В 1963-65 годах на раскопках в Масаде (*) участвовали тысячи израильтян – бесплатно, целыми неделями, под палящим солнцем. Зачем и почему? Профессор и бывший начальник генерального штаба Игаль Ядин объяснял это так: «Вдруг был брошен мост через 2000 лет… Насколько велико было удовлетворение, когда они – молодое поколение государства Израиль – раскрыли своими руками живые свидетельства борьбы последних защитников Массады».
В речи перед солдатами, произносившими клятву на Масаде, Ядин говорил: «Когда Наполеон стоял со своими войсками около египетских пирамид, он заявил: «Четыре тысячи лет истории смотрят на вас». Но сколько бы он готов был отдать, чтобы сказать своим солдатам: «Четыре тысячи лет вашей истории смотрят на вас…» Эхо вашей клятвы пронесётся по лагерям наших врагов! Это не менее важно, чем всё наше оружие».
Вплоть до 70-х годов археология играла в Израиле важнейшую роль. Коллекции археологических находок находились не только в музеях, но и в обычных киббуцах, у генералов (Моше Даян, Игаль Ядин) и у простых граждан. Это был один из способов восстановления связи с Землёй, с историей, со своими национальными корнями.
Сменилось одно поколение, – и дух на кафедрах археологии изменился. В нашумевшей статье в газете «Гаарец» в 1999 году доктор Тель-Авивского Университета Зеев Херцог заявил: «Для исследователей сейчас очевидно, что еврейский народ не был в Египте, не скитался по пустыне, не завоевывал Ханаан с оружием в руках и не раздавал завоёванную землю двенадцати коленам…».
Сообщество археологов вдруг начало опровергать древнюю еврейскую историю, мобилизовав всю научность и эмпиричность ради подтверждения противоположной нашей традиции, постсионистской аксиомы, гласящей, что связь еврейского народа с еврейской землёй, основанная на Танахе, – миф. Археологи твердят, что этот миф – или, пользуясь постмодернистским лексиконом, – этот национальный «текст», «нарратив» был искусственно взращён властью как средство обеспечения собственной легитимации. В духе этой новой школы были созданы учебники, где утверждается, в частности, что книга Йегошуа Бин-Нуна (Иисуса Навина) – выдумка, и что никакого захвата Земли Ханаана не было.
Ответную статью на материал д-ра Херцога опубликовал доктор Хайфского Университета Адам Зерталь под названием «Идите на гору Эйваль». В ней описываются результаты раскопок, проведенных в 80-е годы возле города Шхем в Самарии, в месте, на котором произошли следующие события: «Тогда устроил Йегошуа жертвенник Господу, Б-гу Израиля, на горе Эйваль, как заповедал Моше, раб Господень, сынам Израилевым, согласно написанному в книге Закона Моисеева, – жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нём всесожжение Господу, и совершили жертвы мирные. И написал Йегошуа там на камнях список с закона Моисеева, который написал он пред сынами Израилевыми. А весь Израиль, и старейшины его, и надсмотрщики, и судьи его стали с той и с другой стороны ковчега против священников и левитов, носящих ковчег завета Господа; как пришельцы, так и коренные жители. Одна половина напротив горы Гризим, а другая напротив горы Эйваль, – как прежде повелел Моше, раб Господень, благословлять народ Израилев. И потом прочитал Йегошуа все слова закона, благословение и проклятие, как написано в книге закона». (Книга Йегошуа, 8:30-35.)
Найденный жертвенник и город, в центре которого он был расположен, были датированы 13-м веком до н.э. – дата, полностью соответствующая «классической концепции» проникновения израильских колен в Землю Ханаан. (…) В жертвеннике и вокруг него были найдены пласты пепла, и в них – кости животных, которые были принесены в жертву. Большую их часть составляли молодые самцы мелкого и крупного рогатого скота, удовлетворявшие требованиям законов о жертвоприношениях в Пятикнижии». Дальше автор делает заключение, что всё «это свидетельствует о национальной и религиозной консолидации израильских колен в очень древний период – в полном соответствии с библейским описанием» и полностью опровергает утверждения археологов – «отрицателей Библии», будто эти традиции весьма поздние, и их основа мифологическая…».
Раскопки возле Шхема превосходят по своему значению раскопки Масады. Тем не менее, они были практически проигнорированы археологами. Причину объяснил профессор Гарвардского университета Ларри Стайгер: «Если на горе Эйваль стоял жертвенник всесожжения, влияние этого факта на наши исследования революционно. Все мы (библейские археологи) должны вернуться в детский сад».
Касательно израильских коллег профессор Стайгер мог бы добавить, что в детском саду им следовало бы пройти перевоспитание не только в области археологии, но и в области духовного настроя, которое сделало бы их способными воспринимать Танах иначе, чем сказку.
Библейские критики возвели отрицание Божественного откровения в ранг основополагающей аксиомы их теорий. Иными словами, они изгнали Б-га из Танаха. Некоторые археологи изгнали Танах из истории и из танахических пейзажей. «Мифичность» Танаха они превратили в аксиому.
Понятно, что с точки зрения еврейства Танах не нуждается в археологических доказательствах. Свидетельство о его истинности несёт целый народ уже более 3500 лет. С возрождением этого народа на своей Земле Танах с ещё большей мощью и очевидностью возвращается в нашу историю. Об этом свидетельствует Земля Израиля, дарящая своему народу плоды после полуторатысячелетнего бесплодия; об этом свидетельствуют её камни – камни Западной стены под Храмовой горой, камни гробницы праотцев в Хевроне и камни жертвенника на горе Эйваль. Будь это не столь очевидно, не надо было бы развивать столько надуманных теорий ради опровержения Танаха.
В заключение своей статьи д-р Херцог жаловался на «игнорирование (археологического отрицания Танаха) со стороны израильского общества». Он сетует на то, что после всех этих критиканских публикаций «земля не дрогнула и основы не пошатнулись».
Отрезав себя от Танаха, «доктор» отрезал себя и от народа, и от Земли. Неудивительно, что народ и Земля перестали откликаться на его нападки. Земля Израиля, народ Израиля и его Тора отвечают тем, кто признает их общий источник – Б-га Израиля.
*) Крепость над Мёртвым морем, последний оплот повстанцев во время Великого восстания против Рима (66 – 73 гг. новой эры). 960 еврейских воинов, их жён и детей предпочли покончить жизнь самоубийством, нежели сдаться в плен врагу.