«И было жизни Сары сто, и двадцать, и семь лет – годы жизни Сары. И умерла Сара в Кирьят Арба, это Хеврон…»
Сара умерла после того, как ей открылось то, что произошло на горе Мория. И хотя она знала, что Ицхак остался жив, пережить то, что Авраам поднял сына на жертвенник, она не смогла.
Авраам знал, что Сара никогда не согласится с ним, и поэтому не сказал ей правду. И об этом рассказывает мидраш (Ялкут Шимони, Вайера 98): «Что мне делать? – размышлял Авраам. – Если не скажу ей, то она, не найдя его, покончит с собой». Тогда он сказал Саре, чтобы она приготовила праздничную трапезу… Спросила она: «Что особенного в этом дне?» Ответил ей Авраам: «У таких стариков, как мы, родился сын, а мы не будем радоваться?» Когда они ели, сказал он ей: «Знаешь ты, что когда мне было три года, узнал я Творца, а юноша наш вырос, и так и не получил воспитания. Есть место одно, на небольшом расстоянии отсюда, где воспитывают детей[1]. Возьму его туда…» И сказала ему: «Возьми».
Почему Авраам даже не попытался отменить жертвоприношение Ицхака? Ведь он мог сказать Вс-вышнему: «Как же Ты велишь мне это? Ведь Сара никогда не согласится!»
Более того, он знал, что его поступок может привести к гибели Сары. И об этом также рассказывает мидраш: «Сказал Ицхак Аврааму: «Отец, не рассказывай маме в то время, когда она будет возле колодца или поднимется на крышу. Ведь она может броситься вниз» (Танхума, Ваера, 23). Аврааму не нужно было это напоминание – он понимал ситуацию не хуже Ицхака. Так почему же он даже не попытался обратиться к Вс-вышнему? Ведь наш праотец умел спорить с Вс-вышним и в свое время не побоялся сказать, что нельзя без суда уничтожить сдомскую долину. А тут, когда ему было велено положить сына на жертвенник, он не стал говорить, что это приведет к гибели Сары или что это вообще противоречит морали.
Авраама не оставляли сомнения. Мидраш представил размышления Авраама по дороге на гору Мория, как ответы на вопросы, которые поставил перед ним Сатан (мидраш отражает внутреннюю борьбу Авраама): «Старик, тебе Б-г дал сына в сто лет, а ты хочешь принести его в жертву?». «Для этого Он и дал его мне», – ответил Авраам. «Завтра скажут тебе, что ты пролил кровь», – продолжал Сатан. «Даже, если скажут» – сказал Авраам.
Для того, чтобы понять Авраама, нужно вспомнить, что он пытался доказать, что он ничем принципиально не отличается от других людей, и любой человек может приблизиться ко Вс-вышнему, отказавшись от идолопоклонства и перестав творить плохие дела. Вопреки повелению Вс-вышнего уйти из Харана одному, Авраам взял с собой Лота и своих последователей, он просил за жителей Сдома, заключил союз с Авимелехом – и все это потому, что он верил в людей. И вот Вс-вышний поставил его перед выбором: либо ты пройдешь через испытание и поймешь, что ты и твой сын отличаетесь от всех людей, либо ты перестанешь быть избранным человеком, мир останется без надежды на исправление и придет к катастрофе. И Авраам признал правоту Вс-вышнего. Что же он должен был понять в момент испытания? То, что любой идолопоклонник принес бы в жертву своего сына, если бы ему сказал Б-г. Но идолопоклонник сделал бы это без сомнений, без колебаний. Он бы связал ребенка по рукам и ногам и зарезал бы его, и устроил бы праздник, полагая, что исполнил волю высшего божества, которое теперь всегда будет защищать его. Только Авраам был способен сомневаться в Только Авраам верил в вечность морального закона. И Авраам выстоял в испытании, потому что всю дорогу к горе Мория сомневался, и даже хотел повернуть обратно! Авраам выстоял в испытании, потому что преодолел сомнения и поднял на жертвенник сына, не ради себя, а ради всего человечества, проявив полную веру в то, что Б-г не сделает ничего плохого и не совершит ничего противоречащего морали. Б-г найдет выход из безвыходного положения. Он совместит несовместимое – жизнь и смерть.
А Сара? Если бы Вс-вышний велел ей взять Ицхака и поднять его на жертвенник, она бы не исполнила это. Она бы умерла: душа оставила бы тело, не найдя выхода из положения.
Ни сомнения Авраама, ни его решение поднять Ицхака на жертвенник и, если потребуется, принести его в жертву, ни неприятие его поступка Сарой, не является преступлением против Вс-вышнего. Ведь Он требует не безропотного подчинения, а искренности и принятия ответственности за свои поступки и тогда, когда человек получает приказы, и даже тогда, когда эти приказы исходят свыше.
Но как не ошибиться, как найти единственно верное решение? Пойти против Вс-вышнего? А ведь у тебя самого, как правило, нет уверенности, что тобой не руководит стремление защитить себя или не управляет дурное желание… Кто может подсказать?
Говорят, что разум должен владеть сердцем: прежде, чем принять решение, нужно взвесить все за и против. Это справедливо во многих случаях, но не всегда. И бывают такие ситуации, когда может подсказать только сердце. «Вс-вышний требует сердца», – сказал Рава. И Авраам, Ицхак и Сара были верны сердцу – каждый по-своему.
Агада (Бава Меция, 59б) рассказывает: «Раби Элиэзер бен Урканос, раби Йеошуа бен Хананья и другие мудрецы разбирали вопрос о глиняной печи, которую для переноса на другое место распилили так, что образовались круги. Потом их сложили снова, насыпав между ними песок, чтобы дым не выходил через прорези. Раби Элиэзер утверждал, что, поскольку эта печь не является целым предметом, она не принимает ритуальную нечистоту, а мудрецы, рассматривая ее как нечто цельное, настаивали на том, что такая печь может быть ритуально нечистой. Раби Элиэзер настаивал на своем и для того, чтобы доказать свою правоту, сотворил чудеса: на глазах у всех вода в арыке потекла в обратном направление, дерево перепрыгнуло с места на место, стены дома учения наклонились и были готовы упасть. А мудрецы настаивали на своем. Тогда услышали все голос Вс-вышнего (слабый, похожий на эхо, так как в это время пророчества уже не было): «Что вы хотите от раби Элиэзера? Ведь закон во всех случаях соответствует его мнению». Тогда встал раби Йеошуа и сказал: «Мы не принимаем во внимание голос Вс-вышнего».
А через какое-то время Небеса открыли раби Акиве, что происходило в тот день в духовных мирах: «Покачал Вс-вышний головой (в знак одобрения) и сказал: «Победили Меня Мои дети».
Дело в том, что всегда существуют два взгляда на вещи: один – Небес, другой –человека. Раби Элиэзер умел смотреть на вещи так, как смотрит Небесный суд, а раби Йеошуа видел мир так, как его воспринимает мудрец Торы, ходящий по земле. И Вс-вышний признал правоту раби Йеошуа: решения должны основываться на представлении о мире обычного человека. Вс-вышний хотел, чтобы Его дети победили.
Примечание