«…и забеременела Ривка, и толкались дети в утробе ее. И сказала: «Если так, то зачем это я?» И пошла (к пророку), чтобы спросил у Бога. И сказал ей Бог: «Два народа в утробе твоей, и две нации из утробы твоей разойдутся. И нация от нации будет укрепляться, и старший будет служить младшему» (Берешит, 25:21-24).
Когда родились близнецы, оказалось, что Эсав – по природе своей обманщик, праведный образ жизни чужд ему, и он только делает вид, что придерживается учения Авраама. И, тем не менее, Ицхак любил Эсава.
Неужели он был слеп?
Нет. Просто он свято верил, что человек, раскаявшись, может даже дурные качества превратить в положительную силу. И случится это может в одно мгновение.
То, что Ицхак не был так уж неправ, хотя его выбор и был отвергнут Всевышним, доказывает история.
Мудрецы считали, что Эсав является праотцем римлян, ибо его старший сын Элифаз поселился на Аппенинском полуострове. И история римлян, присоединившихся к сыновьям Израиля, – хотя и косвенным образом – подтверждает это. Рассказывают, что император Нерон, размышляя, стоит ли ему захватывать и разрушать восставший против него Йерушалаим, пуслал стрелу на восток. И когда он увидел, что его стрела, упала точно в направлении Йерушалаима, он решил, что Всевышний хочет стереть Свой город с лица земли. Но одновременно он понял, что тот, кто станет инструментом разрушения, будет сурово наказан от руки Небес.
Тогда убежал он и принял гиюр (Гитин, 56а).
Можно выдвигать самые разные предположения относительно того, реальная это история или нет. Однако известно, что, начиная с первого столетия до этой эры, идеи иудаизма пользовались популярностью среди части населения римской империи. Так, например, Онкелос, переведший Тору на арамейский язык, принадлежал к фамилии Флавиев и был племянником императора Тита. Заинтересовавшись иудаизмом, он покинул Рим и не соглашался вернуться в лоно семьи. За ним несколько раз посылали солдат, но все посланные также принимали гиюр (Гитин, 56б).
Из рассказов Талмуда можно понять, что между мудрецами и римлянами существовали достаточно прочные связи. Так, Гилель был известен своим терпеливым отношением готовностью помочь каждому, кто хотел приблизиться к пониманию Торы (Шабат 31а). Представители знатных семейств Рима, связанные с раби Элиэзэром и у раби Йеошуа, с риском для себя, делали все возможное, чтобы отменить приказы, направленные против сыновей Израиля (Авода зара, 10б). Император Антонинус дружил с раби Йеудой а-наси и считал себя его учеником (Сангедрин, 91а).
То, что среди представителей знатных семейств Рима были люди, либо принявшие гиюр, либо помогавшие сыновьям Израиля; то, что из этого народа происходят мудрецы, без которых не мыслима передача Торы следующим после разрушения Храма поколениям, доказывает, что Эсав обладал большим духовным потенциалом. И Ицхак знал об этом.
Из всех потомков Эсава в еврейской истории наибольший интерес представляет раби Меир, который, согласно нашей традиции, происходил от Нерона. Известно, что он присоединился к сыновьям Израиля в период римских преследований и стал учеником раби Акивы, который сквозь трагедии и разрушения умел видеть заново построенный Храм (Макот, 24а), и девизом которого были слова «Все, что делает Всевышний, – все это к лучшему (Брахот, 60а). Раби Меир усвоил этот принцип веры и добавил, что человек «за каждый вдох обязан благодарить своего Творца» (Дварим раба, 2:22).
И когда один из его учителей, Элиша бен Авуя, увидев, как римляне убили раби Хуцпита, оставил соблюдение Торы (Кидушин, 39а), и сделал вывод, что в мире есть две власти: одна добра, а вторя – зла), раби Меир, верный своему принципу, приложил все силы, чтобы вернуть его на путь истины. И хотя в этом он не преуспел, говорят, что он смог многому научиться у Элиши бен Авуя. При этом он не просто усвоил знания, а понял, в чем тот ошибается, и исправил его ошибки. Для этого ему пришлось потрудиться: Как сказано: «Он взял гранат, съел сердцевину, а кожуру выбросил» (Хагтга, 15б).
Гранат можно рассматривать как частности или как общее. Так же человек смотрит на мир: либо он видит только частности, либо он воспринимает мир как единое целое, так как понимает, что все детали удивительно подходят друг к другу и объединяются общей гармонией. И раби Меир похож на человека, который сумел достать из плода тонкую кожуру, разделяющую зерна, и соединить их заново.
Раби Меир всю жизнь заботился о том, чтобы из-за трагедий, которые люди пережили в период преследований, никто не пошел по стопам Элиши бен Авуя и не сказал, что есть две власти на небесах. Поэтому он начал, переписывая свиток Торы, добавлять в чернила клей. А на недоуменные вопросы, зачем он это делает, ведь можно ошибиться в той или иной букве, а стереть ее будет нельзя, он отвечал: «Буквы Торы я знаю прекрасно и помню, какое слово пишется с «вав», а какое – без. И боюсь я совсем другого: вдрук прилетит муха, сядет на букву «далет» в слове эхад («один»), своими лапками сотрет небольшой хвостик у этой буквы и вместо «далет» получится «рэш», и слово будет читаться как ахер («другой») Вот и выйдет вместо «Бог один» – «Бог другой». Разве ради этого не стоит добавлять клей?» (Эрувин, 13а). Своей глубокой верой в единство всего сущего раби Меир многих уберег от отхода от Торы.
Как раби Меир верил, что у всего есть единое начало, так он верил и в то, что корень всех сил человека – положительный. И он говорил: «Возлюби Бога Всесильного твоего всем сердцем: и положительным началом, которое есть в сердце, и отрицательным» (Тосэфта, Брахот 7:7). Как и наш праотей Ицхак.
Он так же говорил: «Нееврей, который учит Тору, подобен первосвященнику» (Авода зара, 3а). Иными словами, очищающая сила Торы пересилит любую испорченность.
Раби Ами придерживался другого мнения: нельзя обучать Торе нееврея. Он полагал, что для того, чтобы очиститься от представлений идолопоклонников и изменить свой образ жизни, требуется приложить большие усилия. И не все это могут сделать. А влияние Торы распространяется только на тех, кто уже проделал большую предварительную работу. И только, после того, как человек присоединится к сыновьям Израиля, перед ним можно раскрыть Тору.
И история показала, что многие из потомков Эсава на протяжении веков принимали гиюр, потому, что им посчастливилось познакомиться с Торой. И через нее они обрели жизнь. Но это не значит, что не нужно беречь святость Торы и раскрывать ее всем и везде.