“Мишеберах”

“Мишеберах”

June 28, 2004 Автор: рав Шимон Ар-Шалом - No Comments

 

В Талмуде (Бава Батра, 116а) говорит рабби Пинхас бар Хама: «Каждый, у кого есть больной в доме, должен пойти к мудрецу, чтобы тот просил о милосердии для него». Это изречение породило обычай, распространившийся у евреев – просить мудреца молиться за больных. Слушая чистую и возвышенную молитву мудреца, человек учился молиться за своих близких. Намек на этот обычай можно увидеть в Торе, в словах Моше (Шмот 18:15): «…так как приходит ко мне народ вопрошать Б-га».

Со временем распространился обычай благословлять больных публично в синагоге во время чтения Торы, произнося молитву «Мишеберах», особенно в Шабат. Рабби Моше Исерлис пишет (Шулхан Арух, Йоре-Деа 335:10): «В этих странах (Восточной Европы) принято благословлять больного в синагоге и просить о милосердии для него». Смысл этого обычая – пробудить милосердие свыше, так как община в этот момент занята изучением Торы, и это делает ее молитву равноценной молитве мудреца.

Возникает вопрос. В молитве «Мишеберах» высказывается просьба ко Всевышнему: «…и пошлет ему (больному) полное исцеление с небес». Однако в Шабат позволено молиться только за тяжелобольного, ведь в этот день мы не просим Б-га о своих личных нуждах. Если человек легко болен, можно скажать лишь: «не подобает взывать в Шаббат, а исцеление близко». Как же просить в Субботу о полном исцелении больного? Ответ такой: «Мишеберах» – это не обычная индивидуальная молитва, в ней мы просим, чтобы добрые дела больного зачлись ему в заслугу и благодаря им он выздоровел. Такие слова не вызывают печаль, недопустимую в Шаббат, а наоборот, придают душевные силы больному и его близким, поэтому можно их произносить.

В наших молитвенниках соединились оба варианта просьбы: просьба о «полном исцелении» и фраза «не подобает взывать в Шаббат, а исцеление близко».

Из вышесказанного видно, что молитва за больного напрямую связана с его добрыми делами, а также с близостью к Торе (или к мудрецу) того, кто просит. Это наглядный пример того, что еврейская молитва не является «заклинанием», оторванным от внутреннего мира молящегося, а, напротив, истекает из глубин его души и зависит от его праведности и духовной чистоты.

Да пошлет Всевышний исцеление всем больным народа Израиля.