Редко можно встретить как абсолютных праведников, так и абсолютных злодеев. Большинство людей являются носителями и хороших, и плохих качеств одновременно. Об этом говорили наши мудрецы: «Есть в человеке два начала (стремления): стремление делать добро – йецер тов, и стремление делать зло – йецер а-ра» (Берешит Раба). Поэтому люди часто так непредсказуемы, что вырывается наружу то одно, то другое начало. Очевидно, что человеку следует говорить и поступать хорошо (тем, кому это не очевидно, стоит посочувствовать). Учение, данное Всевышним еврейскому народу, не только декларирует, что хорошо, а что плохо, но и дает человеку реальные методы работы над собой. Условно можно обозначить два подхода, которыми пользуются Мудрецы. Первый: сконцентрировать внимание на том плохом, что есть в тебе, и начать бороться с ним. Второй: сконцентрировать внимание на том хорошем, что есть в тебе, и развивать его в себе. Очевидно, что разным людям ближе разные подходы.
Часто человек не знает, «за что взяться», – и тут очень важно, по какаму пути направит его рав, к которому он обратится за помощью. Мудрости и осторожности в этом вопросе можно учиться у праотца Яакова. Благословляя перед смертью своих сыновей, он использует разные психологические методы. Первенцу Реувену Яаков говорит: «Ты сила моя и начало мощи моей, верх достоинства и верх могущества» – подчеркивает хорошие качества сына, а затем только осуждает совершенный Реувеном когда-то проступок. За тот поступок (неуважительное отношение к родителям) Реувен был наказан потерей первородства, но подчеркнутые вначале «верх достоинства и могущества» души Реувена должны помочь ему стать лучше и впредь более обдуманно себя вести.
Обращаясь к Шимону и Леви, Яаков осуждает их гнев. Он не осуждает своих сыновей как личностей, но проклинает их разрушительную эмоцию. Такое отношение (симпатия к личности, но неприятие какого-либо поступка или черты характера) стимулирует в человеке желание работать над собой. И Тора показывает нам результат: именно колено Леви не поддается порабощению в Египте, не участвует в грехе поклонения золотому тельцу – и тем самым заслуживает право служить в Храме.
Так же и с другими сыновьями: обращаясь к ним, праотец Яаков в каждом подчеркивает его сильное качество, то есть помогает сконцентрироваться на хорошем.
Важно отметить, что не только разные люди нуждаются в разных подходах, но и один и тот же человек на разных этапах жизни нуждается в разном. Об этом сказал хасидский цадик раби Менахем-Мендел из Коцка: «У человека должно быть два кармана. В одном пусть лежит записка "Я прах и пепел", а во втором "Ради меня создан мир"; и пусть он вынимает и читает по мере необходимости записку то из одного, то из другого кармана».
А с чего начать? Отвечу, опираясь на комментарий раби Цадока из Люблина. Если начать с борьбы с плохим (то есть сначала очиститься, стать «чистым листом бумаги»), а уж потом браться за хорошее, то существует опасность завязнуть в плохом и до хорошего просто не дойти. Стоит начать с хорошего. Хорошее начало дает свет, к которому хочется стремиться. А в лучах этого света высвечиваются «отдельные недостатки», которые нужно будет в себе исправить.
"Яаков с сыновьями", худ. А. Ройтман