898

Что такое еврейская свадьба?

December 18, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

     Мне бы хотелось понять, что такое хупа. Не ясно ни само слово, ни то понятие, которое оно определяет. А так же слово кидушин… Я знаю только, что они относятся к законам заключения еврейского брака.
Стреминская Инна, Москва

 Отвечает рав Зеев Мешков:

  Хупа – свадебный балдахин (устанавливаемый на четырех шестах, или талит, поднятый за четыре угла молодыми людьми), под которым происходит заключение брака между женихом и невестой – «кидушин».
  Хупа, как правило, устанавливается под открытым небом. Слово хупа означает «закрывающее или покрывающее». Оно образовано от глагола «хофеф» – «покрывает», «накрывает», «нависает». Во многих сефардских общинах было принято вместо того, чтобы устанавливать свадебный балдахин, накрывать жениха и невесту одним талитом. Прежде, чем вести жениха под свадебный балдахин, его подводят к невесте, лицо которой закрыто фатой. Он должен немного приподнять ее. Этот обычай связан с тем моментом, когда Лаван обманул нашего праотца Яакова и привел к нему под хупу Лею вместо Рахель. После этого случая каждый жених проверяет, не подменили ли ему невесту.
  Конечно же, сегодня никто не опасается стать жертвой обманщиков, подобных Лавану, но обычай есть обычай, и этот красивый момент еврейского бракосочетания, когда перед хупой жених приходит взглянуть на невесту, никто не пропускает. Жениха приводят под свадебный балдахин его отец и отец будущей жены. Невесту подводят к нему матери семейств будущих мужа и жены. Обойдя семь раз вокруг жениха, невеста становится справа от него. Смысл обычая свадебного балдахина заключается в том, что муж должен ввести жену в свое владение. Поэтому хупу чаще всего устанавливают под открытым небом – выделенное балдахином пространство становится собственностью жениха.
  Но за всяким простым объяснением всегда скрывается тайна. И в данном случае она заключается в том, что про мужчину, который еще не нашел своей пары, говорят: «Он еще не достоин называться «человек». И, действительно, слово «адам» относится, прежде всего, к тому первозданному «существу», которое состояло из мужчины и из женщины. И сегодня можно удостоиться высокого имени «адам» («человек»), только став одним целым со своей половиной. И все-таки при чем же здесь балдахин?
   Представим себе четыре небольших одинаковых квадрата, вырезанных из бумаги. Сколько квадратов будет после того, как эти четыре сложат вместе? Пять – так как не следует забывать о том новом, неожиданно возникшем квадрате, стороны которого являются внешним периметром. С помощью этого простого примера можно увидеть, что всякий раз, когда части одного целого складываются вместе, возникает нечто новое – то, чего не было ни в одной из них.
  Хупа – символ того нового, что возникает, когда души, предназначенные быть вместе, находят друг друга. Ее можно сравнить с Б-жественным Присутствием, Которое как невидимое облако окружает молодых, защищает их, дает им новые силы и помогает построить дом.
  Теперь о кидушин… В переводе это слово означает «посвящение». («кадош» – «выделенный», «отделенный», «особый»). Мужчина посвящает себе женщину (с ее полного согласия, разумеется), отделяя ее от всех остальных. С того момента, как жених – в присутствии двух свидетелей – передает невесте кольцо, он перестает быть женихом и становится мужем, а она перестает быть невестой и превращается в жену. Но это не значит, что он покупает ее. Тора далека от отношения к женщине как к товару, и если кто-то научил народы мира относиться к слабому полу с уважением – это еврейский народ.
   Стоимость кольца может быть равна стоимости самой мелкой монеты «пруте». Цель передачи заключается в том, чтобы начать отношения, которые связывают мужа и жену: он дает, а она воспринимает. Не стоит становиться на защиту женщины и утверждать, что ее достоинство оскорблено, так как Тора отвела ей исключительно пассивную роль. Восприятие не пассивно – оно меняет того, кто дает. Поэтому и не называют «адам» того, кто не женат. И получается, что женитьба скорее оказывает воздействие на мужчину, чем на женщину.