205 aktualia1-1

Если враг не сдаётся…

July 8, 2006 Автор: рав Лейб Горбачевский - No Comments

 

Говаривал Даниил Хармс: "От небесного явления доской не загородишься". Не отгородиться нам от действительности ни пятиметровым забором, ни десятиметровым. В эти дни в Израиле действительность себя показала.

 

Совершенно естественной реакцией на одну единственную ракету, выпущенную в сторону Израиля, должна была бы быть ковровая бомбардировка Газы. Просто подумайте: где еще в цивилизованном мире видано, чтобы с территории автономного образования по городам того же государства изо дня в день запускали ракеты, и правительство этого самого государства такое терпело?! Если вы вспомните про «палестинское государство» – тем более: представьте себе реакцию Великобритании на артиллерийский обстрел со стороны Ирландии (там, кстати, тоже с территориальным вопросом не все гладко…).

Ах, арабы сами не ведают, что творят? У них анархия? Никто ни за что не отвечает?

Тогда придется нам брать на себя ответственность. Как это ни неприятно для нас. Только так, и никак иначе, возможно предотвращение более кровавых сценариев.

 

Проблема заключается в том, что довольно большая часть израильского общества (и еврейского мира в целом) очень не хочет брать на себя ответственность. «Еврейские головы» ищут нестандартных решений той непростой ситуации, в которую они же нас и затащили. А кто ищет…

 

Из «злой» поговорки известны два варианта – либо враг сдается, либо его уничтожают. Но кроме этих двух вариантов, если хорошо подумать, можно обнаружить ещё один: враг уничтожает нас. Есть, впрочем, и ещё один шанс: мы сдаёмся. Но учитывая особую приверженность наших соседей гуманизму, этот вариант от предыдущего ничем не отличается. Арабов даже формула "если враг не сдаётся – его уничтожают" не устраивает. Их вариант – "если враг сдаётся – его уничтожают тоже".

Ну и что, говорят нам сторонники непротивления злу насилием, – лучше пусть нас уничтожают, чем мы. Абсурдный аргумент… Конечно, так говорят прямым текстом только самые честные мыслители левого лагеря. Большинство объясняет свое нежелание решать проблему объективными причинами: мировое сообщество, общественное мнение. Либо эмоционально доказывают от противного: ну разве мы можем уничтожить всех? Или иначе: ну разве мы можем управлять миллионом, двумя, пятью миллионами арабов?

 

На эти эмоциональные доказательства нужно сказать спокойно: да, можем. И уничтожить можем (всех и не нужно, только самых наглых). И управлять можем – управляли же до этого четверть века, не говоря уже о так называемых израильских арабах. Но, конечно, заниматься этим противно – отсюда и доказательства «от противного»…

 

Все, о чем мы говорили до сих пор, не выходит за рамки обычной логики. Здравого смысла. Очевидно, однако, что здравый смысл и политика редко живут в мире и согласии. Не говоря уже и  о том, что одного здравого смысла в жизни бывает недостаточно: все равно остаются сомнения. Приходится опираться на что-то ещё. Это что-то называется верой. Она как раз и начинается там, где кончается здравый смысл, логика, определенность.

 

Верят люди в разное. Для кого-то авторитетом является гороскоп, для кого-то – идеалы коммунизма и генеральная линия партии.

У евреев такой авторитет всегда был, причем один. Бог, создавший небо и землю, выведший нас из Египта и давший нам Землю Израиля. Раньше были пророки, через которых Всевышний говорил со своим народом, что, в общем-то, неопределенность снимало. Но уже две с половиной тысячи лет пророчества нет. И однозначности, которую давали слова пророков, тоже нет. Однако за полторы тысячи лет существования пророчества было сказано столько, что хватает нам и до сих пор. Речь идёт про пророчества записанные, актуальность которых не теряется со временем. Речь идёт о Танахе.

Самой актуальной частью Танаха, несомненно, является все-таки Тора, Пятикнижие. Не будем сейчас объяснять, почему – нас сейчас интересуют конкретные советы.

Тора разделена на недельные главы, что, наверняка, читателю известно. Так вот, есть такой совет (я его слышал от имени последнего Любавического Ребе): жить в ногу с недельной главой. И в ней искать ответы.

Не раз и не два в недельных главах мы читали о самых свежих новостях. И, что гораздо важнее, о том, что из них следует. Намек на убийство Рабина читали в недельной главе в ту субботу, на исходе которой прозвучали выстрелы на площади Царей Израиля. Перед избранием Барака читали слова пророка Йехезкеля из афтары: «У мин а-эш йоцэ барак» – «И из огня выходит молния». Читали и про Арика, который ему "унаследовал": «Арик харби торишемо йади» – из «Песни на море», дословно: «Арик – меч мой, разгромит их рука Моя».

 

И вот – наша нынешняя глава…

В недельной главе Хукат говорится, кроме много другого, и про войну с Амалеком. Народом, который сделал войну с Израилем смыслом своего существования. В нашей главе говорится о том, что амалекитяне перешли границу, воевали с евреями и…. взяли пленных. Вот так…

 

И услышал Кнааней, царь Арада, живший на юге, что Исраэль идет дорогой от Атарим, и вступил он в сражение с Исраэлем, и захватил у него пленных. И дал Исраэль обет Господу, и сказал: если предашь народ этот в руки мои, то разгромлю города их.  И услышал Господь голос Исраэля, и отдал им в руки Кнаанеев, и разгромили они их с городами их, и нарекли имя месту тому Хорма – «разгром». (Бемидбар 21:1-3).

 

Как видите, вполне актуально. Но, как мы уже говорили, нас интересуют не столько сами новости, сколько их анализ. Изучая этот короткий отрывок, можно очень о многом задуматься.

Прежде всего ответим на вопрос, который уже спешит задать внимательный читатель: причем здесь Амалек, когда говорится о кнаанеях? Так объясняют этот стих мудрецы Талмуда: это были амалекитяне, которые маскировались под простых жителей Кнаана. И мы сейчас не будем пытаться понять, на чем основывается это объяснение, а сконцентрируемся на том, чему оно учит нас.

 

Кнаанеи – тоже враги Израиля, но они всегда воюют за свои интересы. Ведь они должны либо смириться с еврейским господством в Земле Израиля, еврейским законом и моралью, либо бежать. Но войны с кнаанеями начнутся позже, когда народ Израиля уже войдет в Землю. Амалекитяне же воюют с народом Израиля сразу после того, как он вышел из Египта. Воюют без всяких на то причин. За идеалы. Точнее, против идеалов. Идеалисты наоборот.

И потому война с Амалеком – не на жизнь, а на смерть. «Война Господа – на все времена». Вот настолько серьёзно. Но мы с вами читаем не о том первом столкновении с Амалеком, а о третьей войне с ним. И здесь различить Амалека уже сложнее. Вроде бы обычные кнаанеи, но действуют как амалекитяне. Совершают набеги из пустыни, убивают слабых, берут в плен….

 

С нашими соседями, которых в Израиле любят называть «двоюродными братьями», тоже не все так просто. Не такие уж они нам и двоюродные –  Ишмаэль все-таки был сводным братом Ицхака. Но дело не в этом. Война, которую арабы ведут против Израиля уже сто лет, начавшись как банальный территориальный конфликт, со временем становится все более и более идеалистической. И никакое самоопределение арабов уже не интересует, никакие интересы. Кроме одного – попить еврейской крови. Даже во вред себе, даже приведя к разрушению своих электростанций, оставшись без воды и министров. Идеалисты наоборот, которые были кнаанеями, а стали амалекитянами.

 

Есть ещё более важный момент в этой истории. И это уже конкретная рекомендация нам. В истории из главы Хукат, согласно объяснению Мидраша, речь тоже шла об одном пленном. Казалось бы, незначительный инцидент. Ну, появились какие-то разбойники, убили двух солдат, одного взяли в плен. Народ Израиля же в ответ дает обет: разгромить их города. И выполняет его. Речь идёт не о той конкретной банде, которая держит заложника, а о городах.

Коллективное наказание? Нет, дорогие. Война. А на войне нет отдельных людей – есть народы. Жестоко? Конечно. Но выбор, на самом деле, один: или враг сдается – или его уничтожают. Потому что у нас, евреев, есть задачи настолько важные, что дать уничтожить себя мы просто не имеем права.

Операция "Летние дожди"