747

Недельная глава Пинхас: Поступок Пинхаса

July 10, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 И вот некто из сыновей Израиля пришел и подвел к братьям своим мидьянитянку перед глазами Моше и перед глазами всей общины сыновей Израиля, а они плакали у входа шатра собрания. И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона коэна, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою, и вошел вслед за израильтянином в нишу, и пронзил обоих их… И прекратился мор среди сыновей Израиля. И было умерших от мора 24 тысячи. И сказал Б-г Моше, говоря: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона коэна, отвратил гнев Мой от сыновей Израиля, вступившись за Меня среди них, и не истребил Я сыновей Израиля в ревности Моей. Посему скажи: «Вот Я даю ему Мой завет мира. И будет он ему и потомству его после него заветом коэнства за то, что он вступился за Б-га своего и искупил сыновей Израиля»
(Бемидбар, 25:6-13)

Некоторым кажется, что поступок Пинхаса был жестоким актом насилия над свободой личности. Но, желая выставить в неприглядном свете защитника еврейского народа, они умышленно искажают эпизод нашей истории. Моавитяне и мидьянитяне не просто привели своих дочерей и жен к шатрам евреев на веселый праздник — они воспользовались тем приемом, который часто применяли в древнем мире: лишить войско противника дисциплины и организованности, подослав развратных женщин. И когда в стане противника начиналось безудержное веселье и солдаты забывали об осторожности, небольшой отряд мог привести в смятение целую армию. Можно представить, что стало бы с войском Израиля, только что разгромившим царей Сихона и Ога, если бы поступок Пинхаса не заставил людей очнуться. Вооруженные отряды моавитян ворвались бы в стан евреев и не оставили бы в живых ни одного человека. Вместо того, чтобы учиться у Пинхаса личному мужеству и способности брать на себя ответственность в критической ситуации, многие превращают его в символ нетерпимости, непонимания ближнего и разжигания братоубийственной войны.

Казалось бы, еще в школе должны учить людей анализировать тексты и понимать написанное — если уж не в свете нашей веры, то, по крайней мере, в свете исторической правды. Если кто-то берется рассуждать о Толстом, Достоевском, Грехеме Грине, Селинджере и других писателях, поднимавших мировые проблемы, то, казалось бы, он должен быть в состоянии понять и простой рассказ Торы, обращенный к любому человеку, у которого есть здравый смысл…

Но нет. Из года в год Тора становится предметом нападок, за которыми стоит глубокое непонимание ее текста и отсутствие общей культуры. Кроме того, для того, чтобы брать на себя смелость судить и выносить оценку героям Торы, нужно обладать достаточным знанием ее текста, позволяющим видеть всю картину целиком. Несмотря на то, что Пинхас возглавляет военную экспедицию против Мидьяна, он воин лишь по необходимости, а его истинное устремление — устанавливать мир. Именно Пинхас, обвиняемый в создании напряженной обстановки, которая могла кончиться междоусобной войной, впоследствии предотвращает войну между коленами Израиля. В книге Йеошуа рассказывается: «Когда дошли до окрестности Ярдена, что в окрестности земли Кнааан, сыновья Реувена, сыновья Гада и половина колена Менаше соорудили там жертвенник возле Ярдена, жертвенник большой, который виден издалека… И когда услышали это сыновья Израиля, собралась вся община Израиля в Шило, чтобы выступить против них войной. И послали сыновья Израиля к сыновьям Реувена, сыновьям Гада и половине колена Менаше в землю Гилад Пинхаса, сына Элазара коэна… И отозвались сыновья Реувена и сыновья Гада и половина колена Менаше, и говорили: «Б-г — Б-г Всесильный. Он знает, и Израиль знает. Если мы восстанем и изменим Б-гу, то не помоги Ты нам в этот день…»
Почему именно Пинхас был избран возглавить дипломатическую делегацию?
Вне всякого сомнения, причина его избрания в том, что он обладал талантом мирить поссорившиеся стороны так же, как и его дед Аарон. Любовь к Всевышнему и к своему народу слились для Пинхаса в единое целое. Он знал, что наглое попрание законов Творца всегда влечет за собой гибель сыновей Израиля, а вражда между братьями является осквернением имени Всевышнего. Что же касается человеческих качеств, то он сочетал в себе решительность с выдержкой и стал примером для последующих поколений.