589

Земля Израиля в учении хасидизма (печатается в сокращении)

February 14, 2004 Автор: Ц.М. Рабинович - No Comments

 

Свята и благородна Земля Израиля в литературе хасидизма. Все самые возвышенные, высоконравственные стремления человека связаны с этой землёй.
«Цион – это главное место в мире, и он – то, что наполняет этот мир жизнью; и каждая страна получает свою жизненную силу, принимая её от той части, которую она имеет в Ционе» («Ор Тора», рабби Дов-Бер из Межерича, раздел «Ваэра»).
«Эрец Исраэль – это суть Б-жественного присутствия» (рабби Менахем-Мендел из Витебска).
Эрец Исраэль свята не только сама по себе, но и по историческим причинам – благодаря её величественному прошлому.
«Воздух Земли Израиля, кроме самой его святости, очищен и освящён святыми поступками народа Израиля, в особенности праведников, пророков, танаев, амораев и гаонов, которые жили в ней в разных поколениях, начиная со времён праотца нашего Авраама, да покоится он в мире. Тот, кто вдохнёт воздух Земли Израиля – мысли того просветляются и наполняются святостью (Зимрат Аарец 17).
«Цион – сердце всего Мира, откуда исходит всё благо. Подобно тому, как сердце рассылает кровь во все другие органы – так и Земля Израиля дает жизнь всем странам» (рабби Йегуда-Лейб из Полонного).
Эрец Исраэль – суть всей человеческой мудрости. «В стране Израиля происходит максимальное просветление мысли», – пишет рабби Нахман из Бреслава. «И сейчас в Эрец Исраэль можно постичь возвышенную мудрость, даже большую, чем та, которую постигли праведники и им подобные во времена Второго Храма» – говорил рабби Шнеур-Залман из Ляд.
"Высшая мудрость – Земля Израиля, и у каждого из народа Израиля есть надел в Земле Израиля, и каждый в соответствии с тем наделом, который ему принадлежит, получает высшую мудрость Земли Израиля" (рабби Нахман из Бреслава).

Тоска по Земле и восхождение в Эрец Исраэль

В хасидском учении Эрец Исраэль – не только символ духовного и нравственного возвышения, но и Эрец Исраэль как страна. Рабби Нахман из Бреслава говорит о «простой материальной земле Израиля, с домами и дворами». Ведь избавление происходит двумя путями: «Один – естественный путь, а другой – сверхъестественный» (Бен Порат Йосеф, 109).
Хасидизм тосковал по настоящей Эрец Исраэль, стремился к настоящей алие, к настоящему заселению Святой Земли. Так писал рабби Шнеур-Залман из Ляд в книге "Игерет а-кодеш" (14-я глава): «Следует пробудить старую любовь и стремление к Святой Земле, чтобы горела она ярким пламенем внутри человека, в глубине его сердца, как будто бы только сегодня Всевышний освятил нас своим духом».
У бреславских хасидов была особая молитва о том, чтобы удостоиться совершить восхождение в Землю Израиля:
«Г-сподь милостивый и милосердный, долготерпеливый, великий в милости и истине, дай мне заслужить по Твоей великой милости, чтобы были у меня стремление и тоска по Эрец Исраэль, и истинное желание прийти в Святую Землю, ибо Ты знаешь, насколько мне это нужно, насколько мне нужно быть в Эрец Исраэль… Прошу Тебя, Г-сподь, пусть будет на то Твоя воля, по милости и по милосердию, и в качестве безвозмездного дара, чтобы заслужил я в самое ближайшее время прийти в Эрец Исраэль – в Святую Землю, Землю, которую получили в наследство наши праотцы, Землю, о которой тоскуют все настоящие праведники, где хочет пребывать их душа… Помилуй нас, и приведи нас с миром, в скором времени в Эрец Исраэль, укрепи мои мысли и чувства, чтобы смог я превозмочь все преграды и помехи; и, чтобы смог я выполнить там всё, что на меня возложено, и приблизился к Тебе с помощью святости Эрец-Исраэль».
По мнению рабби Нахмана из Бреслава, «есть такие, которым кажется, что они очень хотят прийти в Эрец-Исраэль, и они говорят себе, что пошли бы, если бы могли добраться туда, не утруждаясь и не страдая. Но на самом деле это не настоящее желание, потому что тот, кто по-настоящему хочет в Эрец Исраэль – должен идти туда (даже) пешком».
Хасидские мудрецы не только красиво говорили, но и красиво исполняли. Известно, что даже сам БеШТ отправился в Эрец Исраэль, но, дойдя до Стамбула, повернул обратно – по преданию, из-за сна, в котором его предупредили, что он не сможет попасть туда.
Стоит упомянуть многочисленных переселенцев-хасидов: рабби Мендла из Перемышлян, рабби Менахем-Мендла из Витебска, рабби Авраама-Дова из Овруча…
Нельзя забывать основание хасидских общин в Цфате, Тверии и Пкиине, поселение хасидов-хабадников в Хевроне, поездку рабби Нахмана из Бреслава, поддержку, которую получило поселенческое движение в Эрец Исраэль от раввинов Исраэля из Пилова и Авраама из Сохачева…

Публикуется с любезного разрешения и по материалам сайта www.daat.ac.il.

Перевел с иврита Алон Лембрицкий

 

Могила Рахели. Гравюра
 В.Барлетта, 1840 г.