.Ав – единственный месяц еврейского календаря, название которого всем понятно. Все остальные носят названия вавилонского происхождения, что оставляет место для многочисленных толкований.
Ав – другое дело. Казалось бы, все понятно: ав – «отец». Но почему? У евреев, правда, есть четыре новых года, но ни один из них на месяц Ав не выпадает. Значит, речь идёт о понятиях более тонких.
Первое слово в словаре, да ещё и образованное первыми двумя буквами алфавита, несомненно, заслуживает внимания.
Слово ав применяется чрезвычайно широко:
1) в прямом смысле – как «отец, предок, праотец»,
2) в переносном – «руководитель, глава»,
3) в ещё более переносном – как «источник, корень».
Мы сможем понять смысл этого слова, если вспомним символику букв «алеф» и «бет». Творец и Творение. Отец и сын. Понятие «отец» абсолютно неразрывно связано с понятием «сын». «Алеф» – первая буква Десяти Заповедей («Анохи…» – «Я – Г-сподь…»). «Бет» – первая буква Торы («Берейшит…» – «В начале…»)
Поэтому необходимо, чтобы в слове, имеющем значение «отец, предок, праотец, глава, источник, корень», на первом месте была бы буква «алеф», символ Творца. Но точно так же необходимо, чтобы на втором месте стояла буква «бет» – символ Творения. Потому что пока нет Творения хотя бы в проекте, как мы можем говорить о Творце?
С чего начинается Творение? С действия? С того момента, когда "и стало так"? Или, может быть, с "Да будет свет"? Где та граница, после которой мы уже можем называть Творца Творцом, а отца – отцом?
В смысловой палитре корня «АВ» есть ещё одно неожиданное значение. Единственный глагол, образованный от этого корня, «ава», обозначает не «стать отцом», как это можно было предположить, а «желать, хотеть».
Вот это-то и называется началом – желание.
Мужчина может стать отцом с того момента, когда у него появляется желание стать отцом. Именно это желание, а не двусмысленное, как у Райкина: «Не люблю детей, но люблю сам процесс».
«Пардон, – скажете вы, – но даже ребёнок знает, что… ну не только в желании дело».
Так ведь и мы не о столь банальных вещах говорим.
Не каждый донор генетического материала может называться отцом.
Сегодня наука чётко различает между отцом биологическим, отцом физиологическим и просто отцом, настоящим. Отличает последнего именно желание отцом стать.
Мало того, чтобы носить гордое звание отца, нужно продолжать хотеть быть отцом. В том смысле, что есть возможность от этого почетного звания отказаться…
Вывод: быть отцом – дело добровольное, то есть производное от воли, желания.
Значит, вначале – все-таки желание.
Как известно, Тора начинает рассказ о Творении со слов "Вначале сотворил Всесильный небо и землю". Здесь начало – действие, Творение.
Великая каббалистическая книга «Зоар» говорит о том, что предшествовало Творению неба и земли: « Вначале – желание Царя…»
После того, что мы знаем о слове АВ, это начало кажется более понятным
Но пока поговорим о следующем месяце еврейского календаря – Элуле. Элул – финиш нашего года. И одновременно – подготовка к новому старту в Рош а-Шана, который наступает в последний день Элула. Значение корня слова Элул – причина.
Что мы получим в следующем году, напрямую зависит от итогов этого. Так что Элул – последняя возможность итоги года подправить. В еврейской литературе он назван месяцем Тшувы (возвращения). Но от чего зависит причина? Что заставляет нас действовать в месяце Элул, исправлять, возвращаться?
То, что движет всем. Желание. А рождается желание, как вы уже догадались в месяце Ав.
Как и почему?
Не знаю, как у вас, а у меня лично после дня плача 9 Ава, после трех недель траура, которые были до этого, рождается устойчивое желание, чтобы всё это больше не повторялось. Чтобы постились и плакали мы в последний раз. Тем более, что возможность такая есть. Главное – желание…