Часть восьмая. ЗЕМНЫЕ МЫТАРСТВА

Часть восьмая. ЗЕМНЫЕ МЫТАРСТВА

May 7, 2004 Автор: Феликс Кандель - No Comments

1

Беды неравно рассыпаны по миру. Стоны с кряхтением. Муки с печалями. Недород и недосып.

Одним по жизни пуды неподъемные.

Другим – пушинки неприметные.

Они уходили без оглядки. По бездорожью. В зарослях сухой, по пояс, травы. Нервы давно были на исходе. И силы тоже. И мысль-соблазнительница закрадывалась от лукавого: не ищи того, без чего можно обойтись. Чтобы не потерять то, что имеешь.

– Пинечке, – сказал папа в нужный момент, как плечо подставил для упора. – Твоё – бери. Начал – кончай. Кончай уже, Пинечке.

На пригорке, возле станкового пулемета спал на спине, лицом кверху, секретный солдат Степан Змиев. Спал – как ждал нападения. Чтобы открыть глаза и тут же бежать, тут же стрелять, глотать шифровку или раскусывать ампулу с ядом.

– Стёпкеле, – позвал Пинечке, – вы что тут делаете, если не секрет?

Открыл глаза и руку потянул к пулемету:

– Я больше не Стёпкеле, – сказал Стёпкеле. – Бери выше. Я теперь Смерс.

– Смерс – это что?

– Смерс – это смерть своим. Как побегут из окопов, так я и полосну.

Пулемет был задымленный, замурзанный, нечищенный, как деревенский трактор-работяга, и видно было с первого взгляда, что из него много и долго стреляли. Рядом валялись пустые коробки из-под патронов и ленты с гильзами.

– Тут близко окопы? – полюбопытствовал Пинечке.

– Тут всюду окопы. А из них бегут.

– А почему бегут? Не кормят, что ли?

– Посади тебя, и ты побежишь. Во избежание иной убыли, кроме естественной.

Это порождало недоумения, и Пинечке спросил:

– А если враги набегут? И все на вас? Что тогда?

– Враги нас не касаются. Врагов мы пропускаем. Без задержки. Мы только по своим.

Встал. Подтащил патроны. Зарядил пулемет:

– Своих развелось – что чужих.

– Знаете что, – сообщил ему Пинечке. – Если бы я жил в ваши времена, непременно ушел бы в скитания. Из земли в землю. В поисках людей глупее теперешних.

– Это я знаю, – сказал Змиев и заулыбался. – Это у нас сказка такая. Мужик пошел по свету, чтобы найти человека глупее своей жены. Это мне мамка рассказывала.

– У вас была мамка? Я-то думал, вы с фабрики. Из глины или из дерева: голем бесчувственный.

– Голем… – повторил задумчиво. – Нету такого слова. Ежели это сокращение, секретный пароль, тогда так и быть. Тогда я голем, который в заграждении. Чтобы свои не разбежались.

Кошка хмыкнула с небрежением на его слова и презрительно отвернулась. Кошки – они давно отчаялись найти разумного человека и отложили это занятие до будущей цивилизации.

Собакам этого не понять. Собаки служат самому глупому с той же беззаветностью, как и самому мудрому. Собака ищет в человеке хозяина, а кошка собеседника. Человек это понимает, и потому с собакой он чувствует себя сильным, а с кошкой – глупым.

Про петуха же сказать нечего. Петух равнодушен к человеку, вряд ли его замечает. Петух ищет зерно на прокорм и кур на утеху, и оттого его место в курятнике, а уж потом в супе.

Пинечкин петух – исключение.

– Стёпкеле, а в спину вы не стреляете?

– Ежели побегут на меня, спинами вперед, то почему бы и нет? А ежели спинами от меня, значит на врага, в атаку.

– Тогда мы пойдем, Стёпкеле. Спинами от вас. Они уходили по комковатой выжженной земле, под прищуром яростного солнца, как под дулом пулемета, и вот уже полоса поперек степи, белилами размеченная граница через сушь с крушью, разделяя людей, змей, кроликов, мышей с сусликами.

Приближался район боевых действий, и это не добавляло радости.

– Эй, – позвали негромко. – Идите скорей сюда. Не рискуйте жизнью, народы, она и так недолгая…

2

Траншея протянулась вдаль, без конца-края. Брустверы. Ходы сообщений. Огневые точки на обе стороны. Будто не знали еще, откуда враг наползет, с кем воевать придется и за кого.

Пусть будет наготове, для долгой обороны, поперек степи.

Торчал из траншеи Ушер Балабус, Ушер Локшн, Ушер Полтора Жида, вопрошал с ухмылкой:

– Знаете ли вы, как царь ходит на войну?

– Ушер! – закричал Пинечке в восторге. – Почему вы не в укрытии, Ушер? В вас же попадут!

– Нету для меня укрытия, Пинечке. Не накопано вглубь. Прятать меня некуда, потому и впередсмотрящий.

– Кого выглядываете, Ушер?

– Да я, Пинечке, сам не знаю. Враг, говорят, на подходе. Который уж год. Прыгайте, что ли.

Пинечке скатился в траншею. За ним кошка с собакой. За ними петух. Рассказать в курятнике – и не поверят!

Сначала они увидели спину. Мощную и непробиваемую. Кавалер-бомбардир Петя Умойся Грязью – ваксой пахучий, портупеей скрипучий, голосом крикучий – глядел из-под руки на вражескую сторону и прикидывал вслух:

– Турок храбр, француз ловок, англичанин богат, да и мы – не чурки…

Увидел Пинечке – порадовался:

– Пришел? В самый раз. Скоро я фугасы начну кидать, а там и в атаку пойдем. Ура закричишь. Кровопролитие учинишь. Врага поразишь и голову сложишь. А мы тебя увековечим.

– Петькеле, – сказал Пинечке, – неужто не угомонились? Ваничке велел передать: лучше в тепле за миской, чем в поле за ветром.

– Чего это? – удивился Петя. – Только что из похода. По заморским странам. Трофей взяли – консерв неразменный. Не портится, не жуется, не глотается: консерв на века.

– И что?

– И то. Еда есть. Можно воевать дальше.

На дне траншеи, спиной привалившись к оглаженной лопатами стене, сидел Юдл – "Что-то особенное". Обмотки размотались над ботинками, гимнастерка задубела от пота, тяжелая каска наползала на уши и голову заваливала на плечо, как у подвядшего одуванчика. Что старит человека? А то старит: страх, огорчения из-за детей, злая жена и война. Юдл сидел и старательно дергал за рукоятку старую кавалерийскую саблю в заржавленных ножнах, с кожаной, в прозелени, портупеей. Сабля, видно, немало поработала на веку, состарилась, ушла на покой и не желала вылезать наружу.

– Юдл! Что за вид, Юдл, и чем вы занимаетесь?

– Война, Пинечке, – скорбно сказал Юдл. – Это мы на войне. Нами затыкают прорыв.

– Мы – это кто?

– Ополчение, Пинечке. Последняя на нас надежда. Четверо со мной, а остальные – изменники, во вражеских окопах.

Пинечке глядел на него, обмякал от жалости:

– Юдл, ой, Юделе! А что с будущим?

– Будущее надо еще завоевать. Светлое будущее: штыком и гранатой.

– А как же те, во вражеских окопах?

– Они завоевывают не наше будущее, Пинечке. Они завоевывают никому не нужное будущее и не догадываются об этом. Умные люди, но заблудились. Запутались в сетях ума своего. Скоро мы на них в атаку пойдем. Есть только одно будущее, Пинечке, и оно наше.

– Вот фугасы перекидаем, – подтвердил Петя, – и пойдем. Одним недолет, другим перелет, а кому-то и карачун.

– Почернеют лица наших врагов, – еще сказал Юдл, – и замысел их не осуществится. Позади прошлое, Пинечке. Отступать некуда.

Кошка вздыхала на человеческое непотребство и оглядывала неуёмных бойцов от повышенного обмена веществ и нежелания работать. Собака подсчитывала в уме поколения буйных бездельников, что жизни растратили на убой и разор. Петух тосковал.

Тут пение послышалось со стороны, с удалью и натугой:

– Жена мужа продала, задешево отдала…

– Яшка, – позвал Петя. – Цыбулькин брат! Это ты на подходе?

Спрыгнул в траншею храбрый солдат Яшка Хренов

– на плече тюк громоздкий, докончил без ложной скромности:

– Языка добыл. В расположении врага. И тряхнул мешком.

Выпала наземь толстая, рыхлая, неопрятная бабка в линялом байковом капоте с потными кругами под мышками, руки вздернула кверху.

– Раскалывайся, старая. Выкладывай начистоту. Не то воздействия применим, до неприятностей на теле.

Ахала, пришептывая. Охала, причмокивая. Бекала-мекала. Прорывалась через астматические хрипы. При-

валивалась обессиленно к земляному откосу. Закисала, выпустив воздух.

– Поняли? – сказал Яшка с гордостью. – Ценные разведывательные данные. Не зря бабку крал и на минах подрывался. Враг готовится. Надо его опередить.

Яшкеле стрелял из ружья. Петькеле кидал фугасы. Юделе выдергивал саблю из ножен. Ушер Балабус глядел вперед. Стёпкеле – секретный солдат целился им в спины, чтобы не побежали. И первая жертва уже поскакала в тыл. Калечная и увечная. На самодельном костылике. Для приспособления искусственной конечности.

– Пинечке, – говорил Юдл между делом. – От коровы – молоко. От гуся – шкварки. От птицы – пение. А от человека, Пинечке?.. Нет часа без бедствия. Проснувшись, ты уже готовишься к несчастью. Весь день на тебя валятся несчастья. Ты засыпаешь, переполненный несчастьями. А ночью тебе снятся люди, которые придумывают для тебя новые цорес…

Прилетел одинокий снаряд, выпущенный по ошибке, из дрянной пушчонки, без команды и в ненужную сторону, разорвался на бруствере и поразил Юдла осколком.

– Ах! – сказал Юдл. – Человек подобен дуновению… И стал отходить к предкам.

– Ой, Пинечке… – шелестело на уходе, смертной покрываясь тенью. – Вся наша жизнь, Пинечке, недолет-перелет… Да есть ли на свете такие удачливые, которых никто и никогда не убивал?..

Валилась голова. Обмякало тело. Руки опадали по одиночке. Ноги раскладывались за ненадобностью.

– Погодите! – тормошил его Пинечке и накладывал на рану вату с бинтами, чтобы душа не просочилась наружу. – Не уходите, Юдл… Мы с вами еще придем в будущее… В наше будущее, Юделе! Прольется дождичек, засияет солнышко, и пойдет народ грибы собирать…

Умирающий подобен догорающему светильнику. Вздохни – и погаснет.

– Пинечке… Ой, Пинечке, Пинечке… Мусором стала земля, один кругом мусор… Сколько веков прошло, а будущего нет как нет… Его, может, люди выдумали, это будущее… За что-то… надо же… зацепиться…

Вобрал малую толику воздуха, негодную для существования, задержал ненадолго, как засомневался, а выдохнул уже душу…

3

Остаться без погребения – величайшее несчастье. Проклятие-быть похороненным вдалеке от своих. Благословение тому, кто похоронит человека, даже незнакомого, даже преступника.

Пинечке не побоялся – сбегал во вражеские окопы, отыскал изменников, сказал коротко:

– Идн, Юдла убили. Нужен миньян для похорон. Встали без прекословия, взяли оружие, пошагали за провожатым до белой граничной полосы. С этой стороны пришли еще четверо, добавить Пинечке – вот и миньян, десять мужчин: можно хоронить.

– Узнали – и узнали доподлинно, – говорил Пинечке. – Для сотворения человека взял Господь прах с четырех концов света, перемешал хорошенько и вдохнул в него жизнь. Зачем – с четырех концов? А чтобы не сказала земля – в том месте, где выйдет душа твоя: "Нет праха моего в этом теле, и нет места ему во мне. Верните его туда, где взят прах, – там и упокойте навеки". А так – в любом месте, куда ступит нога твоя, взят прах для тела твоего: в тот прах и возвращаться…

Отрыли могилу вдоль белой полосы: половину на ту сторону, половину на эту. Обмыли Юдла, завернули в саван, постояли, погрустили, вздохнули за компанию: "Господь дал, Господь взял, благословенно имя Господне". Потом опустили Юдла, засыпали землей: каждому досталась лопата, чтобы копнуть по очереди, – на холмик положили по камушку. Стояли по обе стороны могилы в разных военных обличьях, обмякали душой и телом, но оружие еще торчало наизготовку, и патрон томился безделием в канале ствола.

Примирил всех кадиш.

– Да возвеличится и освятится великое имя Его… – начал Пинечке, и все заключили: – Амен!

– Да низойдут с небес мир великий и жизнь для нас и для всего Израиля… – продолжил Пинечке, и снова они сказали: – Амен!

– Кто творит мир в высотах Своих, Тот да сотворит мир у нас и у всего Израиля… – закончил Пинечке, и напоследок они сказали просветленно: – Амен и амен!

И от смерти есть польза.

Сидели уже вперемежку, позабыв про форму свою и оружие: Берко с Копелем, Герш с Мовшей, Абеле с Ареле, Ицкеле, Беньюмчик и Ушер Балабус – головой над всеми. Сморкались, хлюпали в платочки, с грустью поминали Юдла: "Благословен тот, кто жил с добрым именем и ушел с добрым именем". Жались друг к другу – грустные, затерявшиеся во времени, из одной беды, из одной нужды: да есть ли на свете такие удачливые, которых войной не задело и голодом не изнурило? Стволы скрючивались у ружей стыдливо пересохшим стручком, и патроны валились наземь бесполезными горошинами, которым уже не прорасти.

Камень на могилу – тоже обязательно. Без камня имя позабудется и место затеряется. Навалили в изголовье валун, и Пинечке процарапывал усердно, ружейным штыком: "Здесь погребен Юдл. Что-то особенное. Лишенный остатка дней своих. Поверженный злодеями, которым он не подавал повода к гневу".

– Что я вам скажу, – говорил Пинечке между делом,

– я, малый среди малых?.. Я скажу не своими словами,

– где взять нужные слова? Я скажу вам словами мудрецов, а они говорили так: в создании человека участвуют трое – мужчина, женщина и Всевышний. От мужчины и женщины человек получает мозг, кости и жилы, кожу, плоть и кровь, а "Владыка всех деяний" дает человеку дыхание, черты лица, зрение, слух, дар речи, способность ходить и разум. Когда приходит час кончины, Боже отцов наших берет Свою долю обратно, а долю родителей кладет перед ними, – и отец с матерью плачут. Говорит им "Изрекающий правду": "Что же вы плачете? Разве Я взял ваше? Я взял только Свое…"

4

Осталась сабля от Юдла. Старая кавалерийская сабля в заржавленных ножнах, что хорошо поработала на веку. Хотели воткнуть в изголовье, а потом передумали. Не еврейская это привычка: втыкать сабли в могилы. Сабля – одно, а могила – другое.

– Идн, – сказал Пинечке без осуждения. – Не еврейское это дело-воевать друг с другом. Мы -миньян. Нам молиться положено. Всем вместе.

День уходил. Тени ложились вечерние. Поверху открывались родники росы. Грусть легким облачком отлетала прочь, обвисала на плечах озабоченность, и сказали они со вздохом:

– Граница, как-никак… Кому-то и охранять…

– Граница, – фыркнул Пинечке. – Идн, это же белила! Белила по траве.

– Это не белила, Пинечкс. За это жизни отдают добровольно. Лишают за это дыхания – принудительно.

– Белила. Это белила! Вот поглядите…

Лег плашмя на полосу и пополз, пузом стирая границу. Рядом шла кошка, получала удовольствие. Рядом шел пес, ухмылялся лопоухой рожей. Рядом шагал петух, недоумевал но поводу.

Была фаница – нет границы.

– Так-то оно так… – сказали они на это. – Белила-то они, конечно, белила… Видимость, конечно, одна, глупость и заблуждение… Ты куда это заступил, ты, да-да, ты? Это же наша территория!

– Это – ваша?!

– Да, наша! Убери свою паршивую ногу!

– Да граница тут была! Вот тут!

– Во сне она тут была! Убери ногу, вражина!

– Руку! Ты на коп) это – руку?!

Кулаки сжались. Взгляды заострились. Стволы напряглись. Патроны изготовились. Кричали, толкались, отпихивали друг друга, не поделив счастливое будущее, которое надо завоевать – и немедленно.

– Да наше завтра светлее вашего!.. Да наше завтра нужнее вашего!.. Да ваше завтра – это наше вчера!..

Пинечкс метался среди них, хватал за руки, оттаскивал, кричал со слезой в голосе:

– Идн! А как же с будущим?

– Какое там будущее… – рычали в ответ. – С прошлым еще не разобрались!

Одного – штыком. Другого – пулей. Третьего с четвертым – прикладом. Пятый заломал шестого. Седьмой прокусил девятого. Восьмой кинул подо всех фанату, и они упокоились до лучших времен. Тихие. Довольные. Все вокруг победители. И только души – легким, порхающим хороводом -дружно отлетали в небеса, а одна билась над телом, будто с перешибленным крылом, взмывала и опадала в рыданиях, а там и она отлетела нехотя, словно оттаскивали, и всё оборачивалась назад, всё оборачивалась, выглядывая с высоты того, единственного, распростертого…

Пинечке работал до утра.

Звери ему помогали.

Отрыли общую могилу. Уложили аккуратно своих с изменниками, засыпали, сверху положили по камушку.

– Кто творит мир в высотах Своих, – снова сказал Пинечкс, – Тот да сотворит миру нас и у всего Израиля…

А звери сказали:

– Амен.

– Пинечке, – позвал папа, как по плечу огладил. – "Один строит, а другой разрушает". Соберись с силами, Пинечке, и приготовься к худшему.

Степь фозно придвинулась к нему, – или это Пинечке шагнул навстречу? В темноту, в слепоту, к концу дней и началу потрясений, пригибая голову от неминуемого удара, а следом за ним, скорбной цепочкой, шли верные его попутчики – кошка, собака и петух…

5

Рассвело между делом. Порозовело на восходе.

– Остановись, – сказала мама. – Призадумайся. Это не ровное для тебя место. Это для тебя пенечек.

Пинечке встал, огляделся по сторонам. Степь как степь. Время как время.

– Здесь кто-то похоронен?

– Здесь многие похоронены, Пинечке. Газом удушены. В печах сожжены. Прахом развеяны по полям.

Света недоставало на свете. Света было совсем мало: не отличить белой нити от синей. Душило. Обвисало на плечах. Ноги подламывало и шею гнуло. Как навалилась поверху неохватная глыба, без сожаления и пощады: вот лопнет под напором череп, хрустнут позвонки, игольчато расколятся трубчатые кости…

– Господи! – попросил Пинечке в великой тоске. – "Наводящий беду на Израиль"! Твой народ нуждается в спасении…

Прокричал одинокий голос – предостережением или угрозой? Пронеслись встрепанные, умоляющие звуки – вспугнутыми птицами, и страшный затем, единый в степи стон, словно ударили в могучий колокол. Вышла на них женщина в строгом костюме с погончиками, взмахнула указкой, сказала четко, буднично, обстоятельно, с проклюнувшимся железным акцентом:

– Это есть место, где зтоял самый большой печ. Здесь сжигал людей. Сжигал, сжигал, сжигал, – но значала убивал. Ребенок мерял звой рост. Женщина мерял. Зтарик. Призлонялся к этой зтена, в дырку взтавлял автомат немецкий зольдат и зтрелял в затылок. Труп по желоб зкатывался вниз. Ребенок зкатывался. Женщина зкатывался. Зтарик. Вот на этот лопат его поднимал два других зольдат и клал в печ. Из трубы шел дым. Вот здесь зкладывал кость, зуб, волос для немецкий хозяйств. Окрестный жител ничего не знал. Пройдемте дальше…

Пинечке стоял, склонив голову, тихо молился в печали, а позади собиралось, подкапливалось, распирало теснотой по свежей боли. Тени несметные, тени невидные, закутанные в истлевшие таллесы, под перестук иссохших костей. Фишели, Шимели, Мойшели. Шейнели, Рейзели, Ханели. Тени молились с тенями – несчитанными миньянами. Тени оплакивали теней:

– Из глубин взываем к тебе, Господи! Из рвов-ям-оврагов! Ветер пришел – из печи палящей, иссушил кости наши, ужасы смертные наслал… Кто мы? Трость надломленная, прах на попрание! Пошел Господь путями ярости, воздвиг на нас лютый народ, сделал брешь в коленах Израиля… Из десяти мер жестокости на свете девять пришлись на нас, девять мер мрака и озверения, пакости и непотребства. Наполнилась земля злодеянием, содрогнулась и стала ужасом Божьим…

Пепел, из печей пепел! Пепел на головы, пепел на души. Стон и скорбь. Мрак и погибель. Ропот и стенания неприкаянных душ.

Поверху прогудел самолет. Понизу проскрипел кузнечик.

В глинистой яме, вповалку, закиданные наспех, засыпанные живьем, разделившие общую беду, покоились вечные наши утешители Нахман, Менахем, Тан-хум, покоилась мать их Нехама. Без савана. Без доброго слова вослед. Без непременного потом поминания. Да и кому поминать? Все там, в яме. И стояли поодаль, на заслуженном отдыхе, с тихим довольством во взоре – Преступатель черты, Душевредник и Ниспровергатель, Разрушитель ограды мира, образа и подобия. Ум которых – во зло. Деяния которых – похищать сердца и губить веру в Заступника.

– Что это? И за что это?..

– Это тайна, Пинечке, – отозвался папа. – Тайна глубин беспредельных. Скрытые от тебя премудрости.

Сидел возле ямы Менька-водонос, Менька-плоская голова, баюкал в руках калечный свиток с обгорелыми краями, пением остужал боль:

– Обеднел-опечалился царь: выпали из короны жемчужины. Обеднела-опечалилась царица: из колец выпали изумруды, из серег хризолиты, из ожерелий – яхонты с сапфирами…

И взгляд у идиота – горестно осмысленный.

– Земля мала, чтобы вместить горе наше, – говорил Менька. – Наказание наше больше, нежели снести можно. Три дня кровь кипела в земле. Три дня земля колы-

халась – пухлая, сочная, масляная, будто руками вздымалась изнутри, и гуд шел оттуда, на низких басах гуд… Папа у Пинечки удостаивался Божественных видений, и величественные картины проглядывали для него на закапанных воском страницах. Как сжигали праведника на костре, со свитком в руках, и буквы с пергамента в пламени возносились к Тому, Кто дал этот свиток. Как двенадцать тысяч ангелов уничтожения – под трубные звуки – обрушили на нечестивый Сдом серу, смолу, черный с высоты огонь. Как сбылось в жизни предсказанное пророком, мрачное и торжественное: кому под меч – под меч, кому в плен – в плен, кому голод – голод. Но глинистая сырая яма на окраине поля – будто под силос или запасы картошки – не проступала для папы сквозь бисер расступавшихся букв. "Владыка мира! – славословили пока что ангелы. – Бог воинств! Помогающий, спасающий и защищающий…" – "Замолчите! – возгласил Единый, Великий и Страшный. – Творения рук Моих погибают, а вы хвалу Мне поёте?" И возопили пристыженные воинства на языке страданий: "Рибоно шел олам! Если Израиля не станет на свете, для чего мы тогда?.."

– Теперь я тут, при яме, – еще сказал Менька, – а в ней все наши. Липечке – "Опять неудача". Лейбечке – "Хуже не бывает". Лейзерке – "От всякого ему цорес". Убили, вещи поделили, коз разобрали, и на дверях наших – чужие теперь замки…

Пинечке напрягся, как роста прибавил. Пинечке захолодел, как кровь отлила. Пинечке облачился в одежды возмездия.

– Да настанет день мести и наказания, – сказал в сердце своем громко и торжественно, в жгучей испепеляющей ненависти. – Да поразят вас стрелы ужаса. Да померкнет звезда ваша в небесах и умрет под ногами земля ваша. Да не сможете вы остановиться, справляя нужду, пока не выйдут наружу ваши души. Постыдным путем и в постыдном месте.

И подивился на свои слова – тихий в душе и ласковый.

– Пусть, – сказал он ещё. – Пусть изрыгнёт вас с проклятиями. Земля ваша. Пусть выбросит из могил кости мучителей наших. Чтобы валялись они под ногой в веч-

ном напоминании. И чтобы никакая сила на свете. Не смогла возвратить на покой. Их кости. Пусть уже. Пусть! Застонали камни в стране проклятия, деревья испустили кровь, небеса истрепались в дым, луна обветшала, а сладкие воды погорчели. Корчилась земля – под Пи-нечкиным словом. Раскидывала надгробные камни. Из-рыгала гроба. Вышвыривала черепа с ребрами до крайней косточки. Хохотала зияющими провалами. Глумилась. Торжествовала. Не соглашалась на уговоры и раскаяния. Не поддавалась на перезахоронения, с ожесточением выплевывая заново. Кладбищенские козы гадили на их кости. Кладбищенские вороны их расклевывали. Кладбищенские крысы подыхали в их завалах, смрадом наполняя окрестности. И если бы Пинечке пришел в мир только для этого, этого было бы достаточно.

– С Богом не поспоришь, Пинечке, – сказала мама. – Знай, молчи и иди.

В руках дрожь. В ногах дряхлость. Шагнуть – нету сил, но толчками в спину, от шепота неслышного:

– Пожалей, Господи, усталых, истерзанных, за Тебя убиваемых! Дай разумения познать пути Твои! Не отступись от нас, укрепи веру нашу, дабы не было у врага посмертных побед! Бог наш и Бог отцов наших, не Твоим ли наитием сказано: "Поколение уходит и поколение приходит, царство уходит и царство приходит, но мир стоит вечно, и мы будем вечно…"

6

Радугой полыхнуло небо. Крутой переливчатой радостью до ослепления душ. Божьим обещанием: не казнить – миловать, аркой-надеждой для уцелевших, радужным, радушным приглашением на вход в неведомое, заманчивое просветление, где капельный, напоследок, перестук, буйные ароматы омытых трав, оголтелый перезвон голосов.

Улетала под радугу птица. Неприметная птица Хул. И оперением не блистала, сереньким, невидным. И клювом не поражала. Размерами. Красотой движений.

– Всякий впитывает свое время, – сообщала на отлете. – Хорошее или плохое – какое есть. Мы мусорщики. Нам не привыкать. Переполнился – унес с собой. Чтобы детям не оставалось.

– Сама догадалась? – вопрошала кошка, поспешая вослед. – Или кто надоумил?

– Летаю по свету, – говорила. – Делюсь тем немногим, чем Всевышний озарил меня. Радуга – Божья дуга не появляется при жизни безупречного праведника. Ибо заслуги праведника дают защиту его поколению. Увидел радугу – знай: с праведниками на земле не густо.

– Что же тебя попригляднее не сотворили? – спрашивала собака, подскакивая через шаг. – Или не заслужила?

– А к чему? – отвечала рассудительно. – На себя бы залюбовалась. В зеркале лесных вод. Стала бы прихорашиваться, обольщать, хвостом без нужды вертеть. Невидные – они мудрее.

И было как было. Улетела под радугу птица, неприметная птица Хул. Облилась многоцветьем. Украсилась. Заблистала без меры. Сама стала радугой.

Пинечке уходил следом, послушно клонил голову:

– Господи! Милосердный на Небесах! Пугай нас, без меры пугай, – только не бей, Господи…

Плакал и шел в смятении, шел и плакал в поисках утешения:

– Мама! Ой, мама моя, мамеле… Как я устал!

Но мама ему не ответила. Мама-утешительница. Мама его Нехама. Видно, слезы лила без звука, чтобы Пинечке не догадался.

Знаете ли вы, как плачут цари? Цари плачут в подушку.

И мамы – тоже…