Быть евреем и среди евреев

Быть евреем и среди евреев

January 30, 2005 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Исторические условия, возникшие за последние пятнадцать лет способствовали разрушению той уникальной общности евреев, которая на протяжении столетий складывалась на территории Украины, России, Литвы и других республик бывшего Советского Союза. Несмотря на все преследования и запреты и настойчивое желание властей ассимилировать наш народ, евреи всегда, даже в Николаевские и Сталинские времена, составляли отдельный слой общества, сохранявший свою самобытность. Евреи России Украины и Литвы были известны своей приверженностью Торе, национальными и сионистскими взглядами и оказали несоизмеримо большее положительное влияние на ход новейшей еврейской истории, чем евреи, проживавшие в других местах. Сегодня мы сталкиваемся с мелкомасштабными попытками, часто удачными, возрождения еврейкой жизни на территории бывшего Советского Союза и в Израиле среди русскоговорящих репатриантов. Недостатком этой организационной деятельности является то, что она инициируется и стимулируется сверху, а не исходит от еврейских народных масс и потому не может охватить большое число людей и сделать их активными членами общин. Причиной является узкопартийный подход организаторов, часто связанный с их личными финансовыми интересами, и отсутствие осознания национальной идеи, которая могла бы сплотить народ и создать связи между людьми. Такой идеей до начала перестройки была идея сохранения национального достоинства и переезд в Израиль. Изучение Торы и восстановление традиционного еврейского образа жизни без осознания национальных задач и перспектив исторического развития, без раскрытия перед человеком возможности широкой деятельности, позволяющей применить свои способности и образование во имя общего дела, без обретения профессии молодежью, поиска своего места в национальной среде не может увлечь широкие массы евреев. Те религиозные круги Израиля, которые игнорируют общенациональные проблемы и пытаются построить замкнутое общество постепенно заходят в тупик и вынуждены, к сожалению, не всегда искренне, менять свои позиции. На первый взгляд евреи как оставшиеся в СНГ, так и репатриировавшиеся в Израиль или переехавшие в страны рассеяния не являются представителями большой еврейской общины со своим особым историческим прошлым, особым характером, особым приоритетом ценностей и интересами. Но это не так. Сегодня как в Израиле так и в странах рассеяния нас объединяет не только русский язык, ставший для нас основным языком общения, но и опыт сохранения национального достоинства во враждебной антисемитской обстановке. Мы росли и получали воспитание в семьях, сохранявших еврейский колорит или по крайней мере гордость своим происхождением, мы создавали еврейские круги, отличавшиеся теплотой, братством, взаимовыручкой и гораздо более высокими морально-нравственным, этическим и культурным уровнем, чем окружающая нас среда. Неприкрытый государственный и бытовой антисемитизм не только унижали нас, но и пробуждали желание добиться успеха в учебе и работе, чтобы заставить уважать себя и наш народ. Потомки погромщиков и пособников нацистов, подогреваемые оголтелой ненавистью к государству Израиль в прессе окружали нас, выросших на рассказах о героизме наших отцов и дедов на фронте, о их преследовании в Сталинское время, о их бесследном исчезновении на захваченной немцами территории. Эти рассказы нельзя было произносить нигде, кроме узкого круга семьи и друзей. Слово еврей не упоминалось ни в книгах ни на скромных памятниках жертвам фашизма. На них писали "Здесь похоронены советские граждане" или сравнивали их с землей и разбивали на их месте парк. Мы видели наших отцов, приникших к радиоприемникам, чтобы сквозь рев глушения услышать несколько слов "Голос Израиля". Ненависти и издевательству мы противопоставляли юмор. Мы хранили мечту о возвращении на родину и каждый по-своему боролся за воссоединение со своим народом. Мы не слышали слова Тора, мезуза, талит и даже кадиш, но все еврейское грело нашу душу и притягивало к себе. Перестройка всколыхнула огромные пласты нашего народа, разрушила все инфраструктуры, заставила пересмотреть систему ценностей и во многом дезориентировала людей, в особенности молодежь. Упавший железный занавес и представившаяся свобода выезда сдвинула с места целый народ. Имея об Израиле идеалистические представления и не понимая всех его проблем, прежде всего культурно идеологического плана, мы не смогли осознать необходимость сохранения того опыта, культурной базы и особых черт характера, которые присущи выходцам из бывшего Советского Союза. Мы не осознали необходимости построения общины, которая будет отстаивать наши интересы не только в области права на жилье и пособие репатрианта, но и в области образования, создания и развития культурной базы. Мы позволили сделать себя игрушкой в руках политиков, которые поворачивают в любую сторону сознание людей, утративших национальную общность, ментальность и мышление. Заманивая заранее несбыточными обещаниями людей, находящихся мягко говоря не в самом лучшем положении и не разбирающихся во всех течениях жизни общества. Политики и газетчики сделали из нас посмешище. Весь наш потенциал остался неиспользованным, потому что мы сами не сумели оценить его и не поняли необходимости борьбы за его применение. Объединить нас, сделать общиной, органично вписывающейся в развитую общинную жизнь Израиля, и вернуть нам наше достоинство может только осознание общенациональной задачи, стоящей перед еврейским народом на данном этапе нашего продвижения к будущему времени, которое ознаменуется настоящим освобождением от чуждого нам влияния как в государственной, так и в религиозно-культурной сфере жизни.