Добро и жизнь

Добро и жизнь

July 4, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Дерево познания добра и зла. Что такое хорошо и что такое плохо? Сама попытка найти ответ на этот вопрос – вкусить от дерева познания добра и зла – приводит к трагедии: Адам разрушает мир именно тем, что он отведал плод этого дерева. Однако попытка найти ответ на вопрос может стать причиной разрушения или наказания только в том случае, если сам вопрос некорректен и никогда не должен был возникнуть. Например: "Скажите, Ваше Величество, а всегда ли Вы принимаете правильное решение? Не делаете ли вы иногда глупостей?" Таким же был и поиск Адама – он усомнился в том, что все хорошо в сотворенном мире, и начал исследовать природу зла. И несмотря на то, что сказанно: "…и увидел Вс-сильный все, что Он сотворил, и вот это хорошо очень", – первый человек задался вопросом, а все ли сделанное Вс-вышним благо и нет ли недостатка в Его творении? И это исследование принесло ему наказание. Творение стало для него источником смерти, ареной вечной борьбы за существование, источником страхов и страданий. Человеку не следовало, оставив дерево жизни, входить в область познания, в основе которого лежит сомнение. Его восприятие определило свойства всего сотворенного Б-гом. Наши мудрецы говорят, что исправление первого греха заключается в том, чтобы добиться такого состояния, когда поведение человека перестает диктоваться поиском хорошего и боязнью плохого, а всеми его поступками руководит устремленность к Тв-рцу – искренняя любовь, а не страх наказания или ожидание награды. И если удастся изменить причинность нашего поведения – изменится мир: в духовном мире ни одно искреннее желание не остается без ответа и стремление к Б-гу не из-за страха или в ожидании награды восстановит живую связь с Ним. А там, где Б-г – нет зла. Рабби Шимон Бар Йохай считал, что этот принцип – исправить мир, уйдя от восприятия окружающей действительности с точки зрения "хорошо и плохо", – является величайшей тайной. Он плакал, прежде чем открыл его своим ближайшим ученикам. "Если открыть его, – говорил он, – узнают грешники, а если не открыть, праведники не будут знать о нем". Опасения Рабби Шимона можно понять, вспомнив философский труд Ницше "За пределами добра и зла", ставший одной из идеологических основ фашизма. Ницше представил добро и зло как условные понятия, которые разные народы по своему формировали на протяжении веков, каждый раз изменяя их из-за внешних причин. Жизненная сила – вот, что является главным, по мнению Ницше. Способность проявить себя, добиться своего, претворить свое желание. Сделав первый шаг – уйдя от понятия добра и зла – Ницше грубо ошибся на втором шагу. Вместо того, чтобы декларировать, что жизнь – это прямая связь с Б-гом, который Сам благо и постигается только тем, кто творит добро, он поставил на первое место человека с его грубыми инстинктами и определил жизненную силу, как способность подавлять других. Т.е. Ницше по своему описал "дерево жизни" – не связь с Б-гом, а замкнутость на самом себе. Сверхчеловек, существо не связанное никакими условностями и без сомнений претворяющее в жизнь все свои желания, – идеал Ницше. Его писания стали одной из основных причин гибели миллионов людей. Отказаться от нравственных основ, чтобы поставить на первое место грубые инстинкты человека, – в этом нет ничего нового. Древний культ Бааль Пеора (пеор – "безобразие"), описанный в Торе, был направлен на то, чтобы "освободить человека от комплексов": служение этому идолу заключалось в том, чтобы перед его лицом сделать самое постыдное, что только человек придумает. "Ваши глаза видят, что сделал Б-г с Бааль Пеором, ибо всякий человек, который пошел за Бааль Пеором, – истребил его Б-г Вс-сильный твой из твоей среды, а вы, прикрепившиеся к Б-г Вс-сильному вашему, живы все сегодня". "Сегодня" значит "всегда".