Телица, баран, козел и буйвол, рассеченные Авра’амом, между частями туш которых проявилось Присутствие Всевышнего, стали образом борьбы его потомков за раскрытие духовности и победы над силами скрытия, которые в видениях пророков всегда представлены в виде животных.
Значение и смысл действий, которые было велено произвести Авра’аму, только через тысячу лет были раскрыты пророку Даниэлю, одному из первых пленников, угнанных в Вавилон. Вот одно из его видений: "…Увидел я: …баран один стоит перед рекой и два рога у него. Баран этот бьет (рогами) на запад, на север и на юг, и никакие звери не могут устоять перед ним, и никто не может спастись от него… Но вот с запада идет козел по всей земле, и рог между глазами его. Приблизился он к барану… и ударил его, и сломал оба рога его, свалил барана на землю… и растоптал… и не было никого, кто спас бы от него барана. И вырос козел чрезвычайно… сломался у него большой рог и появились вместо него четыре (обращенных) к четырем сторонам света…" (8:3-9).
Даниэль не смог осмыслить видение, и ангел Гавриэль объяснил ему: "…двурогий баран, которого ты видел, – цари Персии и Мидии, а козел – царь Греции". Тогда стало понятно, что телица в видении Авра’ама – Вавилон, уже отживший свое и обреченный, а буйвол – это Римская империя, еще не успевшая проявиться сила скрытия, которая станет причиной разрушения Второго Храма.
Вся история – борьба духа и материи. Свойства четырех материальных начал: огня, воды, воздуха и земли – проявляются через народы мира, в то время как еврейский народ является выразителем духовности, отделенной от материи. Если все силы материи объединяются вместе и, как сосуд, вмещают живительную силу духовности, которая создает и поддерживает гармонию между ними, мир приближается к идеальному состоянию. Но если каждая из четырех сил проявляется сама по себе и не уравновешена другими, она становится разрушительной.
Переходя от простых форм неживой природы к растительному миру, а затем – к живым существам, мы встретим на каждом из этих уровней объекты, наиболее ярко выражающие свойства одной из основ материи. Разделив растительный и животный мир на виды и подвиды, мы убедимся, что в каждой из образовавшихся групп есть свои представители, раскрывающие новые стороны каждой из четырех основ. Так, например, среди домашних животных, запрещенных для употребления в пищу, осел является выразителем инертности, присущей праху земному, конь, который, кажется, летит над землей, соответствует огню, а верблюд, способный, имея запас воды, пройти через пустыню, ассоциируется с силой воды. Образ, соответствующий воздуху, стремящемуся соединить противоположности, на уровне нечистоты отсутствует. На этом уровне его место занимает мул, который на иврите называется перед ("разделение").
Среди домашних животных, разрешенных для употребления в пищу, корова является выражением силы воды. (Недаром во сне фараона именно коровы выходят из Нила, как самое непосредственное порождение воды.) На уровне неживой природы основным свойством воды является способность принимать любые формы, а на уровне животного мира это свойство, получая дальнейшее развитие, становится силой изменения качества: кровь, которая запрещена для употребления в пищу, становится молоком.
Баран, чей рог используют для исполнения заповеди трубления в Рош а-Шана ("Начало года"), ассоциируется с силой воздуха. Все, что есть у этого животного является закругленным: у него закругленные рога, которыми он может только ударить и сбить с ног, его волосяной покров – шерсть, свившаяся в кольца. Движение по окружности – свидетельство действия двух противоположных сил. А там, где действуют противоборствующие силы, возникает движение воздуха. Царь Шломо описывает тупиковое состояние духовного развития, как воздух, вечно бегущий по кругу: "…кружится, кружится, движется ветер, и на круги свои возвращается ветер" (Ко’элет 1:6). Баран является пророческим образом Персии и Мидии – двух государств, объединившихся, но не прекративших противоборство.
Козел в пророчестве Даниэля описан как стремительно несущееся, в беге своем не касающееся земли животное. Козел, способный рогами пробить внешние оболочки, ассоциируется с огнем, который в своем стремлении к постижению духовных структур разрушает материю.
Буйвол, на котором пашут, прорезая плугом землю, ассоциируется с силой земли.
Птица, образ духовности, не была рассечена Авра’амом. Голубь – символ еврейского народа.
Всевышний, разговаривая с Авра’амом языком образов, открыл ему, что Земля станет вечным владением его потомков только тогда, когда сыновья Израиля, повсюду раскрывая Присутствие Всевышнего, превратят ее в средство проявления духовности и перестанут пользоваться материей как непроницаемой завесой, чтобы скрыться от всепроникающей воли Творца.
Из всех преступлений, совершаемых людьми, четыре считаются наиболее тяжелыми: пролитие крови, кровосмешение, идолопоклонство и нарушение запрета использовать во зло дар речи (лашон а-ра). В отношениях еврейского народа со Всевышним можно найти аналогии этим четырем преступлениям, основой которых является желание человека разорвать связь духовного и материального, чтобы спрятавшись от Творца, почувствовать себя хозяином мира. Четыре силы природы стали наказанием за эти преступления.
Разрушение Первого Храма явилось наказанием за отвратительные действия правителей-злодеев, совершаемые ими не для получения удовольствий, а для того, чтобы оттолкнуть Присутствие Всевышнего. Эти преступления можно сравнить с пролитием крови: привнесение в жизнь скверны с целью заставить Душу оставить мир подобно нанесению удара, из-за которого душа человека покидает тело. В 422 году пришедшие из Вавилона халдеи разрушили Храм и угнали большую часть еврейского народа в галут ("изгнание"). Вавилону соответствует сила воды: недаром он построен в долине Шин’ар, на том месте, где потоп собрал останки всех живых существ. Вода, способствующая созданию природных форм, становится силой разрушения, если материальные образования, возникшие с ее помощью, не служат вместилищем духовности. Стремление человека спрятаться от Присутствия Всевышнего, желание облечься в материальные оболочки и воспринимать в окружающем мире только внешнее, усиливает составляющую воды, как силы скрытия, и порождает потоп, смывающий все то материальное, что должно было стать выражением слова Творца, но было превращено в перегородку между Ним и творением.
Через 52 года после того, как воды потопа унесли евреев в Междуречье, Вавилон пал – и евреи оказались под властью персов. Народ Израиля не захотел вернуться на Святую Землю, предпочтя раскрытию Присутствия Всевышнего и проявлению Его воли власть земных царей. Это преступление подобно супружеской измене (в книгах пророков еврейский народ часто сравнивается с невестой и женой). Измена создает разрыв между содержанием (душой) и формой, а постоянная разница потенциалов порождает вихри и бури. Душа рвется прочь из несвойственного для нее тела. Ветер, обычно соединяющий противоположности, превращается в ураган. Наказанием по принципу "мера за меру" была угроза полного уничтожения, нависшая над еврейским народом: душа могла быть забрана из тела мгновенно.
Небольшая часть народа в начале персидского периода вернулась на родину – началась эпоха Второго Храм. Однако народ, находясь на своей земле, не искал прямой связи со Всевышним, довольствуясь лишь формальным соблюдением законов Торы. Присутствие Всевышнего проявлялось в несравненно более слабой степени. Забыть о прямой связи, не стремиться к ней – это путь к идолопоклонству. Огонь стал наказанием за недостаточное стремление к духовности. Зажженный руками людей, он заменяет свет, созданный Всевышним. Но если свет несет благо, то огонь – разрушение. Он разрушает неприемлемые формы и одновременно поднимает тонкие структуры ввысь, как бы помогая духовному освободиться и обрести былую высоту. Но духовность не может проявляться в мире, если для нее не найдено соответствующее материальное выражение: после огня не остается ничего кроме тонкой струйки дыма, которая исчезает очень быстро.
Нежелание народа вернуться из изгнания, жить на Святой Земле и придать былое величие Храму стало причиной медленного угасания пророчества (важнейшего проявления прямой связи с Творцом). В 330 году, кода Александр Македонский ступил на Святую Землю, оно прекратилось совсем. Войска Александра оборвали едва заметную нить, связывавшую еврейский народ с Источником Жизни.
Основа греческой культуры – отрицание прямой связи со Всевышним и абсолютности Его власти в мире. Во главу угла эллинизм ставил возможности человека, утверждая, что тот является воплощением красоты и совершенства и что все его дела прекрасны, потому что в нем заложен независимый божественный потенциал. Иными словами, греческая культура не была "знакома" с лучом, через который осуществляется прямая связь с Творцом, и признавала лишь искусственный свет -огонь, зажженный руками человека. (Македонского царя на иврите называют Александр Мокдон – "небольшой костер".) Победа на духовном уровне всегда предшествует победе в материальном мире, и приход Александра на Святую Землю явился результатом проигранной лучшими сынами и руководителями еврейского народа борьбы за возвращение света Источника, находящего свое выражение в пророческих образах – формах утонченной материи. Свет замерцал и погас, исчезли прекрасные пророческие видения – на смену пришло искусственное освещение, порожденное силой человеческого разума, и красота форм, созданных руками искусных мастеров. Все это радует народы мира, но неприемлемо для сыновей Израиля.
И наконец, ни на чем не основанная ненависть людей друг к другу, порождаемая использованием во зло дара речи, стала причиной разрушения Второго Храма. Последнее наказание похоже на разложение уже мертвого тела, оставленного душой, на возвращение его в состояние праха земного. Разрушителем
Второго Храма был Тит – сын Веспасиана, ставший впоследствии императором (Тит – "вязкая глина"). Рим, несущий бездуховность и разрушение, соответствует четвертой основе материи – праху земному.1
В пророческом видении Авра’ама осталась еще одна загадка. Всевышний повелел взять "утроенных" животных. Великий Рабби Элиэзер, живший в начале этой эры, оттолкнувшись только от одного этого слова, предсказал развитие истории. В Пиркей деРабби Элиэзер разъясняется, что слово мешулаш / мешулешет ("утроенный" / "утроенная") намекает на то, что каждой из четырех сил будет дано властвовать над сыновьями Израиля три раза на протяжении истории. И огонь, и вода, и воздух, и прах земной (Вавилон, Персия, Греция и Рим) проявили себя как разрушительные силы в древней истории. Позднее эти четыре силы объединяются в пары и, разделившись на два лагеря, ведут непримиримую борьбу друг с другом за Землю Израиля. Вавилон и Персия объединяются под эгидой ислама, а наследие Греции и Рима сплавляется христианством. Крестовые походы и являющаяся их продолжением борьба за Святую Землю характеризуют средние века, новое время и новейшую эпоху. И наконец, третий раз каждая из четырех сил получит власть над сыновьями Израиля не сама по себе и не в паре с одной из других сил, а в союзе со всеми остальными. Из книги пророка Йехезкеля известно, что прежде, чем еврейский народ станет полностью независимым и сможет выразить свои желания и устремления, совпадающие с желаниями и устремлениями Творца, армии всех народов мира будут девять месяцев стоять под Иерусалимом, угрожая полным уничтожением святому городу. Но затем Всевышний поставит огненную стену между наступающими силами природы и Своим народом, носителем духовности, и несметные полчища будут поражены.
Как падает дождь и снег с небес и к ним не возвращается, а орошает землю, и она рождает и дает семя, чтобы посеять, и хлеб, чтобы есть, таким будет слово Мое, которое выходит из уст Моих. Не вернется оно ко Мне впустую, а сделает то, что Я хочу, и удастся ему то, ради чего послал Я его… Горы и холмы разразятся перед вами песней, и все деревья полевые рукоплескать будут. И будет все это Богу славой, знамением вечным неистребимым.
Слово Творца, создавая гармонию, найдет свое выражение в материальных формах, которые возникнут на Святой Земле, подобно тому, как дождь и солнечные лучи находят свое воплощение в плодах урожая. Это лишит народы мира, черпающие свои силы от разрыва духа и материи, возможности когда-либо еще восстать против Творца и Его сыновей.
1 Кажется, что имена дают люди. Но это не так. Творец подсказывает то или иное имя, расставляя вехи истории, позволяющие читать последовательность мировых событий, как книгу.