Несколько недель назад в распоряжение Института Жаботинского в Тель-Авиве попало предсмертное письмо Дова Грюнера, казненного в Акко британскими властями. Внимательное изучение этого письма, случайно найденного в архиве Сары Хайхман, бойца организации «ЭЦеЛь» и супруги одного из командиров этой организации – Аарона Хайхмана, вызвало серьезные сомнения в подлинности знаменитого завещания, которое приписывается Дову Грюнеру и было отправлено из британских застенков его командиру Менахему Бегину. Впрочем, расследование, проведенное журналистом Шимоном Коэном в Институте Жаботинского, заставило увидеть картину в ином свете…
Последее письмо Грюнера находилось в личном архиве Сары Хайхман-Гартман, скончавшейся около месяца назад. Сын Сары, Гиора, нашел письмо и передал его в Институт Жаботинского. При внимательном изучении письма в нем был обнаружен ряд грамматических ошибок. Газета «Га-Арец» представила эти ошибки как доказательство того, что вовсе не Грюнер писал письмо Менахему Бегину, так как знаменитое письмо Бегину написано на высоком литературном иврите, с использованием множества аллегорий:
«Я благодарю Вас от всего сердца за ту неоценимую поддержку, которую я получил в эти судьбоносные для меня дни… Понятно, что я хочу жить – а кто не хочет этого? Но если я и сожалею о том, что дни мои сочтены – то лишь потому, что многого не успел сделать… По моему убеждению, единственный верный путь – это путь Боевой Организации (ЭЦеЛь), которая не отказывается от политических усилий, но при этом не готова поступиться ни пядью нашей Земли, потому что Земля эта принадлежит нам… И таким должен быть путь народа Израиля в наше время. Стоять на своем и быть готовым к самопожертвованию – даже если в отдельных случаях это самопожертвование ведет на эшафот. Таков закон истории – только ценой своей крови можно освободить свою землю. Я пишу эти строки, дожидаясь, когда угнетатели поведут нас на казнь. В такие минуты человек не может лгать, и я клянусь, что если бы мне вновь был предоставлен выбор, я выбрал бы тот же самый путь, который я прошел, не задумываясь о возможных последствиях. Ваш верный солдат – Дов».
В отличие от этого завещания, в письме, направленном Саре Хайман из камеры для приговоренных к смертной казни, Грюнер пишет следующее:
«Большое спасибо за переданные вещи и еще большее – за все остальное. Прости, что я снова утруждаю тебя просьбами, но у меня нет выбора. Если у тебя еще остались мои ботинки – а это здесь самое важное – пришли их мне. Также хотел бы попросить тебя насчет часов и авторучки, если они еще у тебя (кольцо не нужно). Я уже давно решил, что эти вещи пропали, и было приятным сюрпризом мне, услышав (в этом предложении неправильно использована форма глагола), что кто-то о них позаботился. Также я прошу тебя послать второе письмо, которое вместе с этим, моей сестре авиапочтой, если это для тебя не слишком сложно.
Еще одно важное дело, о котором я почти забыл. Если ты знаешь, у кого те деньги, которые я получил от Армии, пусть пришлет мне пару лир. Еще раз большое спасибо.
Мир тебе и всего хорошего.
С благословением Царства Израиля,
Дов Г.»
Сравнение этих двух писем породило у журналистов из газеты «Га-Арец» подозрение, что автор письма Саре Хайхман не может быть одновременно автором письма Бегину, так как в письме Саре встречаются грамматические ошибки. Это наводит на мысль, что Грюнер не был автором письма Бегину, которое до сих пор считалось его духовным завещанием, так как в письме Бегину содержится немало аллегорий и сложных речевых оборотов. Это подозрение еще больше укрепил генерал Исраэль Таль («Талик»), сказавший корреспондентам «Га-Арец», что «новое письмо служит неоспоримым доказательством того, что Грюнер не писал этого завещания».
Однако в ходе разговора журналиста Шимона Коэна с директором Института Жаботинского Агувой Штерн (племянницей «Яира» – Авраама Штерна, героя еврейского сопротивления) выяснилось, что безапелляционные выводы газеты были явно преждевременными.
По просьбе журналиста Коэна знаменитое письмо Бегину было извлечено из сейфа Института. Оказалось, что письмо Бегину написано от руки почерком Грюнера – факт, неопровержимо указывающий на его идентичность. Кроме того, оказалось, что также в письме Бегину допущен ряд грамматических ошибок. В слове «модэ» – «благодарю» – использована буква «алеф» вместо «hэй», в слове «осознание» («йедуа») пропущено окончание «hэй». Выражение «я мог бы сыпать лозунгами», использованное в письме Бегину, не относится к «высокому» литературному ивриту. Вывод Агувы Штерн: утверждение о том, что завещание Грюнера не было написано его рукой, легковесно и лишено какой-либо аргументации.
Краткая биография Дова Грюнера (с официального сайта организации ЛЕХИ):
Дов Грюнер, сын Золи и Шмуэля Грюнера, родился 26 кислева 5673 года (6 декабря 1912) в Венгрии, в зажиточной религиозной семье с хасидскими традициями. В раннем возрасте остался полным сиротой. Уже в юности Дов вступил в организацию «Бейтар», произвел большое впечатление на ее руководство и уже вскоре был назначен ответственным за организацию курсов для молодых лидеров. Грюнер занимался прежде всего идеологической подготовкой и неизменно оказывал огромное влияние на всех своих воспитанников. В 5700 году (октябрь 1940) он поднялся в Землю Израиля на корабле с нелегальными репатриантами, приняв активное участие в организации подпольного рейса. Был схвачен и провел 6 месяцев в лагере беженцев в Атлит. Покинув лагерь, мобилизовался через отделение «Бейтара» в Рош-Пина и вступил в ряды ЭЦеЛь – Национальной Боевой Организации, которая вела активную борьбу против британской оккупации Эрец Исраэль.
После демобилизации по окончанию войны вернулся к активной деятельности в составе ЭЦеЛь и принял участие в нападении на полицейский участок в Рамат-Гане 22 нисана 5706 года (23.04.1946), был тяжело ранен во время операции и схвачен англичанами. Был отдан под трибунал, обвинен в покушении на британский режим и приговорен к смертной казни. Целый год продолжались попытки всеми возможными способами спасти его от петли, однако в то время, когда бойцы ЭЦеЛь готовили операцию по освобождению Грюнера и трех его соратников – Йехиэля Дрезнера, Алькахи и Кашани – британцы тайно перевезли всех четверых в тюрьму города Акко. Там, 25 нисана 5707 года (16.04.1947), все четверо были повешены. Во время казни они пели «Атикву». Их тела были похоронены в Цфате.
Полный текст письма Дова Грюнера командиру «ЭЦеЛь» Менахему Бегину
«Сэр!
Я благодарю Вас от всего сердца за ту неоценимую поддержку, которую я получил в эти судьбоносные для меня дни. Будьте уверены – что бы ни случилось, я не забуду принципы гордости, великодушия и твердости. Я знаю, как сохранить мою честь, честь еврейского солдата и бойца.
Я мог бы сыпать высокопарными лозунгами в стиле древних римлян – «прекрасно умереть за отчизну», но слова стоят дешево, и скептики могут сказать: «В конце концов, у него не было выбора». И возможно, они даже будут правы. Понятно, что я хочу жить – а кто не хочет этого? Но если я и сожалею о том, что дни мои сочтены – то лишь потому, что так многого не успел сделать. Я мог бы также сказать: «Пусть будущее позаботится о себе само», – а сам тем временем наслаждался бы жизнью, радовался бы той работе, которую мне пообещали после демобилизации. Я мог бы даже покинуть страну ради стабильной и безопасной жизни в Америке, но все это не устраивало меня – ни как еврея, ни как сиониста.
Существует много мнений о том, как еврей должен выбирать свой путь в жизни. Есть путь ассимиляторов, отказавшихся от своего еврейства. Есть другой путь, путь тех, кто величает себя сионистами – путь переговоров и компромиссов, как будто существование нации для них – очередная сделка. Они не готовы приносить что-либо в жертву, поэтому вынуждены бесконечно идти на уступки и компромиссы. Возможно, это способ оттянуть конец, но в конечном рассмотрении этот путь ведет в гетто. Мы не должны забывать: в одном только Варшавском гетто находилось 500 тысяч евреев.
По моему убеждению, единственный верный путь – это путь Боевой Организации (ЭЦеЛь), которая не отказывается от политических усилий, но при этом не готова поступиться ни пядью нашей Земли, потому что Земля эта принадлежит нам. Когда политические средства оказываются тщетны, человек должен быть готов сражаться за свою родину и за свою свободу. Поскольку иначе подвергается опасности само существование нашего народа, мы должны бороться всеми возможными средствами. Это единственный путь, оставшийся нашему народу в решающий час: стоять на своих правах, быть готовым к самопожертвованию – даже если в отдельных случаях это приведет на эшафот. Таков закон истории – только ценой своей крови можно освободить свою землю. Я пишу эти строки, дожидаясь, когда угнетатели поведут нас на казнь. В такие минуты человек не может лгать, и я клянусь, что если бы мне вновь был предоставлен выбор, я выбрал бы тот же самый путь, который я прошел, не задумываясь о возможных последствиях. Ваш верный солдат –
Дов».
Послесловие
Ничто на земле не происходит просто так – особенно если речь идет о еврейской истории. И если через 60 лет после казни в Акко кто-то ставит под сомнение подлинность письма Грюнера, значит, кому-то это обязательно нужно…
Причина, по которой газетчики ухватились за завещание Грюнера, едва ли сводится к тому, чтобы раздуть газетную сенсацию и получить гонорар за любопытный материал. Что-то такое есть в словах Грюнера, что не устраивает определенные круги в еврейском мире. Вслушаемся в его слова еще раз:
Есть путь ассимиляторов, отказавшихся от своего еврейства. Есть другой путь, путь тех, кто величает себя сионистами – путь переговоров и компромиссов, как будто существование нации для них – очередная сделка. Они не готовы приносить что-либо в жертву, поэтому вынуждены бесконечно идти на уступки и компромиссы. Возможно, это способ оттянуть конец, но в конечном рассмотрении этот путь ведет в гетто… По моему убеждению, единственный верный путь – это путь Боевой Организации (ЭЦеЛь), которая не отказывается от политических усилий, но при этом не готова поступиться ни пядью нашей Земли, потому что Земля эта принадлежит нам. Когда политические средства оказываются тщетны, человек должен быть готов сражаться за свою родину и за свою свободу.
Не правда ли, эти слова вызывают пугающие ассоциации с современностью? Не обращены ли они к тем нашим современникам, которые боятся своего еврейства, общественного мнения, а главное – усилий и борьбы, которая когда-нибудь может потребовать от них самопожертвования? К тем, кто так и не решился сказать вслух, что это наша Земля, потому что она – наша? Может быть, поэтому им так хочется назвать это письмо фальшивкой, состряпанной некими неуловимыми экстремистами, интерессантами от истории, которые, дескать, на протяжении всей истории терзают миролюбивый еврейский народ, – и попытаться на страницах газет доказать еврейской общественности, что на самом деле не слишком грамотного патриота больше всего интересовали перед казнью часы и ботинки?
Но, как писал сам Грюнер, перед приходом палача не до вранья…
Из высказывания Дова Грюнера на суде: «И знайте: никакая сила в мире не сможет разорвать связь между народом Израиля и его единственной Землей, и всякий, кто попытается разорвать эту связь – будет отрублена его рука, и проклятие Всесильного тяготеет на нем…»
Перевел и подготовил к печати Элиезер (Макс) Лесовой