joseph_anton_koch_006

Недельная глава Ваикра. Дети и ягнята – сходства и различия

March 7, 2011 Автор: Рав Шломо-Зелиг Аврасин - No Comments

  Шалом, уважаемые читатели!

На этой неделе мы начинаем читать книгу Ваикра, называемую в нееврейской традиции также Левит. Но и согласно нашим первоисточникам эта книга носит название "Торат коганим" – "Учение о службе когенов", и это не случайно. Основная тема книги Ваикра – жертвоприношения, их виды, и различные аспекты, связанные с ними. Тем более удивительно, что согласно обычаю, именно с этой книги начинают свое обучение священным текстам еврейские мальчики, когда впервые приходят в "хедер". Наши благословенной памяти Мудрецы так объясняли это – "Пусть придут чистые (дети) и займутся изучением чистых (жертвоприношений, в отношение которых строго соблюдались законы ритуальной чистоты). Но мы, не удовлетворяясь игрой слов, попробуем вскрыть внутреннюю связь между ребенком трех-четырех лет, начинающим изучать Тору, и животным, предназначенным для жертвоприношения.

Для обнаружения этой связи следует на первом этапе рассмотреть само жертвоприношение, как явление духовное. Что происходит, когда кровь жертвенного животного проливается на жертвенник? На первом уровне ответа (а их, как всегда, несколько) можно использовать в качестве иллюстрации фразу из известной комедии советских времен: "На его месте должен был быть я!" (для тех, кто подзабыл текст, напомню ответ, полученный героем фильма на это заявление: "Напьешься – будешь!"). То есть, когда согрешивший человек приносит животное в Храм, имеется в виду, что кровь этого животного заменит кровь человека, повинного смерти за свой грех. Вс-вышний, в милости  Своей, при определенных обстоятельствах (например, если грех произошел по ошибке), разрешает произвести такую замену, т.к. животное считается имуществом человека, а имущество, в свою очередь, уподоблено человеческой крови (на иврите "кровь" и "деньги" называются одинаково – "дамим"). Этот же принцип был использован, например, в Египте, когда Вс-вышний совершил казнь первенцев египтян. По идее во время этой казни должны были погибнуть и первенцы израильтян, поскольку в древнем мире было принято, что первенцы служат высшим силам и от имени всех приносят им жертвы, следовательно, и те, и другие были виновны в грехе идолопоклонства. Но ввиду того, что сыны Израиля отринули египетских идолов, Вс-вышний заменил им кровь на кровь – вместо своей крови они окропили косяки своих жилищ кровью пасхального агнца, и это послужило искуплением. В молитве, читаемой в Маарив после индивидуального поста, говориться: "Вот, я постился в этот день и кровь и плоть моя уменьшились. … Пусть же это буду приравнено к крови и плоти искупительной жертвы". Глубинный смысл этой замены таков – основа греха лежит в эгоизме человека. Эрго, чтобы искупить грех, необходимо отдать часть себя, умаляя тем самым свою гордыню.

С другой стороны, жертвоприношения были необходимы для постоянного напоминания о том, что все благо в мире исходит от Вс-вышнего. Если человек не будет жертвовать от плодов своих рук Творцу, он легко забудет, что хотя "без труда не выловишь рыбку из пруда", все же "без пруда не выловишь рыбку и с трудом"! Не зря Вс-вышний предупреждал Каина, принесшего в жертву Творцу плоды "второго сорта", и огорчившегося, когда Б-г не принял его приношения: "ОТЧЕГО ДОСАДНО ТЕБЕ И ОТЧЕГО ПОНИКЛО ЛИЦО ТВОЕ? ВЕДЬ ЕСЛИ КЛОНИШЬСЯ К ДОБРУ, ТО ПРОСТИТСЯ ТЕБЕ, ЕСЛИ ЖЕ НЕ КЛОНИШЬСЯ К ДОБРУ, ТО У ДВЕРИ ГРЕХ ЛЕЖИТ, И К ТЕБЕ ВЛЕЧЕНИЕ ЕГО; ТЫ ЖЕ ДОЛЖЕН ВЛАСТВОВАТЬ НАД НИМ" (Берейшит 4:6-7). Другими словами, человек должен отдавать Творцу лучшее, что у него есть, только тогда он сам будет возвышаться духовно этим даром. В Талмуде, в трактате Кидушин говорится о том, что хотя обычно, чтобы посвятить себе женщину, мужчина должен подарить ей значимый в финансовом отношении подарок, в том случае, если мужчина этот – важная персона, освящение произойдет, даже если женщина что-либо подарит мужчине, т.к. сам факт того, что важный человек принял твой подарок, уже является большой наградой. Тем более верно это правило, если речь идет о Творце всего сущего.

И, наконец, жертвоприношения имеют великий сакральный смысл. Храм был местом, где открывался канал в высшие духовные миры, и оттуда снисходило благословение на весь мир. Не случайно в праздник Суккот в Храме приносилось 70 быков за 70 народов мира. Чтобы этот канал оставался постоянно открытым, необходимо было приносить постоянные жертвы, воплощая тем самым желание давать, которое свойственно лишь Б-гу и, по Его воле, человеку. Мир, который только получает, не выходит за рамки материальной природы, а значит, ему нет нужды в открытой связи с высшими духовными мирами, ему достаточно обычных законов бытия. Но человек дающий, творящий добро, демонстрирует, что он создан по образу и подобию Творца. Высшая точка "карьеры" животного – быть принесенным в жертву Вс-вышнему, т.к. животное лишено Б-жественной души. Оно сугубо материально, и поэтому его служба – в отдаче того, что является его сутью – крови и плоти. Любой другой жребий, выпавший на долю животного, ниже. Однако человек обладает "душою говорящею" (Таргум Онкелос), эрго, его служба Творцу будет заключаться в проявлениях его разума, являющегося вместилищем Б-жественной души.

Теперь становится понятно, какая связь имеется между мальчиками, начинающими изучать Тору, и жертвенными животными – и первые, и последние служат Вс-вышнему, но по-разному, в зависимости от того, что  у каждого главнее: животные – отдавая свои тела, а мальчики – развивая в себе духовность и интеллект. И то, и другое – жертвоприношение Творцу, подчеркивающее, что жизнь существует не ради себя самой, а имеет смысл лишь в контексте своей цели – постоянного приближения ко Вс-вышнему. Поэтому-то само слово "жертва" на священном языке называется "корбан" – "приближение".

Да будет на то воля Вс-вышнего, чтобы мы удостоились возможности принести Ему жертвы в священном Храме, а наше изучение Торы достигло такой силы и святости, чтобы быть достойной духовной жертвой Творцу!