Недельная глава Ахарей Мот.Величие последней субботы перед Песахом

Недельная глава Ахарей Мот.Величие последней субботы перед Песахом

April 13, 2011 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

Последняя суббота перед праздником Песах имеет особый статус и ее называют великой (Шабат а-гадоль), так как перед исходом из Египта именно в этот день произошло очень важное событие (Сэфер а-тодаа).

Десятого числа месяца Нисан, в субботний день (Сэдер олам раба), за пять дней до того как сыновья Израиля поднялись и оставили пределы Египта Моше обратился к старейшинам Израиля и передал им первое повеление Всевышнего, о котором они должны были оповестить весь народ: «Скажите всему совету Израиля так: «Десятого числа этого месяца да возьмут они… ягненка или козленка – одно животное для (одного) дома…» (Шмот, 12:3).

И хотя эта заповедь была дана только поколению исхода, она имеет большое значение для всех евреев, в какое бы время они не жили – иначе Тора не потратила бы на нее несколько строк.

В чем был смысл повеления заранее запастись животным для принесения пасхальной жертвы? Дело том, что в стране фараонов молодняк считался символом Изиды – богини рождения. И, несмотря на то, что египтяне обожествляли все живое, включая змей, лягушек и даже жуков, к молодняку было особое отношение. Он считался священным, и ему поклонялись как самому главному воплощению сверхъестественной силы, которая приводит в мир новые жизни.

Почему потребовалось привести в дом козленка или ягненка, объясняет мидраш Псикта дерав Каана: «Каждый из сыновей Израиля привязал животное к ножке своей кровати, и четыре дня блеяние молодняка доносилось из каждого дома. Когда египтяне заходили в дома, чтобы выяснить, что происходит, они видели свое божество униженным, пугались и преисполнялись ненависти к сыновьям Израиля. Некоторые из египтян хотели отомстить за издевательство над своим идолом и за намерение зарезать его. Но как только они пытались поднять руку на ненавистных им людей, их вдруг сковывала острая боль (Сэфер а-тодаа).

От сыновей Израиля потребовалось много мужества, чтобы исполнить эту заповедь – ведь на Египет еще не обрушилась казнь первенцев и было не ясно, как повернутся события. Но, взяв животное и привязав его к ножке кровати, они не только опровергли вымыслы египтян о божественной силе, воплотившейся в барашке, но и поняли, что никто не сможет поднять на них руку, если они будут отстаивать истинную веру. И об этом сказал пророк Йешаяу: «Ни одно изделие горшечника не сможет победить тебя (тот, кто восстанет против тебя, будет разбит, как глиняный горшок), и всякий язык, который будет говорить против тебя в суде, ты обвинишь. Помощь всегда приходит к тем, кто служит Б-гу, и Я объявляю, что они правы» (Йешаяу, 54:17).

Награда за проявленное мужество пришла через сорок лет после исхода, когда десятого числа месяца Нисан остановились воды реки Ярден, и народ смог безпрепятствено ступить на землю Кнаан и начать ее завоевание (Псикта дерав Каана).

И, вспоминая об этих событиях в Великую субботу, мы должны каждый раз заново осознавать, что, когда дело доходит до принципиальных вещей, нужно говорить все как есть, не робея и не уступая силе.

В наше время никто не поклоняется Изиде, никто не обожествляет молодняк. Этап истории, на котором нужно было доказывать, что человек, а не дерево и не баран, создан по Образу и Подобию и несет в себе Б-жественную искру, пройден. Борьба за правду происходит на другом фронте: ни простые люди, ни правители не хотят признать, что Б-г управляет всеми событиями в мире. Нет ни одной страны, которая осознала бы, что Всевышний вернул нас на нашу землю. И никто не хочет согласиться с тем, что право быть народом дано нам не англичанами, не Организацией объединенных наций, а Всевышним.

Но мы не имеем права отступить от истины и быть дипломатами в вопросе, кому принадлежит Земля Израиля. Отказ от земли, дарованной Всевышним, разрушает союз с Ним так же, как его разрушает идолопоклонство. И поэтому в каждом собрании и на любом форуме мы должны заявлять: «Мы – народ Израиля. Мы не рабы и никому ничего не должны, кроме Всевышнего спасшего и возвратившего нас на свою землю».

И если наши предки, находившиеся во власти египтян, не побоялись зарезать их идола, то неужели у нас не хватит духу сказать это? Ведь у нас есть своя страна и своя армия, третья в мире по своей мощи.

Нет никакой необходимости склонять голову и извиняться за то, что мы существуем. И, если кому-то трудно смириться с тем, что наше возвращение на землю доказало, что есть Б-г и Он – Б-г Израиля, пусть это будет не нашей проблемой.

Давид Бен Гурион как-то сказал: «Не важно, что говорят народы, важно, что думают евреи». И, действительно необходимо правильно мыслить. Но говорить правильные слова еще важнее. И никто не имеет права, не желая гневить «мировое сообщество», заявить, что отдаст часть страны врагам.

Пусть он вспомнит, что наши предки были поставлены перед гораздо более трудным испытанием, когда объявили своим поработителям, что собираются зарезать их идола. И если они, сказав правду, удостоились защиты свыше, то и мы удостоимся Б-жественной помощи, если не будем кривить душой в самом главном. И тогда даже те, кто ненавидят нас, признают наше право на Землю Израиля, так как она была дана нам Всевышним. И это принесет благо не только нам, но и всему миру.

А, если будем отказываться от самого главного на словах, то и на деле страну будет трудно удержать в своих руках. Отказ от земли – отказ от самих себя. Ведь Аврааму было сказано: «Иди к себе в землю, которую Я покажу тебе». И чем упорнее сыновья Израиля отказываются от себя – тем сильнее их ненавидят. Поэтому разговор о любых территориальных уступках всегда будет приводить к всплеску антисемитизма, а не к миролюбию. И пусть великая суббота в этом году даст нам силы говорить правду о нашем народе, о нашей судьбе, о нашей земле.