471031

«Царства», «Воспоминания» и «Шофары»

September 2, 2013 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

В качестве подготовки к Рош ѓа-Шана рассмотрим слова рабби Моше-Хаима Луцатто о фрагментах молитвы мусаф в Рош ѓа-Шана, называемых «Царства», «Воспоминания» и «Шофары». Молитва мусаф в Рош ѓа-Шана уникальна и не имеет аналогов в молитвах всех остальных дней года, даже Йом Кипура. Она состоит из девяти благословений, и отрывок, называемый «Святость дня», который во всех прочих молитвах мусаф является отдельным благословением, в данном случае входит в три средних благословения. К тому же, тема этих трех благословений является главной, тогда как «Святость дня» упоминается мимолетно словами: «Царь над всей землей, освящающий Израиль и День памяти».

 

Рабби Моше-Хаим Луцатто пишет:

 

«В этот день Святой, благословен Он, предстает перед нами как Царь, управляющий Своим миром. В этом мы должны укрепиться, ибо в этом – все благо для нас и все наше предназначение. И вот, этот день является днем суда, и нужно пробудиться перед Святым, благословен Он, дабы Он вспомнил нас добром. И в этот день есть еще одна важная вещь: это шофар, трубить в который нам заповедано, потому что силу трубления в шофар мы ощущаем внизу, а корень его – наверху. Он призван усилить добро и истребить зло. Однако после греха, совершенного первым человеком, добро и зло смешались, а во время дарования Торы добро выделилось из зла, окрепло и воцарилось в мире, однако не смогло пока что полностью подчинить себе зло, но все же освободилось из его плена и укрепило свои силы. А зло отделилось от добра и осталось в стороне. И вот, в грядущем это исправление будет завершено, и добро полностью подчинит себе зло и станет править безраздельно. И вот, во время дарования Торы добро упрочилось благодаря трублению в шофар, и об этом сказано: «И звук шофара становился сильнее и сильнее» (Шмот, 19:19). И завершение этого исправления в грядущем, когда добро полностью одолеет зло, также произойдет благодаря шофару. Об этом сказано: «И будет в тот день: вострубят в великий шофар» (Йешаяѓу, 27:13). И поскольку в грядущем это исправление станет полным, чего не было во время дарования Торы, сказано «великий шофар». Поэтому нам было заповедано трубить в шофар в Рош ѓа-Шана, дабы усилить исправление, которое началось во время дарования Торы. Таким образом мы словно приближаем грядущее. И соответственно этому была составлена молитва, дабы пробудить нас как подобает. Три вещи помогают нам пробудиться в этот день: «Царства», «Воспоминания» и «Шофары», и исправление заключается в том, чтобы каждая из них состояла из десяти стихов Писания, что соответствует десяти речениям. В этом также сокрыта тайна десяти сфирот».
Рабби Моше-Хаим Луцатто говорит, что в Рош ѓа-Шана «Святой, благословен Он, предстает перед нами как Царь». Возникает вопрос: чем это отличается от всех остальных дней года? Ведь в течение всего года мы тоже упоминаем, что Всевышний – Царь: «Господь, Бог наш, Царь вселенной…» Чем же уникален Рош ѓа-Шана, что именно в этот день Всевышний предстает перед нами как Царь?

 

Название «Рош ѓа-Шана» («Голова года»)

 

Напомним читателям, что в Торе Рош ѓа-Шана не упоминается. Рамбан объясняет, что этот день связан со скрытой частью Торы. Написано (Ваикра, 23:24): «Говори сынам Израиля следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание». Тора не объясняет смысл этого дня и причину трубления в шофар, в отличие от других праздников, чей смысл объясняется более ясно и подробно. Рамбан объясняет, что смысл Рош ѓа-Шана сокрыт от народов мира и раскрыт только народу Израиля.
Впервые слова «Рош ѓа-Шана» встречаются в Талмуде, в качестве названия трактата. Давайте задумаемся над их смыслом.

 

Внешний и внутренний аспекты

 

Существует связь и взаимодействие между внешним и внутренним аспектами мироздания. Это видно на примере человека: в годы, когда растет и развивается его тело, параллельно с ним развивается и душа. Когда младенец учится переваривать пищу, а потом и ходить, он постепенно овладевает также навыками речи, как объясняют наши мудрецы, благословенна их память (см. Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 40).

 

С тринадцати лет подросток обязан исполнять заповеди, и с того же возраста он способен производить на свет потомство. Этот возраст характеризуется как физической зрелостью, так и душевной зрелостью. Таким образом, мы наблюдаем соответствие между подготовкой к исполнению заповедей и биологической зрелостью, которая приходит к человеку в том же возрасте.

 

Ту же параллель можно продолжить и дальше: в 20 лет человек находится в самом расцвете своей физической силы, и в то же время он уже достаточно зрел для того, чтобы быть приговоренным за прегрешения к каре Небесным судом.

 

Тот же самый принцип справедлив и в отношении всего мироздания. Можно провести параллель между естественным развитием мира и его внутренним, духовным развитием. Между летом и зимой существует время, когда день и ночь равны друг другу, а потом день укорачивается, а ночь удлиняется. Затем эта тенденция становится ровно противоположной, и в середине между сменой зимы и лета вновь наступает равноденствие, после которого большую часть суток занимает день. Можно заметить, что Рош ѓа-Шана тоже является своего рода «точкой равновесия» – временной точкой, которая определяет начало года по еврейскому календарю. Природа устроена в соответствии со способностью земли порождать плоды. Осенью пашут и засевают землю, весной начинается цветение, летом созревает урожай, и к концу лета все готово к сбору урожая и подготовке запасов на зиму. Таким образом, очевидно, что сельскохозяйственный год начинается именно в это время – осенью, в период засева, прежде чем начнется сезон дождей, поскольку сильный дождь может повредить свежепосаженным семенам, и они должны приняться перед началом дождей. Кроме того, перед посевом нужно еще вспахать землю. К этому времени все, что выросло в прошлом году, уже засохло; начинается листопад, и все в природе готово к началу нового цикла. Это время обновления, время начала нового жизненного цикла в природе.

 

Память о трублении

 

Если мы сумели увидеть параллель между физическим и духовным развитием, между телом и душой, между сосудами и Божественным светом, наполняющим их, то мы понимаем, что все это намек: Рош ѓа-Шана – самое подходящее время для суда над всем мирозданием. В этот день все творения предстают перед Небесным судом, и суд этот связан именно с тем, что происходит в нашем, материальном мире, как объясняет Рамбан. Это не тот суд, перед которым предстает человек, попав в мир грядущий, – нет, речь идет именно о материальном мире: «Кто будет жить, а кто умрет, кто своевременно, а кто безвременно… кто обеднеет, а кто разбогатеет, кто будет унижен, а кто вознесен». Этот день определяет судьбу всего материального мира на всех его уровнях: от существования растений и животных до общественной и политической жизни государств.

 

И все это относится к тайнам Торы, которые были раскрыты только народу Израиля. Слова «память о трублении» (зихрон труа) намекают на высочайший уровень, которого достигает мироздание в этот день. Слово «память» указывает на внутренний и духовный смысл предметов и явлений, а также выражает связь с событиями и поколениями прошлого.

 

Трубление же предназначено для того, чтобы созвать кого-то. Когда трубят в шофар, это означает призыв сойтись, собраться всем вместе. Это напоминает нам войны, борьбу. Тора намекает здесь на борьбу, которая ведется в материальном мире и в духовных мирах в этот день, – борьба за то, какой будет жизнь в следующем году. Святой, благословен Он, в великой милости Своей пробуждает нас, призывая принять на себя ответственность за собственную жизнь и осознать, скольк велики эти минуты. Благодаря этой великой милости мы вступаем в Рош ѓа-Шана готовыми, что помогает нам обеспечить себя на весь последующий год.

 

У пророка сказано: «Ибо слышишь ты, душа моя, голос шофара, трубление брани» (Ирмеяѓу, 4:19). Когда раздается звук шофара, мы понимаем, что это призыв к борьбе, что нам следует собраться и подготовиться. Мы не должны делать вид, будто не происходит ничего особенного, и дать этому дню пройти напрасно.

 

Рош ѓа-Шана приносит нам весть об обновлении всего мироздания. Год – это цикл, который охватывает все аспекты жизни, как можно убедиться, наблюдая за жизнью природы. Сельскохозяйственный годичный цикл включает в себя полный круг жизни: от подготовки, которая начинается осенью и продолжается всю зиму, до цветения и появления урожая весной и летом.

 

Наша жизнь состоит из отдельных фрагментов, каждому из которых свойственна определенная целостность – начало, середина и конец. Подобным же образом, год также является самостоятельной единицей, имеющей все вышеуказанные стадии.

 

Явное и сокрытое в управлении Творением

 

С момента Сотворения мира Всевышний управляет им двумя способами. Во время самого Сотворения, согласно сказанному в Торе, имели место десять речений, которые доказывают, что мироздание зиждется непосредственно на Божественном слове: «Словом Господним небеса сотворены, и дуновением уст Его – все воинство их. Собирает Он, как стену, воды морские, кладет в хранилища бездны. Бояться должна Господа вся земля, страшиться Его – все живущие во вселенной, ибо Он сказал – и свершилось, Он повелел – и стало [так]» (Теѓилим, 33:6-9). Однако после сотворения человека «землю Он отдал сынам человеческим» (там же, 115:16). С тех пор как был создан человек, Святой, благословен Он, «спрятался» за занавесью. Теперь в центре Творения стоит человек: он, казалось бы, управляет действительностью, а Всевышний лишь реагирует на его действия. Если человек совершает прегрешение, Всевышний наказывает его. Человек хочет нанести ущерб миру – Всевышний останавливает его. Злодеи угрожают праведникам, возникли Сдом и Амора – Всевышний вмешивается. Несмотря на все это, представляется, что Всевышний всего лишь стоит поодаль, а человек располагается в центре мироздания.

 

Благодаря той силе, которой Всевышний наделил человека, все события, происходящие в мире, являются результатом человеческих деяний – не только в практическом, но и в нравственном смысле. Иными словами, речь идет о награде и наказании. Во всем мире жизнь, мир и благословение или, упаси Бог, война и голод, являются отражением человеческих деяний. Порой мы склонны пренебрегать значением и возможными результатами искаженного мышления. И тем не менее, Тора подчеркивает: «Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить богам иным, и не поклонялись им. И возгорится гнев Господа на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих; и вы скоро пропадете с этой доброй земли, которую Господь дает вам» (Дварим, 11:16-17). Когда ты увидишь, что нет дождей, это научит тебя относиться к своим мыслям со всей серьезностью. Ты поймешь, что испорченные мысли в самом деле обладают способностью влиять на действительность, и пока эта испорченность не будет исправлена, ты будешь страдать. В противовес этому: «И вот, если послушаетесь заповедей Моих, которые Я заповедую вам ныне, чтобы любить Господа, Бога вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всею душою вашею, то дам Я дождь земле вашей своевременно, ранний и поздний, и соберешь ты хлеб твой, и вино твое, и елей твой» (там же, 13:14). Законы природы не являются чем-то абсолютным. На них оказывают прямое влияние дела человека.

 

Поступки каждого человека влияют на действительность. Если дело доходит до того, о чем написано: «И увидел Господь, что велико зло человека на земле, и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время» (Берешит, 6:5), что в человечестве распространяется тяга к материальным наслаждениям, то Всевышний низводит материю. Если материя всего важнее для вас – как будто говорит Он, – Я покажу вам, как она слаба и неустойчива.
Однако если мы признаем и примем миссию, наложенную на нас, осознаем собственную уникальность, то наше отношению к миру изменится. Сказал пророк: «Что скажешь ты, когда взыщет Он с тебя? Ведь ты сама научила их главенствовать над тобою, [дочь Сиона]; не охватят ли тебя муки, как роженицу?» (Ирмеяѓу, 13:21). Эти слова обращены к Израилю, который жалуется и сетует на ассирийцев. Вы поставили себя в зависимость от них, – отвечает им пророк, – поэтому теперь вы получите от них то, что они в самом деле могут дать вам. Рамбан пишет, что римляне разрушили Второй Храм потому, что Йеѓуда Маккавей, хотя и был великим праведником, заключил союз с римлянами.

 

Израиль среди народов мира – как сердце среди органов тела

 

Как мы сказали, поступки людей определяют дух, который царит в мире. Поскольку Всевышний хотел предотвратить полное духовное падение мира, Он создал народ Израиля.

 

В книге Берешит (12:1) сказано: «И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». С тех пор, как в мире появился патриарх Авраам, Всевышний вновь стал явственно демонстрировать Свое присутствие. Выше мы говорили, что после сотворения человека Всевышний как бы «спрятался за занавес» законов природы, которые стали управлять миром. Лишь внимательно вглядевшись в события и процессы, происходящие в мире, можно различить в них Божественное управление. Однако после создания народа Израиля Всевышний занял в нем центральное место. Здесь Его присутствие стало явным. Если народы мира станут служить идолам, дожди все равно будут орошать землю. Однако в случае народа Израиля это не так. Положение народа Израиля в этом мире свидетельствует о его духовном уровне. Об этом сказано в книге Иов (20:27): «Обнажат небеса прегрешение его, и будет земля врагом ему». Грешник не может скрыть или завуалировать свой грех, поскольку небо и земля свидетельствуют о нем перед всем миром. И тогда «вместо пшеницы взойдет остропестро, и вместо ячменя – вонючая марь» (Иов, 31:40), а также: «Они сеяли пшеницу, а пожали тернии; измучились они, но без всякой пользы; стыдитесь плодов (деяний) ваших, ярости гнева Господня» (Ирмеяѓу, 12:13). Урожай не вырастает, мир преследуют всевозможные страдания. Разве это дело случая? Нет. Нам следует проверить себя, разобраться, что послужило причиной несчастий. Это относится к народу Израиля, тогда как у народов мира «по мере [греха его] Ты споришь с ним (наказываешь его), изгнав его. Изгнал Он его тяжким дуновением Своим, [как] в день восточного ветра» (Йешаяѓу, 27:8). Всевышний дает державам триста, четыреста лет существования, а затем, когда испорченность и коррупция достигают в них предела, он стирает их с лица земли – с помощью войн, стихийных бедствий и тому подобного. На протяжении всей истории мы видим великие державы, которые завоевывают весь мир – Египет, Римская империя, Золотая орда, нацистская Германия, Советский Союз, – а потом терпят крушение и полностью исчезают.

 

Иначе обстоит дело с народом Израиля. В книге «Кузари» (2:36) сказано: «Израиль среди народов – как сердце среди органов тела. Оно болит более всех других органов и несет выздоровление более всех них». Святой, благословен Он, не позволяет «сердцу народов» быть слишком больным, а реагирует сразу же, чтобы была возможность немедленно излечить болезнь. Это отличается от процесса Сотворения мира, когда Всевышний отдал все в руки человека, и так это может продолжаться миллионы лет – с одной стороны, мир не будет уничтожен, а с другой стороны, не настанет и Избавление. Однако на самом деле, Всевышний создал мир с определенной целью: раскрыть Его Славу. Об этом сказано: «Да возвеселятся небеса и возрадуется земля» (Теѓилим, 96:11), а также: «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Господа, чтобы служили Ему единодушно» (Цфанья, 3:9). Весь мир должен преисполниться красоты, радости и благословения. В этом и проявляется Слава Всевышнего, Творца миров.

 

«Царства»

 

В Рош ѓа-Шана Всевышний оказывает влияние на мир двумя путями. Первый путь – это суд, который рассматривает поступки человека за весь прошлый год. Второй же путь является тайным, когда Святой, благословен Он, продвигает мир к его высшей цели, без связи с поступками человека, не спрашивая, достоин ли этого человек. Так в мире появился патриарх Авраам – не потому, что мир был достоин этого, а потому, что такова была воля Всевышнего – излечить мир. То же самое можно сказать и об Ицхаке и Яакове, народе Израиля и даровании Торы. Мы получили Тору не потому, что просили этого, а потому, что Всевышний изначально сотворил нас как силу, которая будет продвигать мир к добру. Такова наша миссия. Сказано: «Я сказал, и избавил, и возвестил, и нет у вас иного, и вы – свидетели Мои, слово Господа, и Я – Бог» (Йешаяѓу, 43:12), а также: «Народ, который создал Я Себе, чтобы рассказать о славе Моей» (там же, ст. 21).

 

Народ Израиля – посланники Всевышнего в мире, в отличие от всех других народов, которые просто живут сами для себя.

 

В молитве мы произносим: «Господи, открой уста мои, и язык мой возвестит хвалу Тебе» (Теѓилим, 51:17). Иными словами, мы просим Всевышнего, чтобы он позволил нам исполнить наше предназначение. Об этом сказано: «А мы благословлять будем Господа отныне и вовеки. Восславьте Господа!» (там же, 115:18). В этом и заключается наша миссия: в том, чтобы славить Всевышнего словами, мыслями и делами. В этом наша задача: сделать так, чтобы мир признал Всевышнего. Вот что написано в Мидраше (Мидраш Шмуэль, 5), в комментарии к стиху Теѓилим, 123:1: «К Тебе поднимаю я глаза мои, Восседающий в небесах». Сказано в Мидраше: «Если бы я не пребывал на земле, не было бы Его в Небесах». Царство Всевышнего в Небесах существует благодаря народу Израиля на земле. Народ Израиля учит весь мир тому, что существуют небо и земля, и Небеса, Царство Всевышнего и Престол Славы связаны с наром Израиля здесь, на земле.

 

Об изгнании народа Израиля сказано: «С неба на землю низринул красу Израиля» (Эйха, 2:1). Грехи Израиля привели к тому, что «краса Израиля» – Престол Славы – была низринута. Наши мудрецы, благословенна их память, говорят, что Всевышний пнул Престол Славы. И это, как бы ни была ужасна эта мысль, произошло из-за грехов народа Израиля. Израиль является носителем Имени Всевышнего в мире, вестником об исправлении мира и приведении его к изначальной цели. Именно это подразумевается под понятием «Царство Всевышнего», с которым мы имеем дело в Рош ѓа-Шана. Это не только суд над каждым человеком согласно его поступкам, но и продвижение мира Царем к исполнению его предназначения – даже если человеку трудно это увидеть. Поэтому лишь народ Израиля должен знать об этом – ведь это его миссия. Народ, который в этот день упоминает 100 раз о том, что Святой, благословен Он – Царь мира.
Поскольку в этот день аспект Царства очень усиливается, этому соответствует и характер нашего служения: сосредоточиться на мыслях о царствовании Всевышнего. Мы произносим в молитвах: «Всевышний царствует, Всевышний царствовал, Всевышний будет царствовать вовеки»; «Всевышний – именно Он Владыка». Мы должны укрепиться в вере, что Всевышний является единственным Царем и Владыкой в мире. В этот день мы меньше сосредотачиваемся на отдельном человеке, меньше думаем о своих личных просьбах – превыше всего этого является молитва о всем мире.

 

«Поэтому праведники возрадуются»; «Поэтому освятится Имя Твое, Господь, Бог наш»; «Поэтому нашли трепет пред Тобой на все деяния Твои»; «И да будет знать каждый управляемый, что Ты управляешь им, и каждый сотворенный – что Ты сотворил Его». духовное содержание Рош ѓа-Шана сосредоточено на исправлении мира. И это исправление должен совершить никто иной как народ Израиля. С тех пор как в мире появился патриарх Авраам, в нем проявилось и Небесное царство. И с тех пор сыны Израиля зовутся «царскими сыновьями». Эти слова в точности передают суть народа Израиля, и вся его борьба за святость Торы проистекает именно из этого. В Рош ѓа-Шана в мире проявляется царство Всевышнего. В этот день Он повелевает душам спуститься в мир, и вполне возможно, что среди этих душ есть души великих мудрецов и праведников. И все это зависит от нашего служения Ему в этот день.

 

Учитывая все вышесказанное, давайте возвратимся к словам рабби Моше-Хаима Луцатто: «В этот день Святой, благословен Он, предстает перед нами как Царь, управляющий Своим миром». Прежде всего, он констатирует факт: Всевышний предстает перед нами как Царь. «В этом мы должны укрепиться, ибо в этом – все благо для нас и все наше предназначение». В этом – наша суть, ради этого мы существуем, в этом наша миссия – раскрыть царство Всевышнего в мире. В этот день становится явным, что Всевышний – наш Отец и Царь, и потому мы радуемся в этот день и не боимся суда, ведь самое главное – царство Всевышнего, а мы являемся Его сыновьями. В этот день Всевышний возвеличивает Свое Имя в мире, мир приобретает особую святость, которая распространяется во все его органы с помощью сердца – народа Израиля. Вот почему главная молитва этого дня – мусаф – начинается с благословений «Царства».

 

«Воспоминания»

 

Говорится в молитве: «День этот – день суда». Этот день посвящен суду. Хотя основным его содержанием является царствование Всевышнего, но люди, которые прославляют Всевышнего и возводят Его на царство, не могут сами оставаться на низком духовном уровне, и мир, которым правит Всевышний, не может являть собой хаос. Понятие «суд» неразрывно связано с царством, поскольку царь требует от своих подданных подобающего поведения. Поэтому «Воспоминания» являются следствием «Царств». «И нужно пробудиться перед Святым, благословен Он, дабы Он вспомнил нас добром». Этот день также является днем раскаяния. От каждого конкретного человека требуется подняться на более высокий уровень, нежели тот, на котором он находился до сих пор, приблизиться к совершенству. Человек не может обращаться с просьбами к Всевышнему, не подготовив себя к этому, ибо в противном случае он будет недостоин этого. Ведь царство Всевышнего – это царство справедливости и истины. То же самое с общенациональной точки зрения – если Всевышний вынужден наказывать Своих сыновей, народ Израиля, это позор для Него, и поэтому мы обязаны исправлять свои поступки и благодаря этому удостоиться доброго приговора и хорошей жизни. Весь мир знает, что мы – народ Всевышнего, и потому, когда мы низведены, это позорит нашего Отца небесного. Как может быть, чтобы наши враги убивали студентов ешив, когда те заняты изучением Торы?! Совершенно очевидно, что такие вещи позорят Славу Всевышнего, и для того чтобы компенсировать это, мы обязаны освятить Его Имя своими успехами и благими деяниями.

 

Возводя Всевышнего на царство, мы удостаиваемся особого отношения к себе. Мы становимся подобны ангелам. От нас требуется прилагать все возможные усилия, но существуют уровни, которые мы не в состоянии завоевать собственными силами. Мы неспособны сами исправить все, что требует исправления. И в этом состоит величайшая милость Всевышнего – в том, о чем сказано в Мишне (трактат Йома, 88:49): «Сказал рабби Акива: счастливы вы, Израиль. Перед кем вы очищаетесь, и кто очищает вас? Отец ваш небесный».

 

Что же касается народов мира, то и они предстоят перед Небесным судом в Рош ѓа-Шана. Но их главной целью является не возведение Всевышнего на царство, а вопрос награды и наказания, исходя из стремления совершать добрые дела. Это касается даже тех народов, которые преследуют народ Израиля, и, казалось бы, их деяния противоречат идее царства Всевышнего. Поэтому пророк Йона не хотел отправляться в Ниневию, поскольку опасался, что от этого произойдет обвинение и ущерб народу Израиля. Сказал ему Святой, благословен Он: «И тем не менее ты обязан послушаться Меня и пойти в Ниневию». И это мораль на все поколения, хотя и говорят наши мудрецы (см. Вавилонский Талмуд, трактат Бава батра, 10), что нам не следует принимать пожертвования от народов мира, ибо это укрепляет их позицию и таким образом ослабляет царство Всевышнего в мире. Это еще одна причина, почему так важно, чтобы в Рош ѓа-Шана народ Израиля молил Всевышнего об успехе и благословении, дабы укрепить царство Всевышнего.

 

Рош ѓа-Шана – это день, который связан с самыми большими и глобальными исправлениями, происходящими в мире. «Да возвеличится и освятится Имя Твое в Иерусалиме, городе Твоем, на все поколения и на веки вечные». Речь в этих словах молитвы не идет о частных просьбах каждого отдельного человека.

 

Этот день дает начало всему. День, когда земледелец засевает землю, решает все, определяет силы на весь год. Правда, эти силы должны еще оформиться, реализовать свой потенциал – и это символизирует прополка, поливка и удобрение земли, – но момент, который определяет весь потенциал – это сейчас.

 

До сих пор шла речь о второй части мусафа Рош ѓа-Шана – «Воспоминания». В свете этого напомним то, что говорил святой Аризаль: тот, кто не имеет склонности плакать в этот день, это означает, что в его душе недостает святости. Человек, обладающий здоровой душой, должен в этот день преисполниться трепета.

 

«Шофары»

 

«И в этот день есть еще одна важная вещь: это шофар, трубить в который нам заповедано, потому что силу трубления в шофар мы ощущаем внизу, а корень его – наверху». В книге Ваикра (23:24) сказано: «В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание». Всевышний раскрывает нам, что шофар имеет очень высокий духовный корень в высших мирах. Мы не совсем понимаем, как работает его механизм, и это подобно другим заповедям – почему, к примеру, коробочки тфилин черные и квадратные? Почему белые тфилин некошерны? Потому, что так постановила Тора. Мы не станем делать тфилин из золота, утверждая, что так красивее, – ведь здесь действуют принципы, которые выходят за рамки нашего понимания. То же самое касается и шофара: Всевышний постановил, что шофар способен одолеть зло и подчинить его добру. Слово «шофар» (שופר) является однокоренным со словом «шипур» (שיפור, «исправление»). Шофар обладает силой улучшать мир, совершать в нем исправление.

 

Про шофар как символ победы добра над злом написано в Торе (Шмот, 19:19): «И звук шофара становился сильнее и сильнее. Моше говорил, и Бог отвечал ему голосом». Здесь описывается день дарования Торы – Божественного руководства, отражающего понятия добра и святости. Тора учит нас, что можно есть, а чего нельзя, какие дни года обладают особой святостью, – все заповеди, которые Всевышний сообщил нам в тот день в Своей великой милости, выражают победу добра над злом.

 

Проявление Божественного присутствия в мире

 

Тора – источник жизни. И этот источник раскрылся в мире, сопровождаемый звуками шофара. Почему же во время дарования Торы были необходимы звуки шофара, почему было недостаточно грома и молнии?

 

Святой, благословен Он, проявился в Своем мире тремя способами, каждый из которых свидетельствует об усилении добра в мире. В первый раз Он проявился при Сотворении мира. В книге Теѓилим (33:9) об этом сказано: «Ибо Он сказал – и свершилось, Он повелел – и стало [так]». Мир был создан в одночасье, согласно Божественному слову. Второе проявление величайшего Божественного света: дарование Торы. Тора называется «свет», и это намекает на свет, сокрытый с шести дней Творения. Третье проявление будет во время полного и окончательного Избавления, когда добро восторжествует над злом, и зло будет полностью уничтожено.

 

Во время первого проявления, о котором сказано: «И отделил Бог свет от тьмы» (Берешит, 1:4), Всевышний отделил праведников от грешников, свет от тьмы, чтобы эти понятия не перемешивались. Затем, после греха первого человека, зло распространилось в мире, подчинило себе добро и чуть не стерло его с лица земли. Так продолжалось вплоть до Египетского рабства, в котором Израиль был близок к уничтожению, не дай Бог. Израилю противостоял Египет, которым правил фараон (פרעה, паро). Слово פרעה включает в себя слово רע («зло»), а слово מצרים («Египет») – слово מיצר («теснина»). Все зло Египта затолкало Израиль в теснину, угрожая ему полным истреблением.

 

И тогда народу Израиля была дарована Тора, что стало логическим завершением Исхода из Египта и наделило Израиль силой добра. С тех пор все попытки завоевать, поработить и истребить народ Израиля в конце концов терпят провал. В наши дни Израиль получил особую силу, которую не сможет уничтожить никто в мире. Об этом сказано: «И Я – вот завет Мой с ними, – сказал Господь: дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих, и от уст потомков твоих, и от уст потомков потомков твоих, – сказал Господь, – отныне и вовеки» (Йешаяѓу, 59:21). Пока мы связаны с Торой, продолжается наше физическое и духовное существование. Это символизирует голос шофара, который звучал при даровании Торы. Во второй раз шофар будет звучать в дни Машиаха: «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашшурской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Господу на горе святой в Иерусалиме» (там же, 27:13).

 

В другом месте сказано: «Все (вы), жители вселенной и обитатели земли! Когда поднят будет знак на горах, – увидите, и когда затрубит шофар, – услышите» (там же, 18:3). Что подразумевается под словами «обитатели земли»? Рабби Моше-Хаим Луцатто объясняет: это мертвые, которые «обитают» в земле. Шофар приводит к воскрешению мертвых – благодаря ему добро настолько усиливается, что зло полностью исчезает. При звуках шофара во время дарования Торы добро хотя и усилилось настолько, что зло уже не могло его уничтожить, но зло все еще продолжало существовать. Но великий шофар грядущего так усилит добро, что зло окончательно сотрется с лица земли.

 

Полное Избавление, которое приведет к абсолютному исправлению мира, настанет благодаря шофару. Мы живем во временном промежутке между шофаром дарования Торы и шофаром Избавления. Шофар, в который мы трубим ежегодно в Рош ѓа-Шана, приближает великий день Избавления и воскрешения мертвых – процесс, первым толчком к которому послужило дарование Торы на горе Синай. Более того, при даровании Торы звуки шофара слышал только Израиль, тогда шофар Машиаха услышат все народы мира. Об этом сказано: «И явится слава Господня, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Господа» (Йешаяѓу, 40:5). В мире не останется места, куда не проникла бы Тора. Она раскроется в мире столь мощно, что с ней будет невозможно бороться.

 

«Тогда посрамлена будет луна, и пристыжено будет солнце, потому что Господь Цеваот будет царствовать на горе Сион и в Иерусалиме, и слава будет пред старейшинами [народа] Его» (там же, 24:23). В грядущем царство Всевышнего проявится не на горе Синай, а в столице Земли Израиля – в Иерусалиме.

 

Все три фрагмента молитвы Рош ѓа-Шана – «Царства», «Воспоминания» и «Шофары» – выражают одно: что все исходит от Царства Всевышнего.

 

Рав Давид-Хай Ѓа-Коѓен

Перевод: Хана Ар-Шалом