Йешива "Ар Эцйон" в поселении Алон-Швут сегодня |
На протяжении долгих веков изгнания евреи были лишены возможности вести нормальный образ жизни. Даже предположение о том, что когда-нибудь сложатся условия, позволяющие жить нормально, не зарождалось у них. Постоянная борьба за выживание в условиях непризнания как властями, так и частными людьми элементарного права на существование превратила весь народ в подпольщиков, которые самые обычные вещи делают с опаской, стараясь держаться подальше от чужих глаз, испытывая недоверие к любому постороннему. Обособленность, отгороженность, сведение до минимума любых отношений с окружающей средой были характерны для любой еврейской общины. Это не только определило образ жизни, быт, национальные черты, но и отразилось на мировосприятии людей, которое не могло основываться ни на чем другом, кроме как на постоянном ожидании чуда, ибо естественный путь развития событий не сулил ничего хорошего. Переход к нормальному существованию начал казаться реальным только с возникновением сионистского движения, которое объявило о невозможности проживания в странах рассеяния и подняло вопрос о праве нации иметь свою территорию. С рождением сионизма отношение внешнего мира к евреям начало меняться: народ, сумевший выдвинуть лидеров, способных бороться за воплощение национальной идеи, удостаивается другого отношения окружающих, нежели люди, никогда не предпринимавшие попытки объединиться и изменить свое положение. До возникновения национального движения право народа на существование не признавалось даже теми странами, где евреи составляли значительный процент населения. Единства на основе общей веры, приверженности законам Торы и общинной жизни было недостаточно, чтобы самоутвердиться и обрести место на политической карте мира. Сионизм отказался от изжившей себя идеи добиваться равноправия, используя гуманность в качестве основного аргумента. Объявив как отдельных людей, так и целые общины составными частями нации, он потребовал уважения со стороны властей и отдельных граждан во всех местах проживания сынов Израиля. Переход от идеи равноправия личности к идее равноправия нации, самостоятельно выбирающей свой путь, стал началом новой эпохи. Две тысячи лет рассеянный народ, лишенный территориальной целостности и языкового единства, сохранялся чудом, вопреки законам развития человеческого общества. Сионизм поднял вопрос о необходимости вернуться к естественному существованию нации путем создания еврейского государства по образцу других стран, имеющих все институты, позволяющие им нормально функционировать, и вел упорную политическую борьбу за претворения этого плана в жизнь. Параллельно в Земле Израиля создавались или спонтанно возникали организации и объединения, чьи действия были направлены на расширение базы для воплощения сионистской идеи. По мере того, как эта идея становилась все более реальной, все труднее ставновилось оспаривать факт существования народа, который до сих пор отрицали как христианская доктрина и деятели церкви, так и государственные и политические круги, рассматривавшие еврейские общины стран рассеяния как остатки изжившей себя формации, обреченной на отмирание на том или ином этапе общественного развития. По словам многих современных израильских исследователей, сионистское движение "обеспечило евреям возможность второй раз войти в историю". Деятельность, направленная на создание государства, меняла психологию людей: переход от ожидания чуда к естественному существованию как индивидуума, так и нации представлялся все более и более необходимым и вместе с тем реальным. Еврей, согласно требованиям Торы, должен жить в реальном мире и привносить в него святость, а не превращаться в ангела, переходя в область чистой абстракции: "Когда будешь есть плоды рук своих, счастлив будешь и будет тебе хорошо". И точно также она требует от народа создать реальное государство, способное самостоятельно решать военные, экономические и духовные проблемы, а не жить постоянно мечтой о будущем мире. Тора раскрывает все хорошее, что есть в человеке, если он, подчинившись ее законам и достигнув их глубокого понимания, живет и работает на земле. А положительные черты, присущие обществу, проявляются в реальной действительности, когда по тем же законам, правильно осмысленным и хорошо осознанным, создается государство. Иными словами, народ, объединяя свои усилия во имя достижения той цели, ради которой он был создан, раскрывает свои истинные сущностные свойства, заложенные в нем Б-гом. Но этот процесс трудно описать с математической точностью – действие многих факторов делает путь к исправлению общества сынов Израиля похожим на горную дорогу, то поднимающуюся вверх, то круто спускающуюся вниз. Для возрождения нации необходимо решить многие проблемы, которые накапливались на протяжении столетий и проявились только в тот момент, когда началось строительство государства. Построение справедливого, устойчивого и процветающего государства – самая сложная задача, из всех тех, которые Тора поставила перед сынами Израиля. История не знает ни одного примера, когда людям удалось бы приблизиться к ее решению, кроме, быть может, создания еврейского царства во времена Шломо. Слово ацмаут ("независимость"), образованное от слова эцем ("сущность"), указывает на то, что цель освобождения народа – раскрытие его сущности. Слово "независимость" в русском языке имеет другое значение: свобода объясняется как отрицание зависимости от кого бы то ни было. В иврите на первый план выдвигается возможность проявить свою сущность. Т.е. свобода – это не только полная независимость, это выражение сущностных сторон – возвращение к себе. А оно начинается с того момента, когда отдельные общины или группы людей превращаются в народ. Собственное "я", которое до этого не было определено ни в сфере политики, ни в сфере экономики, геополитики и т.д., получает определенность. День Независимости должен был стать праздничной датой для всех слоев еврейского общества, и прежде всего – для религиозных кругов, в которых придают первостепенное значение не военным и политическим победам, а словам пророчества, произнесенным около 3000 лет назад, видя в их исполнении новые подтверждения истинности Торы. Но этого не произошло. Ультраортодоксальные круги, в свое время отвергшие саму идею создания еврейского государства, рожденную сионизмом, после того, как она претворилась в жизнь, избрали политику отчуждения – неприятия всех тех обязанностей, которые государство накладывает на своих граждан, и всех внешних атрибутов свободной страны: флага, гимна и праздничных дат. Такое поведение объясняется многими факторами, но наиболее важный из них – нежелание отказаться от мировоззрения, в основе которого лежит надежда на чудо и отрицание самой возможности достичь положительных результатов естественным путем. Историческим аналогом отношения этих кругов ко Дню Независимости является период возвращения из Вавилонского плена. Сыны Израиля, ожидавшие освобождения, предполагали, что исход из изгнания, последовавшего за разрушением Храма, будет столь же чудесным, как и исход из Египта (возможно, представляя, что река Евфрат расступится перед ними так же, как в свое время расступилось море). Но ничего подобного не произошло. И когда после падения Вавилона (в 370 г. до н. э.) персидский царь Кореш разрешил переселяться за Иордан и отстраивать Иерусалим и Храм, лишь немногие воспользовались этим правом. Только один немногочисленный караван вышел под предвадительством Зерубавеля, потомка царя Давида, чтобы начать новую историческую эпоху. Несколько миллионов евреев, проживавших на территории Вавилона, решив, что исход не может произойти естественным путем, остались на чужой земле – дожидаться чуда. "И прошел Эзра по всем городам, и призвал: "Вставайте, пойдем поднимемся в Храм, чтобы вернулись мы и отстроили его заново". И не пошли сыны Израиля, потому что думали, что только ложь изрекает Эзра, и хотели убить его. И узнал он об этом, и молился он Всевышнему. И услышал Всевышний, и скрыл его" (Мидраш Маасе Даниэль). Ориентированность на чудо и отказ воспринимать естественный ход событий как скрытое действие Б-жественного Провидения нанесли большой вред еврейскому народу в 17-м веке, сделав возможным появление массового движения лжемессии Шабтая Цви. Множество людей, в том числе и признанные авторитеты Торы, поверили, что в определенный день все евреи, где бы они ни были, перенесутся по воздуху в Эрец Исраэль. В назначенный день этого не произошло, но желание чуда было столь сильным, что нашелся целый ряд объяснений, почему оно не состоялось в срок и какие необычные события произойдут дальше. Даже после того, как движение Шабтая Цви потерпело полный провал, вера в чудесное освобождение не только не умерла, но обрела новую силу. Практически во всех еврейских общинах распространилось мнение, что события, которые приведут к возвращению в Израиль, должны носить сверхъестественный характер, и пока не будет особых знаков с Небес, евреи должны оставаться там, где они находятся, и переносить все тяготы, выпадающии на их долю. Вера в чудо предполагает, что освобождение произойдет в тот момент, когда народ поднимется на высокую духовную ступень, будет соблюдать законы Торы и тем самым удостоится того, что сама природа изменит свои обычные пути, чтобы перенести рассеянных в Святую Землю. А естественный путь – это движение по тропам истории подобно другим народам. Такой взгляд на вещи предполагает, что основная роль в деле освобождения сынов Израиля отводится не извержению вулканов и движению материков или голосу с небес, а политической борьбе, экономическому развитию, разработке системы образования и воспитания, созданию сил обороны и т.п. * В этом случае решение духовных проблем должно происходить также естественным образом, при котором недостатки выявляются, становятся очевидными и устраняются. То, что естественный путь является скрытым чудом, было очевидно для германского раввина Гутмана. Он предсказывал, что вторая стадия освобождения наступит сразу же после того, как в Эрец Исраэль будет 600 тысяч евреев. Вне всякого сомнения, он исходил из того, что именно столько сынов Израиля совершило исход из Египта. Рав Гутман решил, что определяющим фактором, приближающим начало нового времени, является не высокий духовный уровень поколения, а готовность определенного числа людей заселить Святую Землю. Различие между исходом и периодом возрождения нации, по его мнению, должно было проявиться в том, что люди, пошедшие за Всевышним в пустыню, чтобы получить Тору и затем завоевать Эрец Исраэль, удостоились открытых чудес, а те, кто самоотверженно возделывал опустошенную землю, и те, кто высаживался с кораблей как нелегальные эмигранты, удостоятся спасения и успехов, которые нельзя считать ничем иным, как скрытым чудом. И действительно, к моменту начала Войны за Независимость еврейское население Израиля насчитывало около 630 тысяч человек. Спор о том, каким образом будет происходить избавление, начался более ста пятидесяти лет назад. В то время была опубликована книга раввина Калишера <Дришат Цион> ("Поиск Циона"), в которой он пишет о том, что назрела необходимость составления плана построения еврейского государства, которое обеспечит возможность приезда евреев в Эрец Исраэль. Несмотря на то что рав Калишер пользовался большим уважением, его идеи не получили признания и не были реализованы даже в небольшой степени ни при его жизни, ни при жизни его учеников. И хотя в конце прошлого века переселение в Эрец Исраэль стало приобретать все более массовый характер и еврейское население насчитывало 30-40 тысяч, никто не предпринимал попыток создать государство. Мечта о независимости еще не родилась. И основная масса еврейского народа даже не помышляла о переезде на Святую Землю. Рав Калишер (1795-1874) родился в Ливе. С 1824 года и до самой смерти он занимал должность раввина в Тауране в Пруссии, не получая за это вознаграждения. Он жил от доходов небольшого магазина, который содержала его жена. Рав Калишер говорил о том, что освобождение еврейского народа из изгнания начнется обычным путем благодаря стараниям и самоотверженным действиям людей, а мессианский период наступит только после того, как народ Израиля соберется в своей Земле, исполнит заповеди, связанные с ее обработкой и сбором урожая, и возобновит принесение тех жертв, которые возможно принести в наше время. Рав Калишер вступил в спор с крупными авторитетами своего поколения, которые считали, что невозможно говорить о человеческом участии в процессе освобождения еврейского народа. В основе его выводов лежали наблюдения за событиями, причиной которых было повсеместное национальное пробуждение. С возникновением "Общества содействия заселению Израиля", во главе которого стоял рабби Цви Лурия, Рав Калишер предпринял активные действия по реализации своих теорий. Он совершил несколько пропагандистских поездок по Европе с целью добиться поддержки руководителей еврейского народа и убедить их в правильности своих идей. Общество издало его книгу <Дришат Цион>, в которой описывался процесс возвращения еврейского народа на свою землю. Он уверял, что поселение в Израиле следует создать на здоровых экономических основах, отказавшись от халука (распределения денег, собранных за границей). Он предложил открыть сельскохозяйственную школу и настаивал на создании еврейской армии обороны, способной вести войну и исполнять полицейские функции. Рав Калишер вступил в дискуссию с проживавшими на территории Земли Израиля раввинами, которые предпочитали сохранить старый порядок организации общины. Не отрицая обязательность исполнения заповеди цдаки, он считал необходимыми обработку земли и занятие ремеслом и видел в этом первый шаг к освобождению. Его идеи стали известны широким кругам, и неслучайно именно к нему обратился директор первой сельскохозяйственной школы Микве Исраэль с просьбой приехать в Израиль и взять на себя наблюдение за правильным ведением дел с точки зрения законов Торы. Однако Рав Калишер не смог принять это предложение, ибо видел свою непосредственную обязанность в продолжении изучения Торы, а также считал необходимым оставаться на своем месте, чтобы всеми силами препятствовать распространению реформистского движения. Постепенно была построена некоторая минимальная база для создания независимого государства. В трактате Санэдрин приводится спор мудрецов о характере будущего избавления от чужой власти и собирания рассеянных: <Сказал Рав: "Закончились все концы (времена, когда народу свыше помогали достичь более высокого духовного состояния, а он каждый раз упускал эту возможность), и теперь не зависит это дело (освобождение народа и его возвращение на родину) ни от чего другого, кроме как от раскаяния и хороших поступков людей". А Шмуэль сказал: "От того, кто находится в трауре, не требуется, чтобы он продлевал время скорби более, чем установлено законом (не будет Всевышний держать Свой народ в изгнании больше определенного срока)>.
Йешива в городе Воложин – ведущий центр изучения Торы в 19-м столетии |
Этот спор начался во времена танаев – мудрецов предшествовавших Раву и Шмуэлю поколений: "Сказал рабби Элиэзер: "Если евреи раскаются – будут избавлены, а если не раскаются – не будут". Сказал ему Рабби Йегошуа: "Если не раскаются, не будут избавлены?! Поставит над ними Пресвятой, благословен Он, царя, постановления которого будут столь же страшны, как постановления Амана, и сыны Израиля раскаются и исправят свои дела" (Санэдрин, 97б). Рабби Элиэзер утверждает, что раскаяние, которого ожидает от евреев Творец, не зависит ни от каких внешних обстоятельств. Страх перед тираном не может привести к искреннему раскаянию. Что же тогда станет причиной глубокого переосмысления подхода к Торе, исполнения заповедей и исправления своего поведения? Только движение души, которому нет объяснения и которое произойдет чудом. А Рабби Йегошуа, считая, что угроза физического истребления заставит евреев просить помощи у Всевышнего, утверждает, что освобождение и возможность вернуться на родину станут результатом естественного развития событий, которые лишь впоследствии будут осмыслены как скрытое чудо. Авторитеты Талмуда так и не решили спор о том, произойдет избавление чудесным образом или благодаря стечению обстоятельств. Только через тысячу лет Рамбам выбрал мнение рабби Йегошуа как более предпочтительное и соответствующее реальной действительности. По его мнению, все поколения евреев должны ориентироваться на то, что спасение произойдет естественным путем. "Пусть человек не думает, что во времена Машиаха перестанет действовать хотя бы один из законов природы или общества. Отличие дней Машиаха от настоящего времени только в том, что сыны Израиля будут полностью свободны от власти нееврейских царств" (Рамбам, Законы Царей, 12:1,2). Решение Рамбама не противоречит еврейской традиции относиться с предельным уважением к высказываниям мудрецов прошлого и ни в коем случае не опровергать их. Выбор одного из нескольких мнений, указанных в Талмуде, – обычный путь построения единого свода законов и определенной мировоззренческой системы. При этом в качестве основы для дальнейших логических выводов и принятия галахических решений выбирается наиболее простое и понятное нам положение (в то время как все остальные не объявляются неверными или ошибочными, а откладываются в сторону как менее понятные и доступные нам). Спор продолжался много веков. Однако после образования государства Израиль сам факт развития событий естественным путем стало невозможно отвергать. Тогда сторонники "теории чуда" стали отрицать участие Б-жественного Провидения в происходящих событиях. Это породило целый ряд утверждений, противоречащих принципам еврейской веры, как например: "Образование Израиля – дело рук Сатана" или "Это государство возникло случайно, в результате нелепого стечения обстоятельств". Другие говорили о том, что все произошедшее больше похоже на наказание, чем на избавление, и им не приходило в голову вспомнить о сомнениях царя Хизкиягу и о том, что из-за своей неуверенности в милости Всевышнего он упустил возможность начать эпоху Машиаха. Перед теми немногими религиозными деятелями, которые были готовы видеть в происходящих событиях начало полного избавления Израиля, ультраортодоксальный мир поставил вопрос: "Можно ли считать чудом то, что принесло физическое спасение, но представляет собой угрозу морального разложения? Ведь большинство лидеров сионистского движения – нерелигиозные люди. Задачи создания государства они понимают по-своему. Для религиозных людей их действия – это осквернение Б-жественного имени". (Необходимо отметить, что к моменту образования государства религиозный мир, упустивший время, не подготовивший кадры и не разработавший подхода к решению насущных глобальных национальных проблем, вообще не был готов взять в свои руки управление государством: обороной, всеобщим образованием, медициной и т.д.) Пока верующие евреи расчитывали на чудо, нерелигиозный еврейский мир построил здание, далекое от совершенства. При всех недостатках и недальновидности позиции неприятия государства нельзя утверждать, что она совершенно безосновательна. Нерелигиозный сионизм всегда шел рука об руку с идеей секуляризации еврейского общества. Его деятели воспитывались в тех кругах интеллигенции и буржуазии, которые боролись за самоассимиляцию. Самым мощным рычагом, способным претворить в жизнь идею самоликвидации еврейского народа, они считали светское нееврейское образование. И действительно, изучение европейских языков, литературы, философии и основ религии в нееврейских школах приводило к быстрой ассимиляции большей части учеников. Образованность, которая, как правило, никому не вредит и не толкает людей на некрасивые и неправильные поступки, не была причиной нежелания молодежи помнить о своем происхождении, а лишь средством, к которому прибегали распространители идеи ассимиляции. При другой постановке вопроса высокообразованные евреи могли бы внести свою лепту в дело духовного возрождения нации после 2000-летнего изгнания. Некоторые лидеры сионистского движения открыто признавались, что их главная задача – избавить еврейский народ от "невежества". Тора и традиция представлялись им средневековыми пережитками, и они вполне удовлетворились бы разработкой основ системы образования в странах рассеяния, если бы не повсеместный антисимитизм и активное неприятие неевреями тех, кто стремится ассимилироваться. В свете этих обстоятельств, пришлось создать национальное движение и уже на его основе просвещать еврейский народ, разъясняя ему преимущества светского образования и образа жизни. Кроме того, для евреев, предпочитающих сохранить принадлежность своему народу, национализм является удачной заменой традиции и изучения Торы. Эта идеология продолжает свое существование и сегодня, и ее носители и пропагандисты постоянно призывают население Израиля быть не носителями традиции, а националистами. Тора рассматривается ими как нечто отжившее и утратившее свое значение. Ценность традиции видится только в том, что она помогла сохраниться народу в изгнании, удерживая людей в синагоге, привязывая их к общине, объединяя их особыми обычаями, отличающимися от ритуалов, принятых у окружающих народов. Изучение Торы и исполнение заповедей оправдывается ими только в определенных исторических условиях и объявляется ненужным после образования государства Израиль, когда основными факторами, объединяющими народ, стали не строки Священного Писания и субботний покой, а общность территории, языка и решение насущных оборонных и экономических проблем. Вне всякого сомнения, подобная идейная база неприемлема для религиозных людей и не допускает никакого поиска сближения позиций. Поэтому представители ультраортодоксальных кругов часто спрашивают религиозных людей, принимающих активное участие в общественной и политической жизни страны: "Ну чему вы радуетесь в День Независимости? Разве это еврейское государство? Разве то, что вы видите вокруг себя, называется еврейством? Не радоваться нужно, а плакать, так как вместо избавления мы получили новую форму порабощения, которую ни в коем случае не назовешь реализацией мечты пророков и всего еврейского народа". Такая позиция прежде всего указывает на неумение соотнести свою веру с действительностью. Рамбам начинает рассмотрение всех законов Торы с первой заповеди, которую он называет "обязанность знать": "Основа основ Торы – знать, что существует первопричина…" Признание существования Творца для Рамбама является логическим следствием жизненного опыта, подсказывающего человеку, что у всего существующего есть своя причина. Он не требует от человека: "Верь в непостижимое". Он как бы призывает: "Открой глаза и пойми!" Аналогичным образом можно утверждать, что вера в освобождение должна основываться на прошлом опыте. Исход из Египта был связан с открытыми чудесами, а возвращение из Вавилонского плена происходило как скрытое от глаз человека чудо – события развивались естественным путем. Как в первом, так и во втором случае народ не находился на такой ступени нравственного и духовного развития, которая позволила бы мгновенно перейти к эпохе Машиаха, минуя долгие исторические процессы. Следовательно, ни у кого нет оснований утверждать, что происходящие на наших глазах события трудного и болезненного и вместе с тем чудесного становления еврейского народа и его возрождения на своей земле являются оптическим обманом, а последовательность событий не соответствует той, которая имела бы место, если бы все эти процессы управлялись с небес. Одна из причин, по которым ультраортодоксальные круги не хотят признать, что мы живем в эпоху начала освобождения, заключается в естественном для людей нежелании признать свою ошибку. Для того, чтобы сказать: "Да, предсказанный пророками процесс собирания рассеянных, цветения Земли Израиля и становления народа на своей земле уже начался, и он должен привести к приходу Машиаха", – необходимо прежде признать свою ошибку и сказать, что мнение о развитии будущих событий чудесным путем, которого придерживались многие авторитеты на протяжении долгих веков, ошибочно, ибо собирание рассеянных уже началось. По тем или иным причинам психология ожидания чуда оказывается неистребимой, и нужно специальное просвещение и образование, чтобы научить людей мыслить иначе и видеть чудесное во всем происходящем, а не ждать, что вновь расступится море и будет падать ман с небес. Мудрецы Талмуда приводят целый ряд признаков, свидетельствующих о приближении времени Машиаха: войны, наглое поведение людей, обесценивание денег и т.п. Люди склонны воспринимать любые события, как указание на начало мессианских времен, и каждая война или финансовый кризис государства, ошибки системы образования, выражающиеся в повсеместном неуважении детей к родителям, воспринимаются ими как признаки приближения мессианской эры. Поскольку все указания мудрецов на события и изменения общественного порядка, которые должны предшествовать приходу Машиаха, нечеткие и допускают разные толкования, рабби Аба (3-й век н.э.) счел необходимым дать какой-то надежный ориентир для будущих поколений, позволяющий безошибочно определить начало нового времени: "Не найдешь ты более верного признака конца времен, чем указание в пророчестве Йехезкеля: "А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему Израилю, ибо скоро придут они" (Санэдрин, 98а). Раши поясняет: "Когда Земля Израиля даст обильные плоды, это будет признаком скорого избавления. И нет более верного признака чем этот". В наше время никто не может отрицать плодородие Земли Израиля, а следовательно, невозможно оспаривать, что происходящие процессы и есть то самое собирание рассеянных, о котором говорили пророки. Но мы, как народ, до сих пор не осознали этого, и наше продвижение к будущему времени преисполнено страданий и горького опыта. Каждый новый шаг связан не с нашим пониманием сути вещей, а с возникновением обстоятельств, которые вынуждают нас идти на изменение устоявшихся порядков. Не подлежит сомнению, что осознанная созидательная деятельность, направленная на исправление недостатков и построение государства, о котором говорили пророки, принесла бы с собой радость и избавила бы от многих страданий. Первый президент Израиля Хаим Вейцман, человек нерелигиозный, сказал: "Чудо возможно. Но для того, чтобы оно произошло, нужно тяжело трудиться".