между праздником исхода и праздником дарования Торы. Это неслучайное совпадение указывает на то, что существование народа на новом этапе невозможно без использования потенциала, накопленного на предыдущем этапе его развития. Как дарование Торы базируется на силе народа, проявившейся в дни исхода и движения по пустыне, так во времена изгнания народ жил мечтой о восстановлении былого величия, которую он сумел реализовать, когда пришло время собирания рассеянных.

 

Восстание Бар Кохбы (132-135 гг н.э.) – поворотный момент еврейской истории. Оно подвело итог духовного развития народа в древний период и посеяло зерна будущего национального возрождения.

 

Подобно времени отсчета дней омера, связывающему исход из Египта и дарование Торы, восстание Бар Кохбы сообщило энергию, с помощью которой осуществляется процесс преобразования: от состояния хаотичного поиска еврейскими царями духовных основ, форм правления и союзников на политической арене, закончившегося утратой государственности , к будущей мессианской эре, когда народы мира придут к обладающим истинным знанием сынам Израиля, живущим на своей земле.

 

Но разве проигранное восстание могло породить положительные процессы?

 

Оно должно было стать горьким уроком и отрицательным примером, показывающим, что перед силой могущественных империй нужно покорно склонять голову. Тем более, что после его поражения жестоким репрессиям подверглось все еврейское население Римской империи.

 

Однако еврейский народ, опираясь на свою веру, мыслит и подводит итоги, исходя из постулата: "Мы народ вечный, и в происходящих событиях (какими бы тяжелыми они ни были) мы видим признаки будущей победы и расцвета нации". А значит, и в исторической перспективе для нас, в первую очередь, важна не трагедия поражения, а необычный героизм и мужество бойцов и их успех на протяжении двух лет борьбы с военной машиной Римской империи. Во всех произошедших событиях видится рука Б-жественного провидения, которая постоянно поддерживает нас. Но лишь до тех пор, пока мы сохраняем высокий моральный и духовный уровень. Поражение – не результат мощи и преимущества врага, а результат наших недостатков в духовной сфере, которые должны быть исправлены. И когда это произойдет – у нас вновь появятся возможности и силы для борьбы за свободу. Такая оценка восстания, неприемлемая для других народов, уподобила всех евреев солдатам Бар-Кохбы: на протяжении 1800 лет они пытаются осмыслить недостатки, приведшие к поражению, и найти пути их исправления. Благодаря самому факту восстания, вся последующая еврейская история стала одним из уникальных примеров перерастания слабости в мощь. Подвергаясь страшным преследованиям, повсеместным и постоянным издевательствам и унижениям, еврейский народ сохранил себя и веру в свою особую миссию. На протяжении средних веков, в период новой и новейшей истории он предпринимал все возможное, чтобы вернуться на родину и, в каком-то смысле продолжив восстание Бар-Кохбы, завершить его победой.

 

Восстание – яркий пример того, что противостояние государствам и мировым империям возможно. Мы противостояли не только римлянам, как политической власти, но и церкви, и мусульманскому миру, которые стремились унизить нас и уничтожить физически или духовно

Редакция и дополнения – Рав Зеев Мешков