Сотый номер, дорогие читатели, это вам не фунт изюма — наверняка написал бы Исаак Бабель. И действительно, большой труд и много душевных сил вложено в наше скромное издание. Если честно, то нам не верилось, что протянем боль несколько месяцев. Но с лы продолжить писать издавать приходят именно от вас, дорогой читатель. Знаете ли вы, как по являлись на свет рубрики? Я расскажу… Как правило, после очередного черновика, за три часа до того, как номер нужно сдать в печать, наша доблестная редколлегия устраивает диспут. Диспут о том, что, с одной стороны, немыслимо опубликовать тот или иной материал, а с другой, как вы сами можете догадаться, номер именно без этой статьи — не стоит и печатать — дешевле захоронить его в компьютерной урне, чем рассылать бесполезный тираж, не содержащий этого шедевра. И так — дым столбом — после нескольких часов спора рождается идея новой темы или новой рубрики. А если бы вы видели лицо редактора, обнаружившего в сигнальном экземпляре статью, уже однажды видевшую свет на страницах «Земли…», ваше чувство юмора слилось бы с верой в человечество, и полученная смесь исчезла бы из поднебесья без следа. Но вам хорошо — вы всего этого не видите, а читаете газету, пишете нам письма, звоните нам, откликаетесь во время очных встреч и даете нам силы продолжать. Иногда раздается телефонный звонок, и равЗеев Мешков рассказывает мне о письме, полученном только что и поющем газете дифирамбы. И хочется писать еще ради таких читателей. А иногда письмо критическое, с требованием прекратить рассылку наших бездарных страниц. И тогда хочется писать еще больше ради таких читателей — ведь не равнодушны: прочитали — откликнулись… Я долго думал, о чем можно написать в юбилейный номер. С одной стороны, с юбилеем принято поздравлять — и я поздравляю всех читателей, всех авторов, всех, кто выпускает номер в свет и придает ему особый характер — это и редколлегия, и дизайнеры, и верстальщики с корректорами, и, наконец, полиграфисты. Все это труд многих людей, которых позволю себе поздравить и поблагодарить и от вашего имени, дорогой читатель! Но поздравления — это не все… Хотелось бы вспомнить, как мы начинали и какие цели ставили перед собой. Это позволит проанализировать сделанное и подумать о будущем. Позвольте же мне недозволенное: процитировать самого себя в первом номере: «…Проект «Еврейское самосознание» (Еврейского агентства «Сохнут») поставил для себя две задачи: Первая — широкая и срочная — «еврейский ликбез» перед Восхождением в Страну или, другими словами, подготовка к «духовной» и «общинной» абсорбции. И вторая — фундаментальная и долгосрочная: просветительская работа среди остающихся для «поддержания настроения». Я бы сформулировал это как настройку— настройку на «Голос Израиля». «Мидраша Ционит» станет одним из способов решения этой, второй задачи. «Голос Израиля» в данном случае не радиостанция, вещающая извне, но Голос, звучащий внутри каждого еврейского сердца. Где бы ни находился еврей, чем бы ни занимался, в каком бы состоянии ни пребывал, — в его душе присутствует голос, иногда тихий, зачастую еле различимый. Этот голос — голос Израиля — связывает его со «своими» и со «своим», с Цио-ном и Страной Израиля даже на подсознатель-юм уровне. На страницах «Земли под нога-мы не раз вернемся к этой теме, посколь-цель этого издания, как, впрочем, и самой Мидраши», — настроиться на волну — волну «Голоса Израиля». «Мидраша» — не новая организация, это даже не новые люди — речь идет о попытке найти новую форму творчества. Учиться и учить — вечное еврейское занятие. Это нелегко делать в изгнании, но во имя завершения этого изгнания мы должны вновь и вновь возвращаться к осмыслению нашей традиции и истории и выработать у себя еврейское видение мира. С Б-жьей помощью, этим и займемся…» — вот так два года назад все хорошо начиналось. Нет сомнения, что задача, поставленная нами тогда, доказала свою актуальность и состоятельность. Также нет сомнения, что нельзя говорить о достигнутом, но требуется говорить о досягаемости этой задачи. Невозможно измерить то, что было сделано, но нужно выверить для себя не только необходимость, но и неизбежность того, чем мы занимаемся. Нет полноценной еврейской жизни за пределами страны Израиля — повторяем мы не раз со страниц «Земли…». И это не заклинание и не самоубеждение. Речь идет о глубокой внутренней вере, черпающей свое начало сотни поколений назад. Страна Израиля служила нам во все годы изгнания магнитом, объединяющим разрозненных. Представьте массу иголок в стогу сена — потерянных и разрозненных. Сильный магнит выделит и отделит металл от всего остального. Мы знали и помнили о существовании друг друга в «стогу сена», поскольку существовала внешняя сила, неустанно напоминающая нам об общей природе и свойствах, несмотря на внешнюю разницу. Всеобщее стремление к магниту напоминало нам, что мы один народ. Но у магнита есть еще одно свойство — он не только объединяет, но и притягивает к себе. Волей судьбы это свойство не работало почти две тысячи лет, но, как обещали Пророки, заработало! Процесс пошел. Мы не только один народ с общим прошлым, но мы еще и единый народ с общим будущим. Наше будущее в нашей стране — кто раньше, а кто, к, сожалению, позже. «Голос Израиля» звучит все сильнее и сильнее и, очевидно, что, кто не слышит этот голос или, как минимум, не делает попытки прислушаться — превращается из металла в мягкую пластмассу и, парадоксальным образом исключая себя из будущего, вычеркивает из себя прошлое. Так дай же нам Б-г силы продолжать озвучивать вечную еврейскую идею о единстве Торы, Народа и Страны, а также временную идею о возвращении всех евреев домой! Почему временную? Так ведь скоро все вернемся…