jerusalem-day

Иерусалим в процессе Избавления

May 29, 2011 Автор: рав Шломо Авинер - No Comments

       Счастливо наше поколение, ибо оно удостоилось освобождения Иерусалима! Однако мы должны научиться рассматривать все исторические события в свете нашей веры. Вера во Всевышнего – это великая наука, сквозь призму которой мы рассматриваем все, что происходит в мире. Существует множество важных наук, но все они являются частичными. Каждая наука – это своего рода окно, через которое мы смотрим на мир. Вера же – это та «наука», которая видит весь мир благодаря его Источнику. Мы видим каждый предмет и каждое явление в мире не разрозненными, а связанными с их высшим Источником.

Тора заповедала нам рассматривать все происходящее в мире в свете веры. Заповедь из Торы – изучать историю. Сказано: «Вспомни дни древности, помысли о годах всех поколений; спроси отца твоего, и он расскажет тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Дварим, 32:7). Мы обязаны всматриваться в «года всех поколений», то есть изучать историю. Под словом «история» подразумеваются не только отдельные события, но – в более великом смысле – то, о чем сказано: «Царство Твое – царство навеки, и власть Твоя – во всех поколениях» (Теѓилим, 145:13). Изучать историю необходимо для того, чтобы увидеть, как Всевышний управляет жизнью поколений.

Однако порой бывает очень трудно различить в исторических событиях длань Всевышнего. Нам сложно понять, что делает Всевышний, подобно тому как во времена царя Белешацара все маги не могли понять смысл надписи, начертанной рукой на стене; Даниэль же истолковал ее. Но бывает и наоборот: иногда почерк истории так ясен, прост и четок, что только слепой не увидит того, что происходит. Освобождение Иерусалима сияет таким ярким светом, что вызывает изумление: как люди не видят длань Всевышнего, распростертую над нами?

 

Восставшие из могилы

Давайте взглянем на то, что произошло в последних поколениях. Две тысячи лет наш народ пребывал в изгнании. Говорит пророк Йехезкель (37:1): «Была на мне рука Господня, и увлек меня духом (Своим) Господь и опустил меня среди долины, и она – полна костей».

Царь Кузари говорит: вы теперь подобны телу без головы, а мудрец отвечает ему: мы даже не тело, мы – иссохшие кости, но кости эти в один прекрасный день восстанут к жизни (см. Кузари, 2:29-30).

В изгнании мы как в могиле – говорит Виленский Гаон. Но Всевышний решил, что изгнание закончилось, что народ Израиля должен восстать из могилы, и начал воскрешать нас.

 

Начало Избавления

Этот этап называется «началом Избавления». Он начался около пятисот лет назад. Евреи стали возвращаться в Землю Израиля после изгнания из Испании. В те времена рабби Шломо Молхо и Давид Ѓа-Реувени высказали идею захвата Земли Израиля. Но идея эта была слишком дерзка. Рабби Яаков Берав хотел возобновить традицию посвящения в раввины (смиху) и основать Санѓедрин в Цфате. Но и это было слишком дерзко. Рабби Менаше Бен-Исраэль, раввин Амстердама, сказал правителю Британии Кромвелю, что Владыка мира намеревается собрать евреев всех стран мира в Земле Израиля, но не может сделать этого, потому что в Англии нет евреев, и это задерживает Избавление. Так евреям было позволено вернуться в Англию. Рабби Йосеф Каро написал Шульхан арух. Идея воссоздания Санѓедрина в самом деле опережала свое время, но Шульхан арух стал своего рода небольшим «Санѓедрином», который объединил весь еврейский народ.

С тех пор Старый ишув в Земле Израиля рос и развивался. Сначала приехали сефарды, потом к ним присоединились ашкеназы. Процесс Избавления шел «капля за каплей», «один из города, двое из семьи» (Ирмеяѓу, 3:14).

 

Явные признаки Избавления

На протяжение поколений произошло великое внутреннее историческое событие: народ Израиля возлюбил свою землю пылкой любовью. Прежде эта любовь выражалась только на словах, а не на деле, хотя следует учесть и то, что действительность не позволяла выразить эту любовь на деле. Но теперь евреи влюбились в Землю Израиля и стали течь в нее тонким ручейком. Так настал новый этап: заселение и освоение земли. За две тысячи лет изгнания эта земля превратилась в пустошь, местами заболоченную, кишащую заразой. Евреи начали возрождать ее, и она начала возрождаться. «И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней» (Ваикра, 26:32). Рамбан приводит слова мудрецов о том, что это было благословением, ибо Земля Израиля не признала наших врагов, отторгнула их. Когда же мы возвратились в нее, она стала приносить плоды в изобилии. Рассказывают, что когда Хафец Хаим услышал, что в Земле Израиля создаются новые еврейские поселения, он воскликнул: «Это уже начинается!» Когда Земля Израиля приносит плоды, это – самый явный признак того, что Избавление уже началось. Наши мудрецы сообщают нам: «Нет более явного признака Избавления, ибо сказано (Йехезкель, 36:8): “А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему, Израилю, ибо скоро придут они”» (Вавилонский Талмуд, трактат Санѓедрин, 98). Раши поясняет: «Когда Земля Израиля станет приносить плоды в изобилии, это приблизит Избавление, и нет более явного признака приближающегося Избавления».

 

«…и опять соберет тебя»

Широкие массы евреев начали пробуждаться и стекаться в Землю Израиля отовсюду – с севера и юга, запада и востока – «…ибо скоро придут они». Известны слова Рамбама (Ѓалахические законы царства, 11:1) о том, что тот, кто не верит в пришествие Машиаха, восстает не только против пророков, но и против самого Моше рабейну, ведь он говорит сынам Израиля: «…когда возвратит Господь, Бог твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Господь, Бог твой» (Дварим, 30:3). Хотя в этом стихе не упомянут сам Машиах, но Рамбам выводит из него, что понятие кибуц галуёт («собирание рассеянных») непосредственно связано с Машиахом. То, что народ Израиля стекается в свою землю, не является случайностью.

 

Основание государства

Следующий этап – основание государства. Невозможно упомянуть все повороты Божественного провидения, которые привели к этому чудесному событию. Всевышний заморочил все народы мира, чтобы Земля Израиля перешла сначала в руки турок, потом – англичан, а те объявили, что она наша. Правда, англичане обманули нас, но в конце концов все устроилось наилучшим образом, международное общественное мнение повернулось против англичан, потому что они не давали евреям приезжать в Землю Израиля после Катастрофы. Это тоже относится к Высшему управлению миром – горькое обернулось для нас сладким. Даже Советский Союз проголосовал за создание Государства Израиль, потому что надеялся таким образом достичь влияния в районе Средиземнорья. Америка также поддержала идею создания еврейского государства. Дело в том, что после Катастрофы в Германии в лагерях беженцев жили десятки тысяч евреев, которые мешали Америке восстанавливать Германию, чтобы сделать ее своей союзницей в холодной войне против Советского Союза. Россия поддержала Государство Израиль в надежде использовать его против Америки, а Америка – против России. Так, благодаря холодной войне, мы получили свое государство.

Наши мудрецы, благословенна их память, описывают борьбу между великими народами, среди которых окажется народ Израиля, тревожащийся за собственную участь. Сказал нам Владыка мира: все это Я сделал для вас.

Невозможно описать словами всю глубину Божественной мудрости. Многих и многих дней не хватит, чтобы описать все сложнейшие политические причины, которые привели в конце концов к созданию Государства Израиль.

Государство Израиль – это важнейший этап в процессе Избавления еврейского народа. «Единственное отличие этого мира от дней Машиаха – это подчинение иноземным царствам» (Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 34б). В этом мире мы подчинены другим народам, а в дни Машиаха мы – свободные люди. Возникновение Государства Израиль – это дни Машиаха. Возвращение в Сион – дни Машиаха. Плоды, которые дает в изобилии Земля Израиля, – дни Машиаха. Были мудрецы, которые считали, что изгнание из Испании – это тоже дни Машиаха. И это верно. Это было началом дней Машиаха, когда многие евреи осознали, что наше место не в Испании, а в Земле Израиля. Хотя это было ужасное событие, подобного которому не было со времен разрушения Второго Храма, но благодаря ему родился Старый ишув, который, в свою очередь, привел к созданию новых еврейских поселений в Земле Израиля, собиранию рассеянных и основанию государства.

Избавление происходит постепенно. Это медленное и уверенное продвижение огромными шагами. «Не дремлет и не спит страж Израиля» (Теѓилим, 121:4).

 

«И распространишься ты»

Но вот наступила Шестидневная война, и Иерусалим был освобожден. Границы Земли Израиля расширились. До того наше государство было очень маленьким. От территории, которая была обещана нам ООН, отрезались все новые и новые куски, и в конце концов нам осталось совсем немного. Но, благодарение Всевышнему, началась Шестидневаня война, и мы распространились на север и юг, запад и восток, понемногу в каждом направлении. Мы достигли и Иерусалима – самой сердцевины Земли Израиля.

 

«Ибо мысли Мои – не ваши мысли»

Иерусалим достигается не сразу. Это еще один важнейший этап в возвращении Шхины в Сион. Сказано: «Ибо мысли Мои – не ваши мысли, и не ваши пути – пути Мои, – слово Господа» (Йешаяѓу, 55:8). Как мы можем понять деяния Всевышнего? Но когда Его деяния так ясны и однозначны, в них четко выражается Его воля.

Вопрос: почему Всевышний не желает, чтобы мы знали, когда начнется следующий этап Избавления?

Ответ: может быть, потому, что это зависит от нас. Чем больше усилий мы приложим, тем скорее настанет новый этап. Чем больше ошибок мы сделаем, тем сильнее будет задержка. Наши мудрецы говорят, что Всевышний держит срок Избавления в тайне. Если мы будем знать все заранее, то будем руководствоваться не иделами, а практическими соображениями. И потому Всевышний делает нам милость, не раскрывая тайну окончательного срока Избавления.

 

Необратимый процесс

В конце книги Кузари, где царь спрашивает мудреца, когда придет Избавление, мудрец отвечает: когда весь народ станет стремиться к Иерусалиму всем сердцем, как сказано: «Ибо возлюбили рабы Твои камни его и прах его любят» (Теѓилим, 102:15). Когда полюбят они всей душой его прах и камни, тогда и настанет срок Избавления. Вопрос не в том, когда придет Машиах, а в том, когда придет каждый еврей. Когда евреи припадут к этой земле, тогда все и начнется. И мы твердо знаем: когда процесс Избавления начнется, его уже будет не остановить. Мы не знаем, когда придет поезд, но нам известно, что он вышел с первой станции 500 лет назад и с тех пор непрестанно набирает скорость.

 

«Место, которое изберет Господь»

Однако Иерусалима мы достигли не сразу. Иерусалим достается не каждому. Даже Йеѓошуа Бин-Нун не удостоился завоевать Иерусалим – он даже не знал, где Иерусалим расположен. Он знал, что существует «место, которое изберет Господь» (Дварим, 12:14), но ни один человек не знал, что это за место. Даже название «Иерусалим» не было никому знакомо. Мы узнаем, что это за место, только тогда, когда Господь изберет его. Но мы знали, что так будет. В «Песни у моря» есть стихи, которые, казалось бы, опережают свое время, например: «Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил; сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей», «Введешь их и насадишь их на горе удела Твоего, на месте, что жилищем Ты сделал Себе, Господи, во святилище, Владыка, что устроили руки Твои» (Шмот, 15:13, 17). Люди, называющие себя «библейскими критиками», пришли в недоумение от этих стихов, которые описывают приход в Землю Израиля, в Иерусалим, построение Храма. Ведь когда сыны Израиля стояли на берегу Чермного моря, они еще ничего не знали об Иерусалиме и тем более о Храме.

И тогда библейские критики решили, что речь идет о нескольких песнях. Якобы была одна песнь, воспевающая переход Чермного моря, другая, воспевающая приход в Иерусалим, и третья, в которой говорилось о Храме, и рассеянный профессор случайно смешал их все вместе. Это невероятная чушь. Разве народ Израиля вышел из Египта для того, чтобы поселиться в пустыне? Разумеется, нет. Сыны Израиля вышли из Египта, чтобы поселиться в Земле Израиля, в Иерусалиме, и построить там Храм. И если Всевышний пообещал им это, то это уже как будто произошло, и поэтому в «Песни у моря» об этих событиях повествуется в прошедшем времени.

Таким образом, нам не было известно ни место, ни название. В Иерусалиме жили йевусеи. Йеѓошуа не смог покорить йевусеев, как и другие судьи. Это не удалось даже Давиду, который правил великой империей, захватил многие земли, однако в сердце его страны сидел йевусейский царь.

 

Слепые и хромые

Йевусеи даже насмехались над Давидом: «И пошел царь и люди его на Иерусалим против йевусеев, жителей той страны; но они сказали Давиду так: ты не войдешь сюда, пока не уберешь слепых и хромых, – то есть: не войдет Давид сюда» (Шмуэль 2, 5:6). Простой смысл этого непонятного стиха таков: город был так укреплен, что его могли защитить даже слепые и хромые.

Но у этого стиха есть и другое толкование: «слепые» – это люди, которые не видят деяний Всевышнего, подобно тому, как в наши дни есть люди, которые не видят, что Земля Израиля цветет, что народ Израиля возвращается на свою землю, что существует государство. Для того чтобы попасть в Иерусалим, необходимо устранить этих людей.

 

Возведение стены

Во времена Эзры и Нехемьи евреям тоже было не так-то просто попасть в Иерусалим, а тех, кто все-таки попадал в Святой город, подстерегали в нем многочисленные опасности. Когда по прошествии семидесяти лет подошло к концу вавилонское изгнание, и евреи стали возвращаться в Землю Израиля, они столкнулись в ней с чужестранцами, которые претендовали на владение ею. Чужеземные завоеватели пытались прогнать евреев, но, увидев их настойчивость, стали грозить им погромами. Евреи охраняли Иерусалим днем и ночью и начали сооружать грандиозную стену вокруг города, чтобы террористы не могли проникнуть внутрь. Лишь немногие соглашались жить в Иерусалиме, из-за тесноты и опасностей, подстерегавших его жителей. Эзра и Нехемья постановили, что каждый еврей Земли Израиля должен пожертвовать десятую часть своих денег на восстановление Иерусалима, и десятая часть жителей каждого еврейского поселения в Земле  Израиля должны поселиться в Иерусалиме. Так Иерусалим наполнился еврейскими жителями, было завершено строительство крепостной стены, а много лет спустя Йеѓуда Маккавей завоевал всю Землю Израиля и весь Иерусалим.

 

Иерусалим – символ единства

Иерусалим достигается не сразу. Во время Войны за освобождение нам не удалось его завоевать.

Сказал рав Нерия, что во время Войны за освобождение у нас было три армии: Ѓагана, Эцель и Лехи. Если бы Иерусалим был завоеван, то каждая из армий говорила бы: Иерусалим – наш! Однако не такова воля Всевышнего. «Иерусалим не принадлежал ни одному из колен» (Вавилонский        Талмуд, трактат Мегила, 26а). Он принадлежит всему еврейскому народу. И в Шестидневную войну весь еврейский народ во главе с Армией обороны Израиля мужественно завоевал Иерусалим. Такова была воля Владыки мира.

Иерусалим – это высшая ступень святости. Поэтому в Торе он не упомянут в явной форме. Этот город превыше законов логики. У него много недостатков и одно главное достоинство – это святой город.

 

Продолжать путь

Мы завоевали Иерусалим не сразу, но всегда знали, что это произойдет. Владыка мира повелел нашему праотцу Авраѓаму: «Уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Берешит, 12:1), но не указал, в какую сторону ему идти. Иди, и постепенно тебе станет ясно направление. То же самое касается и жертвоприношения Ицхака: «…и принеси его там во всесожжение на одной из гор» (Берешит, 22:2). Иди, и узнаешь, на какой горе.

Пятьсот лет назад мы вышли в путь. Никто не знал, когда мы достигнем цели, но мы шли и, благодарение Всевышнему, все еще продолжаем идти. Мы не знаем, как решить многие наши проблемы, как одолеть врагов, которые окружают нас со всех сторон, как приблизить евреев, отдалившихся от нас, но мы знаем, что самое главное – не останавливаться и продолжать путь.

 

«Подобен возлюбленный мой газели»

В этом и заключается смысл того, что Избавление приходит постепенно. Начало было совсем слабым, почти незаметным, и с тех пор этот процесс все набирает силу. Разумеется, есть и падения, неудачи, провалы. Но так устроена жизнь – бывают взлеты и бывают падения. Самое главное – не отчаиваться. В истории нашего народа были ужасающие падения. Стразу же после дарования Торы сыны Израиля совершили страшный грех – грех Золотого тельца. Наш народ уподобился грешной невесте, которая изменила своему возлюбленному прямо под хупой. И все же Тора не прекратила своего существования. Мы преодолели кризис, раскаялись в содеянном и продолжили путь. У всякого народа бывают кризисы, а тем более, у великого народа.

Перед основанием государства тоже были ужасные провалы. Англичане предали нас, не пропускали евреев в Землю Израиля, а тех, кто сумел пробраться нелегально, посылали в лагеря заключения. Во время Второй мировой войны нацисты во главе с Роммелем почти достигли границ Земли Израиля и были чудом остановлены англичанами. В жизни всегда есть взлеты и падения. «Подобен возлюбленный мой газели или оленю молодому» (Шир ѓа-ширим, 2:9). «Как олень то виден, то не виден, так и Машиах то виден, то не виден» (Шир ѓа-ширим раба, 2:22).

Перевела и подготовила к печати Хана Ар Шалом

                                                                                            

                                                                                              Парашютисты у Стены Плача.
                                                                                                                      Июнь 1967 г.