Йеошуа

Йеошуа

November 28, 2004 Автор: рав Дов Бигон - No Comments

"И протянул Израиль правую руку свою и положил на голову Эфраима, а он младший, а левую – на голову Менаше., умышленно положил он так руки свои, хотя Менаше – первенец" (Берешит, 48:14). Слово "сикель", которое обычно переводится как "умышленно положил", образовано от того же корня что и "сэхель" – "мудрость". А оно в свою очередь близко к корню "шакаль" – "взвесил". Т.е. речь идет о решении, принятом в результате взвешивания разных обстоятельств. Поэтому Раши, комментируя это предложение, пишет: "Яаков, отец наш, сделал это с мудростью, хорошо взвесив свои действия". Когда Йосеф пытается снять правую руку отца с головы Эфраима и положить на голову первенца Менаше, Яаков возражает: "Знаю я, сын мой, знаю, он тоже будет народом, и он тоже возвеличится, однако брат его меньший возвеличится больше, чем он" (48:19). Раши разъясняет, почему меньший брат достигнет большего величия: "В будущем от Эфраима должен произойти Йеошуа, который завоюет Землю, и даст ее сынам Израиля в наследный удел, и научит народ Торе". И поэтому через несколько поколений Вс-вышний дал Йеошуа силы в тот момент, когда нужно было пересечь Иордан и войти в Землю: "Крепись и будь твердым, потому что ты введешь этот народ во владение наследным уделом – в Землею, о которой Я клялся отцу вашему дать им. Только крепись и будь твердым очень, чтобы хранить и исполнять (законы) как вся Тора, о которой заповедал тебе Моше, слуга мой". (Йеошуа, 1). И поскольку эти две цели трудно достижимы и их претворение в жизнь сопряжено с большими трудностями, всякий, кто берется за них, может впасть в отчаяние и бросить начатое дело, Вс-вышний продолжает и говорит Йеошуа: "Вот ведь я приказал тебе: "Крепись и будь тверд, не бойся и не страшись, ибо с тобою Б-г Вс-сильный твой во всем, куда бы ты ни пошел" (Йеошуа, 1). В Израиле характер власти и политических лидеров, вне всякого сомнения, влияет на облик государства как в экономическом и политическом плане, так и в тех аспектах, которые определяют еврейский характер страны. Выбирая лидеров, нам бы следовало взять пример с нашего праотца Яакова и стараться поступать мудро, взвесив все обстоятельства, вспомнив прежде всего о том, почему он отдал предпочтение Эфраиму перед Менаше. От Эфраима происходит Йеошуа бин Нун, который проявил себя и как решительный военачальник и как тот, кто способен заселить землю и удержать ее в своих руках благодаря соблюдению законов Торы. Наше поколение во многом похоже на поколение Йеошуа, пришедшего завоевать землю и укрепиться на ней после сорока лет блуждания по пустыне – ведь мы возвращаемся в пределы святости после двухтысячелетнего изгнания и с самого начала были вынуждены отстаивать свои права с оружием в руках. Расстановка политических сил может ускорить процесс избавления еврейского народа от чужой власти и наступления нового времени или задержать его, но она не может остановить претворение в жизнь той цели, которая была намечена небесами еще в момент сотворения мира. На нас возложена задача поддерживать всех тех, кто сочетает в своей деятельности изучение и распространение Торы и завоевание и освоение Земли Израиля. Причем, если говорить о Торе, то невозможно больше рассматривать ее как учение, обращающееся к каждому еврею в отдельности. Необходимо подчеркивать те ее стороны, которые относятся ко всему народу и из которых возникают обязанности, за исполнение которых отвечает все общество сыновей Израиля и, прежде всего, завоевание Земли и построение справедливого государства. И уж конечно не следует поддерживать тех, кому в голову по тем или иным причинам пришла фантазия, что можно разделить Святую Землю, на этой основе договориться с нашими врагами и прийти к мирному соглашению с ними и настоящему миру. Все эти фантазии оборачиваются тем, что фантазеры оставляют евреев беззащитными перед лицом жестокого, не знающего жалости ни к кому врага. Если уж и говорить о мире, то его как раз можно достичь заселением страны – повсеместным строительством и возделыванием земли, когда любое посягательство на наши права на землю получит достойный отпор. Это-то как раз и приблизит то время, о котором сказано: "Не поднимет народ на народ меча" (Йешаяу, 2).