Наш диалог

Наш диалог

January 11, 2005 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

Бесконечность Б-га приводит нас зачастую к традиционному заблуждению, что мы произносим монолог и, следовательно, часто бываем разочарованы отсутствием ответа. Но ведь наши удачи и неудачи, падения и свершения и есть этот диалог. Трансцендентность Всевышнего не является признаком его отсутствия. Дом, родители, любовь, работа, дети, т.е. все, из чего складывается наша, казалось бы, заурядная человеческая жизнь – это и есть диалог. Меру и степень его продуктивности каждый определяет для себя сам, а Всевышний нам только помогает. Религиозные обряды еще на заре двадцатого века начали угасать под влиянием глобальных исторических катаклизмов. Современная наука активно дискутирует не только с иудаизмом, но и с другими мировыми религиями. Иудаизм пострадал особенно, поскольку Б-г Израиля заботился исключительно о своем народе и не слишком интересовался другими народами, как говорили наши оппоненты. Но мы от этого диалога отказались во многом сами, а не только под давлением тех или иных обстоятельств. Кредит Всевышнего не может быть бесконечен. Хорошо известно, что иудаизм относится к религии конкретных действий, где теория неотделима от практики. Зажигание субботних свечей есть одна из простых и величайших заповедей. С зажиганием субботних свечей в дом входят покой, умиротворение, тепло. Честь исполнения этой заповеди предоставляется женщине – хозяйке дома – не случайно. Действие, приводящее в дом святость Субботы, гармонизирует ваши семейные взаимоотношения. Высокие концентрация и сосредоточенность, с которыми происходит этот простой обряд, и есть Ваша форма диалога с Творцом. Очищение дома, покой, гармония – это ответ Всевышнего на соблюдение субботней заповеди. Парадокс современного еврейства заключается еще и в том, что, овладев массой разнообразных культур в общей мировой культуре, способствуя прогрессу во всех сферах человеческой жизни и в науке в том числе, современные евреи оказались весьма необразованными в отношении иудаизма. Практическая сторона иудаизма для многих остается "терра инкогнита", хотя большинство евреев не оспаривают наличие Б-га "априори". Дело в том, что для многих и многих евреев, прошедших путь атеистического воспитания, иудаизм представляется новой ловушкой, в которой они могут потерять свою свободу. Ошибка заключается в том, что, впитав в себя во многом западную культуру, многие евреи, "примерили ее на себя" настолько, что не могут понять принципиальной разницы между так называемой западной моделью свободы и свободой выбора как основной еврейской концепции. Иудаизм вовсе не предполагает возвращение в гетто с плотно запертой дверью в яркий современный мир. Иудаизм больше любой другой религии предполагает ответственность человека как индивидуума. В иудаизме нельзя, как в православии, "сбегать за отпущением грехов к батюшке". Человек, еврей, остается один на один с Всевышним. Поэтому диалог труден всегда. Но кто сказал, что должно быть легко и просто? Различные теософские учения всегда противопоставляли себя светскому миру, хотя и пытались при этом выполнить общие гуманистические задачи. Духовные горизонты еврейского, религиозного учения отталкиваются от человека и приходят к человеку. Потому что именно основной постулат Торы говорит нам: "Жизнь человека есть наивысшая ценность". Мы нигде не входим в противоречие с общечеловеческими законами и уж тем более не ограничиваем человека в его свободе и не в коей мере не посягаем на нее. Гуманизм еврейской философии доказан тысячелетиями. Исполнение заповедей способствует достижению творческой цели человека, приближают его к Всевышнему, раскрывая его изначально мощный потенциал. Наша этика учит нас с вами подводить итоги не только в Йом Кипур, но спрашивать себя ежедневно – как ты прожил день? Все ли в нем было достойно, и не огорчили ли мы Всевышнего? Не надо только думать, что практика иудаизма превратит Вас в невротика, который помимо бытовых и житейских проблем начнет еще загружаться новыми непростыми задачами. Если попробовать хоть как-то двигаться в этом направлении, то, скорее, наоборот, у вас появится новый интерес к жизни. Иудаизм выжил и не только доказал свою жизнеспособность, наступают времена его "ренессанса" на территории Украины. Величие и простота еврейского религиозного учения помогли евреям выжить несмотря на Катастрофу, тоталитаризм и ассимиляцию. Мы медленно возвращаемся к самим себе, осознаем себя как единый народ. А, значит, наш диалог с Всевышним вновь будет происходить в полной мере.