481px-032_moses_and_aaron_appear_before_pharaoh

Недельная глава Хукат. Два лидера-два подхода

June 26, 2011 Автор: Рав Шломо-Зелиг Аврасин - No Comments

 

Шалом, уважаемые читатели.

Глава Хукат повествует о кончине двух лидеров поколения Исхода – Агарона и Мирьям. Это происходит в конце 40-летнего периода странствия евреев по пустыне. Смерть Агарона стала настоящей трагедией для всех слоёв народа Израиля. РаШИ, комментируя стих Торы "И УВИДЕЛО ВСЕ ОБЩЕСТВО, ЧТО УМЕР АГАРОН, И ОПЛАКИВАЛ АГАРОНА ТРИДЦАТЬ ДНЕЙ ВЕСЬ ДОМ ИЗРАИЛЯ" (20:29), говорит: "Что означает выражение "весь дом Израиля"? То, что его оплакивали и мужчины, и женщины. Потому что Агарон стремился к миру и восстанавливал любовь и расположение между враждующими сторонами, и между мужьями и женами". РаШИ выводит свой комментарий из слова "дом", упомянутый в стихе, т.к. в еврейской традиции дом всегда ассоциируется с женщиной – хозяйкой крова.

Когда Тора же описывает траур, охвативший народ из-за кончины Моше, она использует другое выражение: "Сыны Израиля" (Дварим, 34:8), т.е. без намёка на женскую половину общества. По этому поводу Магараль говорит: "Разве женщины не оплакивали Моше?! Конечно, оплакивали! Почему же тогда по отношению к Агарону этот аспект подчёркнут сильнее? Потому, что Агарон находил особый, индивидуальный подход к каждому еврею, к мужчинам, к женщинам, к детям – к каждому он обращался на его языке, входил в детали, утешал, уговаривал, находя особые слова, проникающие в сердце именно этого человека. Таким образом, он устанавливал в обществе мир и гармонию".

Но не является ли подобное различие скрытым упрёком в сторону Моше? Ни в коей мере! Подход Моше был иным – он воспринимал народ Израиля как единую сущность, не дробящуюся на частности, как "Кнесет Исраэль" (Собрание Израиля), и осуществлял связь между этой сущностью и Вс-вышним, заботился обо всех евреях в их совокупности. Агарон же дополнял и расширял эту заботу, принимая эстафету святости и праведности от Моше, и неся её "в массы". Безусловно, Агарон был ближе к народу, чем Моше, однако эти два подхода – две стороны одной монеты, они взаимно дополняют и усиливают друг друга.

Прошел год, как нас покинул великий Учитель, один из духовных лидеров нашего поколения, раввин Мордехай Элиягу זצ"ל, который был человеком, сочетавшим в себе оба этих подхода. С одной стороны, он был известен как строгий праведник, разбирающийся в тонкостях Кабаллы, с другой стороны, он являлся безусловным авторитетом в вопросах Галахи, и прекрасно разбирался в практических вопросах. С одной стороны, он был великим педагогом, воспитавшим целую плеяду крупных раввинов религиозно-сионистского направления, все дни которого проходили в стенах Бейт-Мидраша в изучении Торы, с другой стороны – он был близок к простым людям, понимал их проблемы, мог долго беседовать с ними, находил время для каждого. По словам очевидцев, даже спеша на важную встречу или на урок Торы, он останавливался по дороге и отвечал на вопросы спрашивающего таким образом, что человек чувствовал, что этот момент раввин полностью посвящает ему, откладывая в сторону другие дела. Этот редкий дар – наследие Первосвященника Агарона. Да будет память правeдника благословенна!  

                                                                                  

                                                                                  Раввин Мордехай Элиягу
                                                                                (да будет память праведника благословенна!)