kosher-china

Эпицентр кашрута и сионизма

February 13, 2006 Автор: Мидраша Ционит - No Comments
 

Кошерные буквы
Иногда этот знак похож на забавную рожицу – на расплывшуюся улыбку в круге лица. Но приглядевшись, можно увидеть две английские буквы OU, причём вторая буква вмонтирована в окружность первой. Эта пара букв улыбается с упаковок, банок, коробок, бутылок, пакетов и ящиков по всему земному шару.

Это не шифр и не знак таинственной масонской ложи. Это фирменный знак крупнейшей еврейской ортодоксальной организации США и Канады – «Orthodox Union» («Ортодокс Юнион», ОЮ), объединяющей почти 1100 синагог Северной Америки. Созданная более 80 лет назад, эта зонтичная структура сегодня представляет и обеспечивает интересы ортодоксального еврейства единственной сверхдержавы.

За десятки лет своей деятельности ОЮ удалось реализовать амбициозную цель: где бы ни находился верующий еврей на планете Земля, он везде может найти кошерную пищу со штампом из двух смеющихся букв. Более 1000 раввинов-координаторов, контролёров кашрута, специалистов по пищевой химии постоянно сертифицируют 250 тысяч продуктовых брэндов, ресторанов и отелей, а также присматривают за кашрутом в 2505 компаниях пятидесяти четырёх стран мира. На сегодняшний день более 400 тысяч наименований продуктов признаны кошерными под эгидой ОЮ.
В последнее время пищевой спектр деятельности ОЮ расширился в связи с массовым потоком китайской продукции на североамериканский рынок. Появилось даже специальное подразделение ОЮ-Китай, занимающееся приспособлением китайских деликатесов к стандартам пищи, которая разрешена соблюдающим заповеди евреям. В принципе, любой производитель продуктов питания и сопутствующих товаров может обратиться из своей страны в офис ОЮ с просьбой о признании его продукции кошерной. Цель такого шага довольно ясна: кто хочет успешно продвигаться на американском рынке, тот думает о кошерном штампе.

Почему? Да потому, что с каждым годом растёт число американцев, покупающих в супермаркетах именно кошерную пищу. И вовсе не евреи составляют большинство таких покупателей! Евреи составляют 2,5 процента от населения США, а согласно новейшим маркетинговым исследованиям, 15 процентов американских покупателей постоянно приобретают кошерное. Ещё 58 процентов участников опросов заявили, что покупают товары со знаком кашрута «время от времени». Итоговая оценка: почти 20 процентов американцев – а это 40-50 миллионов человек, предпочитают продукты питания с удостоверением о кошерности.

Таким образом, ОЮ обслуживает не только евреев, но и огромную часть американского общества. Многие вегетаринцы выбирают кошерную молочную, рыбную и овощную продукцию, доверяя еврейским пищевым стандартам. Мол, у верющих евреев сыр точно не будет с мясными компонентами, а салат будет тщательно очищен от жучков. Ещё один поразительный момент заключается в том, что 16 процентов покупателей кошерного – это мусульмане, которые полагаются на строгие принципы кашрута. Где же ещё бедному мусульманину быть уверенным, что ему не подсунут свинину под видом индюшатины, как не в кошерном отделе супермаркета?!

 

Под крышей ОЮ находится не только глобальная сеть обеспечения кашрута, но и «Национальная конференция синагогальной молодёжи» – крупнейшая и наиболее уважаемая организация еврейской религиозной молодёжи. Её партнёром в Израиле является движение «Бней-Акива». ОЮ имеет давние политические связи с Демократической партией США. Сенатор Джозеф Либерман, бывший кандидат в вице-президенты, посещает синагогу «Адас Исраэль», связанную с ОЮ. Несколько лет назад сенатор Либерман пробил бюджетное финасирование лидерской программы на базе «Национальной конференции синагогальной молодёжи». Целью программы названы «воспитание и поддержка лидеров еврейской общины и американского общества на ближайшие десятилетия».

Sumskaya, 45

Этот адрес без перевода стал известен в США и в Израиле. Не говоря уже о самом Харькове, где огромный офис ОЮ стал неотъемлемой частью еврейского пейзажа. Глобальный сайт «Ортодокс Юнион» следующим образом описывает географическую структуру ОЮ: США (с разбивкой по штатам), Израиль и …Харьков (Украина). Создаётся впечатление, что этот украинский мегаполис рассматривается американскими евреями как отдельный континет. Почему же Харьков? Почему именно в этом городе был основан единственный за пределами США и Израиля полномасштабный центр ОЮ?

Всё начиналось довольно случайно. В августе 1990 года тогдашний президент ОЮ профессор Шимон Квестель посетил ряд городов СССР, в том числе и Харьков. В те дни заканчивалось написание свитка Торы, посвящённого памяти видного активиста ОЮ Джозефа Миллера, погибшего при взрыве террористами авиарейса №103 «Пан Америкэн». Появилась идея подарить свиток Харькову, создав новый еврейский центр – на деньги американских спонсоров и при поддержке израильской йешивы «Шаалавим».

В 1993 году в Харьков прибыл израильский раввин Шломо Асраф, вставший у истоков грандиозного проекта. На самой престижной улице города, в её центральной части – на Сумской, 45, были арендованы несколько комнат, в которых и начались встречи шабата и первые уроки еврейских традиций. Сегодня харьковский центр ОЮ – это уже трёхэтажный особняк с огромными залами, учебными классами, общежитием и собственной кошерной кухней. Можно не сомневаться, что все продукты в харьковском “Joseph K. Miller Torah Center” имеют две улыбающиеся буквы кашрута.
При центре ОЮ работает еврейский лицей «Шаалавим» – почти 150 учеников с 1 по 11 классы.

Проводятся шабатоны, поездки в Израиль и по еврейским местам Украины, работают мидраша для девушек и еврейский студенческий клуб, организуются зимние и летние лагеря. В центре постоянно находятся и преподают три семьи раввинов и вожатых. Вся эта активность требует от спонсоров из США сотен тысяч долларов в год.

Израильские молодые посланцы сменяют друг друга; связь харьковских евреев с Израилем не прерывается ни на день.

Неудивительно, что по данным «Бюро по связям» харьковский лицей «Шаалавим» занимает одно из первых мест в мире еврейской диаспоры (!) по числу репатриантов среди своих учеников. Более 90 процентов воспитанников ОЮ совершают алию в Израиль.

…29 октября 1998 года арабские террористы направили машину со взрывчаткой на автобус, перевозивший еврейских детей в секторе Газа. Израильские солдаты, охранявшие автобус, развернули свой джип попёрек дороги и приняли удар на себя. Дети не пострадали, но один солдат ЦАХАЛа погиб. Это был Алексей (Ашер) Найков, выпускник лицея «Шаалавим», талантливый парень, который так хотел поступить на факультет космических исследований хайфского Техниона.

Память об Алексее увековечена там, где он учился, дружил и встречал праздники – на Сумской, 45.
Через центр ОЮ за 12 лет его работы в Харькове прошли сотни и сотни будущих репатриантов. Сегодня они служат в боевых частях ЦАХАЛа, преподают в вузах и школах, работают в крупнейших фирмах израильского хай-тека. Зимой 2006 года в Иерусалиме состоялась встреча тех, кто «прошёл» через Сумскую, 45. Десятки студентов, солдат и просто старых товарищей снова увидели друг друга, живо пообщались с профессором Квестелем и раввином Шломо Асрафом, вспомнили прошлые годы.

…А было и такое. Лютая зима начала 1990-х годов, температура минус 25 градусов, вместе с раввином Шломо Асрафом под свирепым ветром мы пересекаем огромную площадь Дзержинского – самую большую в Европе. Шломо, явно предпочитающий нежный климат сефардского еврейства, поднимает голову в шапке-ушанке и, глядя на заснеженный памятник Ленину, повторяет сквозь зубы: «Что я здесь делаю?! Что я здесь делаю?!» Теперь я знаю, рав Шломо: это было не простое замерзание в Харькове, а возведение моста человеческих связей и еврейской солидарности между Израилем, США и Украиной.

Ортодоксия эпохи «хай-тек»
«Чёрношляпники», «пейсатые в меховых штраймлах», «эти ортодоксы нигде не работают, а получают пособия» – подобные высказывания часто можно услышать в русскоязычной среде. Американский опыт «Ортодокс Юнион» доказывает, что возможна иная – современная, форма еврейской ортодоксии, которая сочетает соблюдение заповедей с активной интеграцией в западное общество. Движению «Modern Orthodox» всего пара десятков лет, но именно оно определяет духовный облик современного религиозного еврейства США, Канада и других западных стран.

Как соединить высокие технологии и Тору? Как остаться соблюдающим заповеди, работая в крупном магазине электроники? Как дать своему ребёнку хорошее еврейское образование – вместе со знаниями светских наук на университетском уровне? Все эти вопросы помогает решать ОЮ.
Не хватает времени заглянуть в йешиву? Окей, окончание изучения трактата Талмуда мы будем транслировать по Интернету. Не знаешь, как сочетать биржевую деятельность с заповедями Торы? Пожалуйста, консультации Дэвида Хойда «Персональная и финансовая интеграция и Галаха». Проблемы с кадрами в офисе? Вот тебе лекция «Мораль на рабочем месте» Бенджамина Брафмана.

5 февраля 2006 года ОЮ проводит всеамериканский семинар габаев – старост синагог. Темы занятий: технологические и компьютерные ресурсы габая; кому предоставлять вызов к Торе; как определять свиток Торы, непригодный к чтению; декорум синагоги; как поправлять читающего свиток; как сделать людей более вовлечёнными в жизнь общины.
При «Ортодокс Юнион» действует Институт общественных связей (IPA), призванный защищать еврейские интересы и религиозные свободы, а также координировать связи ОЮ с правительством, Конгрессом, СМИ и негосударственными организациями США.

Имя ОЮ давно уже стало символом еврейско-американского истэблишмента. Например, глава департамента кашрута ОЮ раввин Менахем Генак был приглашён 18 января 2006 года на инаугурацию Джона Корзина – нового губернатора штата Нью-Джерси; молодой и подтянутый рав в чёрной кипе прочитал благословение губернатору от имени религиозной общественности. Генак, раввин синагоги «Шомрей Эмуна» в Энгельвуде, работал в предвыборной команде нового губернатора-демократа.

Давние связи ОЮ с демократами не мешают налаживать прекрасные отношения и с республиканцами. Поворот к традиционалистам из партии Джорджа Буша стал наглядно заметен на выборах 2004 года, когда в Огайо и Флориде действующий президент завоевал 69 процентов голосов ортодоксальных евреев; в других штатах эта категория иудеев отдала президенту от 75 до 90 процентов голосов (для сравнения: в целом по стране лишь 25 процентов евреев проголосовали за Буша).

Свежий пример политических разночтений американских евреев – их отношение к Сэмюэлю Алито, кандидату в члены Верховного Суда США. Лидеры реформистского движения и еврейские политики-демократы ( Дебби Вассерман-Шульц, заседающая в Конгрессе) выступают против кандидата-консерватора. В это же время руководители «Ортодокс Юнион» шлют в Сенат письмо в поддержку кандидата от республиканцев.

Ортодоксальный Союз одобрил инициативу штата Нью-Йорк предоставить налоговые льготы на образование малоимущим семьям. Предложение, представленное губернатором Джорджем Патаки, предполагает выдачу по 500 долларов на студента для расходов на образование, если они живут под юрисдикцией школ-интернатов. «Предложение губернатора – очень хороший первый шаг к осуществлению программы, которая поможет малообеспеченным семьям с детьми школьного возраста», – сказал президент ОЮ Стивен Савицки.

А как же Израиль? А вот как: «Ортодокс Юнион» является самым верным и активным другом Израиля. Поддержка всеми имеющимися силами, помощь американским евреям в репатриации, лоббирование интересов Израиля в США и по всему миру. На приближающихся выборах делегатов 35-го Всемирного Сионистского Конгресса «ОЮ» призывает голосовать за религиозных сионистов.
Что же это за такой феномен – современная еврейская ортодоксия? Это целый мир – удобный и кошерный, уютный и политически корректный, престижный и погружённый в глубины еврейской мудрости, интегрированный в реалии диаспоры, но свято помнящий об Израиле.

Это мир, в котором сенатор Хиллари Клинтон цитирует раввинов ОЮ на съезде христиан-адвентистов. Мир, в котором действуют принадлежащие верующим евреям банки и инвестиционные фонды в сфере «хай-тек». Мир, в котором крупнейший и солиднейший супермаркет фото- и видеотехники в Нью-Йорке принадлежит симпатичным евреям в кипах на голове. Может быть, это и есть идеальная форма еврейской жизни в диаспоре, пока эта диаспора     ещё существует                                                                                          



Воспитанники ОЮ беседуют с проф.
Квестелем


проф. Шимон Квестель и

 раввин Шломо Асраф


Ученицы лицея "Шаалавим" в Харькове