<!–
–>– Рав Элиша, Вы родились на Украине, в светской семье, как Вы стали религиозным евреем?
– Все началось в Мариуполе больше десяти лет назад. Я пошел на курсы иврита в местный общинный центр, и кроме языка, нашел для себя там небольшую библиотеку, начал читать книги по еврейской истории: Мне сразу стало ясно, что я действительно почти ничего не знаю, вокруг сформировался кружок молодых людей с общими интересами.
– И в этой среде у Вас созрело желание репатриироваться.
– Не совсем так. Однажды в здании общины ко мне подошел человек и предложил поехать в израильский лагерь, недалеко от Мариуполя. Тогда, в начале девяностых, я ему не поверил, и я был не одинок. Израильский лагерь – здесь?! Да об этом газеты должны были бы писать! По радио должны были говорить! Но, в конце концов, мы поехали. Это действительно был еврейский лагерь на базе старого пионерского лагеря им. Лизы Чайкиной. Помню, как мы шли к нему километров 20 пешком, перед этим умудрились сесть не в свой автобус. Лагерь организовало движение "Эзра", там я познакомился с настоящими израильтянами, получил первые знания об иудаизме, там и созрело желание репатриироваться, или, как у нас говорят, совершить алию. Вернувшись в город, в общину, я стал настоящим еврейским активистом, вел молодежную секцию, руководил местным спортивным клубом "Маккаби". Помню, что за мою активную деятельность городская молодежка делегировала меня на всеукраинский съезд молодежи. Я отказывался, а они сказали, что должен ехать еврей. Слава Богу, что-то у них не получилось, и я так и не поехал, и через год уехал на родину. В Эрец Исраэль. Невозможно говорить об Израиле и не жить там. Да и вообще – надо было идти дальше.
– Вы уехали с родителями? Ведь Вы были еще ребенком.
– Нет. Я сам выступил инициатором поездки и уехал я сам.
– Когда Вы ехали, что Вам было известно об Израиле?
– Очень мало. Сегодняшнее поколение имеет больше возможностей: ездят на семинары в Израиль, могут выбрать различные программы – учебные, рабочие. А в те времена знания получали от ребят, которые уезжали учиться по программе "Наале-16" и приезжали на каникулы.
– Неужели Вы отправились, так сказать, "на голое место"?
– Ну, во-первых, про Эрец Исраэль в принципе нельзя сказать "голое место". А во-вторых, я знал, куда мне ехать – в йешиву "Махон Меир". Мой первый мадрих из лагеря "Эзра" учился там, и мой знакомый из Донецка, впоследствии близкий друг, тоже там учился. Разве это не "судьба"?
– Расскажите про вашу учебу в йешиве.
– Ну что тут рассказывать?.. Это просто святое место. Святая святых. В этой йешиве можно встретить всех. И сионистов, и харедимных евреев, и ашкеназим, и сфарадим, и эфиопских и йеменских евреев, евреев из Америки, из Индии, Китая и Бельгии – настоящий "клаль Исраэль".
– Кто из преподавателей Вам особенно запомнился?
– Все. Все преподаватели, которые там работают, производят особое впечатление, и в русскоязычном, и в израильском отделениях. Это и рав Йосеф Менделевич, и рав Файерман, и, конечно, рав Зеев Мешков, который долгое время был раввином Мидраши и продолжает оставаться нашим духовным наставником.
– Расскажите, где Вы работали после йешивы.
– Недолго в израильской школе, а после этого работал посланником в "Сионистском Коллеле" в Москве.
– В Киеве вы не только посланник "Мидраши Ционит" и раввин Галицкой синагоги, но и посланник всемирного движения "Бней Акива". Как вам удается совмещать все эти должности?
– Удается, ничего сложного. Киевская "Бней Акива" – часть нашей общины. Идеи, на которых строятся "Мидраша Ционит" и "Бней Акива", во многом схожи. Я бы даже сказал, что "Бней Акива" – молодежная ветвь Мидраши.
– Но "Бней Акива" – всемирная молодежная сионистская организация, а "Мидраша" – это местный проект.
– Ну, во-первых, Мидраша – не местный проект, нашу газету читают в разных странах – СНГ, Германии. То же касается сайта и многих других сфер нашей работы. А во-вторых, так сложилось в Киеве, что эти две организации тесно сотрудничают между собой.
– Чем занимаются участники движения?
– Ой! Масса разных и интересных направлений.
– Например?
– Например, недавно мы участвовали в бней-акивовском спортивном слете, который проходил в Амстердаме. Заняли там второе место. Привезли кубок. Скоро состоится музыкальный конкурс. У нас его в шутку называют "Евровидение" – "евро" от "еврейское". Наши ребята примут в нем участие, он пройдет в Риме. Кроме этого, у нас работает масса интересных кружков, проходят разные семинары и лекции.
– Расскажите, пожалуйста, о том, как проходило становление "Бней Акива" на Украине.
– Я, к сожалению, не могу рассказать во всех подробностях, так как не участвовал в ее становлении. Но то, что я знаю, это что основал ее Зеэв Элькин, сегодня известный ученый в Израиле, у себя в квартире в пасхальные дни 15 лет назад. Тогда собрались ребята со всего Советского Союза у Зеэва дома и решили основать движение "Бней Акива" в СССР, а директором избрали самого Зеэва. После его отъезда и с крушением Советского Союза "Бней Акива" стала полноценной частью всемирной организации и руководили ею посланники из Израиля. На начальном этапе огромную помощь оказал раввин Яков Дов Блайх. В его синагоге на Щекавицкой "сионистская молодежь" нашла первое пристанище. И в дальнейшем рав Блайх не оставлял нас без своего внимания. Когда у евреев Киева появилась возможность, во многом благодаря рав Блайху, вернуться в Галицкую синагогу на площади Победы, одними из первых, кто это сделал, и было движение "Бней Акива". <!–
Рав Яаков Дов Блайх и Наоми Бен-Ами зажигают ханукальную свечу |
–>
– В этом году Ханука совпала с пятнадцатилетним юбилеем движения в Украине, в центре "Мидраша Ционит" этим праздникам был посвящен ряд торжественных мероприятий. Вы были в числе организаторов. Как Вам удалось совместить два праздника в одном мероприятии?
– Как известно, Ханука длится не один день, а целых восемь, и мы решили не привязывать юбилей "Бней Акива" к какой-то определенной дате. Это и дало нам возможность заинтересовать всех желающих. И молодежь, и людей старшего поколения.
– Что особенного было на ханукальных мероприятиях этого года?
– Хм! Для начала, то, что они совпали с пятнадцатилетием "Бней Акива". Поэтому носили более молодежный характер, чем обычно. Кроме этого, у нас очень торжественно прошел первый ханукальный вечер. Своим присутствием нас почтила посол Израиля в Украине Наоми Бен-Ами и раввин Яков Дов Блайх. Они и зажгли первый светильник в праздничной ханукие. Каждый из них поздравил присутствующих с началом праздника. Также выступали члены общины, поздравляли присутствующих, участвовали в ярмарке еврейских организаций.
– Ярмарка – это когда встречаются продавцы с покупателями. Какая торговля возможна на празднике?
– Конечно, еврейская! На ярмарке еврейские организации и проекты предлагали себя, свою деятельность, а члены общины решали, каждый для себя, интересно им это или нет.
– Что еще?
– Кроме этого, под эгидой Сохнута прошел "Фестиваль огней" – это смотр еврейских театральных коллективов. "Ханукальный Бейт-Мидраш" – однодневный семинар, который мы очень успешно провели. Специально для этого прилетел в Киев из Одессы посланник Сохнута по образованию в южноукраинском регионе Алон Лембрицкий (раньше работавший в "Мидраше"), давал уроки Элиэзер Лесовой – один из израильских преподавателей "Мидраши Ционит", прилетевший в шлихут на всю Хануку. Вместе с ним мы также провели ханукальный шабат, в стиле раби Нахмана из Бреслава. Раби Нахман считал, что ханукальный шабат обладает особенной святостью – это, между прочим, единственный раз в году, когда читают, если на этот же шабат выпало начало нового месяца, три свитка Торы сразу.
– А какие же мероприятия были организованы для молодежи? Все, что Вы перечислили – это мероприятия для взрослых...
– Это не совсем так. В ханукальный шабат у нас был накрыт стол специально для молодежи. Мы его провели с песнями раби Нахмана и его сказочными историями, и поверьте, что он прошел очень весело. И урок Алона Лембрицкого адресован был в первую очередь нашим активистам. Углубить у них понимание нашей традиции – очень важная задача, и наш "бней-акивовский костяк" это прекрасно понимает, на уроке он присутствовал почти в полном составе.
– Что значит "костяк"? Это что-то на манер партийного центра, как принято в Израиле?
– Нет, конечно. Наш костяк, наши мадрихи – ребята, которые в школьном возрасте стали активистами движения, а когда выросли (сейчас им по 22-23 года), не оставили своих пристрастий и продолжают принимать участие в наших мероприятиях. Передают опыт молодым, воспитывают их, прививают любовь к традиции своего народа.
– Не всегда. Но один настоящий и верный помощник всегда со мной рядом. Моя жена Раая, тоже родом из "Бней Акива". Еще в Николаеве, откуда она родом, она была активистом движения. Не оставила она "Бней Акива" и в Израиле. Там практически в каждом населенном пункте действуют кружки и школы движения. В одной из таких школ она и училась. Сейчас уже в другом статусе, осознавая уровень ответственности, который на ней лежит, Раая делает все от нее зависящее, точнее, насколько ей позволяют наши двое детей, чтобы сделать нашу работу лучше и интереснее. Помочь молодым людям стать на путь традиции и веры своего народа. И, что особенно важно в Украине, объяснить им, почему еврею необходимо жить в Эрец Исраэль.
Беседу вел Овадья Мильке