Во всех синагогах мира на этой неделе читается наставление еврейскому народу, записанное в недельной главе Торы: «И овладеете землей, и поселитесь в ней, ибо Я дал вам эту землю, чтобы вы овладели ею» (Бемидбар 33:53).
Освоить Святую Землю, сделать ее цветущей и создать справедливое государство – эта сложная задача стояла перед еврейским народом 3300 лет назад, когда сыны Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне подошли к восточному берегу реки Иордан и впервые увидели неведомую им Землю.
Та же задача стоит перед нами сегодня, когда мы собираемся в Израиле после двухтысячелетнего изгнания. И самая серьезная причина, не позволяющая нашему народу справиться с этой задачей, заключается в незнании и непонимании своей истории. А она не раскрывается без Торы. Этим предварил свой комментарий к Торе великий Раши (11 век): «Почему начал Всевышний Тору с рассказа о сотворении мира? Чтобы (рассказав обо всей истории) дать Землю народу своему». Не поймешь себя и свой народ через призму истории и традиции – не овладеешь Землей…
Б-г, раскрывающийся через исторические события
Еще до исхода из Египта у горящего куста Моше просил у Всевышнего объяснить, как Он раскроется и даст узнать Себя. В ответ он услышал: «Я буду как буду». То есть во всем, что будет при выходе из Египта и на протяжении всей дальнейшей истории, – постепенное раскрытие Б-жественного лица, которое в конце времен станет явным. И все истекшие мгновения истории должны в твоем воображении собираться и выстраиваться в стройную цепочку причин, ведущих к одной цели, — привести народ в Землю. Как фрагменты мозаики, будут собираться мгновения прошлых времен, и «Я» Того, Кто произнес «Я буду как буду», начнет проявляться все отчетливее…
Мир стремится к совершенству
Б-г управляет миром, весь мир стремится к совершенству, и это поступательное движение всего мироздания никто не может остановить. Причина, по которой люди изготовили тельца, заключалась в том, что они решили: «Всевышний оставил нас». Когда все не складывается, пессимисты говорят: «Вот видите, мы были правы». Но это — результат их собственного неверия в силу добра.
Помочь Всевышнему
Человек призван содействовать претворению Б-жественного плана в жизнь, исполняя Его заповеди, а заповедь возвращения к Б-гу неотделима от заповеди возвращения на Землю, ее завоевания и заселения. «Вернитесь ко Мне – и Я вернусь к вам», – призывал Всевышний устами пророка Захарии народ Израиля, рассеянный в Персии и не желавший возвращаться на Святую Землю. «И поскольку не приложил народ усилий, чтобы переселиться на Святую Землю, то и Б-жественное Присутствие не вернулось в полной мере», – заключает Раши (Йома 9а).
В наше время
Из нашей традиции нельзя сделать ни сухое воспоминание о минувших днях, ни восторженную мечту о счастливом времени. И последствия нашего неумения связать прошлое с настоящим и будущим весьма печальны. Они проявляются в области образования, экономики и политики и выливаются в растраченные попусту еврейские потенциалы и жизни людей. И все из-за того, что мы сомневаемся, что тот же Б-г, Который вывел нас из Египта (одного из пяти), вывел нас и из Европы, и из-за «железного занавеса», опущенного коммунистами (одного из трех), и привел на Землю Обетованную. Мы не можем поверить, что это – одно и то же Лицо, это Тот, Кто сразу сказал: «Я буду как буду». И не волей случая оказались мы на этой Земле, а Он привел нас. Это означает, что мы не имеем права жить здесь, в Земле Израиля, как в Швейцарии – на наши плечи возложено решение мировых проблем: мы должны, возвысившись духовно,
построить справедливое государство, и исправить весь мир, и раскрыть Б-жественное Присутствие повсюду…