“Амплуа” креативной драмы и театра

“Амплуа” креативной драмы и театра

November 29, 2004 Автор: рав, д-р Джон А. Краг - No Comments

            

Рабби Джон А. Краг, доктор,
"Фриск Ешива Хай Скул", Парамус, Нью Джерси
"Тэн Даат" (10 уровней познания), Журнал еврейского образования,
том 12-ый, Элул 5759, лето, 1999
"Амплуа" креативной драмы и театра.
(творческие методики образования)
перевод Ш.Садэ

Оглавление:
Амплуа" креативной драмы и театра.
(творческие методики образования)
Драма: за и против.
Театр в талмудической литературе.
Современный театр в респонсах.
Театр в исторической перспективе.
Несколько слов в защиту театра.
Задачи драмы в неформальном обучении.
Иллюстрации:
Экскурс в еврейскую историю.
Ролевая игра «Выживание Еврейской общины»
Загадка «Танахического» убийства.

Драма: за и против.
Креативная драма, показала, что как метод обучения, она обладает большими потенциальными возможностями в различных сферах воспитания и образования. Это естественный путь самовыражения и общения, позволяющий воспитанникам заглянуть в свой собственный эмоциональный мир и осмысленно отнестись к нему. Среди личностных свойств, улучшающихся, благодаря драме и вовлечению в творческую деятельность, связанную с ней, следует назвать умение говорить, самопознание, самоуважение и уверенность в себе. Творческие методики обучения позволяют учащемуся поверить, что высокие идеалы в отношениях между людьми достижимы: ведь он сам как бы становится участником событий, в которых проявляются честность, порядочность, доброта людей или, противоположные им качества. При этом от него ожидается, что он сумеет различить между истиной и ложью, добром и злом, и в своей душе солидаризироваться с теми, кто добивается справедливости и проявляет доброту и любовь. И совершенно очевидно, что образное мышление и умение понять другого человека, развиваются в процессе работы над любой постановкой. Чем больше творческих элементов внедрялось бы в формальное образование, тем более активно студенты могли бы участвовать в процессе обучения.

Но, несмотря на все очевидные преимущества этого метода, значительная часть преподавателей еврейских школ, особенно из традиционно-религиозной среды, открыто выражают свое нежелание углубляться в сферу креативной драмы и театральных приёмов. Это неприятие всего, что связанно с театром, коренится, по-видимому, в негативном отношении мудрецов прошлого к драматическому искусству, как к таковому. Оно недвусмысленно проявляется во многих высказываниях духовных руководителей еврейского народа периода Талмуда и более близких к нам времен.

Иллюстрации:
Экскурс в еврейскую историю.

Цель: Предоставить участникам краткий обзор еврейской истории, используя формат презентации и "кольцевой подход". [В оригинале "round robin"].

Кольцевой подход предполагает перемещение группы с места на место. Хотя логистика, не продуманная должным образом заранее, может оказаться "сплошным кошмаром", этот стиль программ, тем не менее, обладает рядом преимуществ. Он предохраняет группу от "застоя" и самолюбования, и позволяет устроить короткую презентацию исторической информации в разнообразных формах. Число участников не становится проблемой. "Кольцевой" подход успешно использовался и с пятьюстами участниками. Ключ к успеху программы – в координации.

Для "Экскурса в еврейскую историю" вдоль маршрута устанавливается определённое количество "остановок", в зависимости от числа участников в группе и размера территории, охваченной действием. На каждом из установленных "привалов" происходит презентация. Это может быть фрагмент мультимедиа, сценка, монолог, "музей", представленный несколькими артефактами, etc. Для двух сотен участников, например, следует предусмотреть десять стоянок, рассчитанных на охват двадцати зрителей одновременно. Каждая презентация должна быть "повторена" десять раз, чтобы все участники получили представление об определённом историческом периоде. Каждая презентация может длиться, скажем, минут десять, и три минуты – "путешествие" между экспозициями.

На каждом "привале" путешественники должны посетить историческую личность, или увидеть что-нибудь, связанное с определённой эпохой в еврейской истории. Участники могут ступить в Ноев Ковчег, стать гостями Авраама, и на себе ощутить его радушие и заботу. Жертвы избиения, устроенного отрядом крестоносцев, могут поведать "путешественникам" о своих бедствиях и своей борьбе. А Маймонид – ознакомить "пришельцев" с замыслом своей новой книги.

Такой "Экскурс" позволяет мобилизовать творческие возможности участников и искусно "подтолкнуть" их к ясному осознанию того, насколько важна и актуальна для них еврейская история.

Я рекомендовал бы, чтобы последняя презентация, с которой знакомится каждый участник, была футуристической. Вся группа собирается вместе, чтобы посетить последнего еврея в мире – музейный экспонат. Единственный "экземпляр" исчезнувшего народа. Такая программа может быть волнующим и запоминающимся событием для студентов. Расписание, передвижения, логистика, координация – должны быть чётко продуманы заранее, так как отсутствие надлежащего планирования может погубить предприятие, которое в ином случае было бы в высшей степени успешной затеей.

Вокруг событий еврейской истории часто возникает путаница. Как они связаны между собой, и с событиями мировой истории хронологически. Учителя истории сталкиваются с непростой задачей: как сделать предмет интересным и внятным. Такое "театрализованное действо" предоставляет им искомую возможность подачи информации слушателям без дидактики – пробуждающим мысль и осознанное запоминание путём. Действие вполне может перемежаться фрагментами различной текстовой информации и завершаться устными заданиями или контрольными вопросами. Повторим ещё раз, "насущность" для зрителей-участников содержания темы – то единственное, что сделает её запоминающейся и притягательной. Эта программа – удачный пример возможного сочетания методов формального и неформального образования, что делает её достойной внимания.