Я не думаю, что кто-то давал когда-либо определение понятию «узник Сиона». Источником этого понятия и основой для его использования служит, конечно же, строка из рабби Йегуды Галеви: «Сион! Неужто не спросишь о судьбе своих пленников?». В наши дни использование этого понятия распространилось в связи с узниками Сиона в Советском Союзе в восьмидесятые годы (хотя следует заметить, что узники Сиона были в СССР, начиная с октябрьского переворота).
По правде говоря, в арабских странах было намного больше узников Сиона, нежели в СССР. Но, видимо, с общественным мнением ничего не поделаешь – и основная ассоциация, которая возникает при упоминании узников Сиона, связана с узниками моего поколения. А раз так, то речь идёт о людях, «севших» за свою борьбу за свободу возвращения советских евреев в Израиль. По-моему, мы заняли своё место в исторической памяти не благодаря той великой цели, за которую боролись, а из-за международного скандала, созданного вокруг нашей борьбы. «Ленинградский процесс», проходивший в декабре семидесятого, стал первым подобным всемирно нашумевшим судебным процессом. В день оглашения приговора – 25 декабря – сотни тысяч людей стояли на демонстрации в нашу защиту перед зданием ООН в Нью-Йорке. Это сработало. Советское правительство внезапно отменило смертные приговоры и сократило пожизненные заключения. Этот первый успех стал сигналом к началу борьбы за освобождение. Каждый новый случай ареста узника Сиона подливал масла в огонь: Щаранский, Нудель, Бегун…
В Хануку мы отмечаем годовщину процесса, ставшего символом успешной борьбы за права евреев СССР. Я не ставлю себе этого в заслугу, поскольку удача никак не зависела от меня. Множество факторов пересеклись и незапланированно слились, благодаря чему борьба вышла на победную тропу. Так термин «узник Сиона» стал символом сионистской борьбы, справедливой в глазах всего общественного мнения. А раз так – человек, именующийся «узником Сиона», должен находиться в центре консенсуса и получать полагающееся ему в силу своего «титула».
Может быть, именно по этой причине существует множество препятствий присвоению Йонатану Полларду звания «узника Сиона». Кто-то может сказать, что присвоение ему этого звания – не более чем признание факта, что еврей сидит в тюрьме из-за деятельности, связанной с Сионом и еврейским народом.
Кто-то может даже спросить: какая польза будет от этого признания самому Полларду? Неужто правительство Израиля вступит в бескомпромиссную борьбу с американской администрацией и президентом? Или, быть может, Еврейское Агентство начнёт получать средства на освобождение Йонатана из заключения?
Нет и нет. Уже не существует фондов в пользу узников Сиона, и не станет израильское правительство ссориться с «ближайшими союзниками». Да и вообще титул «узник Сиона» уже не окружен тем ореолом почета, в котором он некогда пребывал.
Чтобы понять последнее, следует перенестись на 33 года назад…
Миллионы евреев в СССР страдают от антисемитизма и уходят в бездну ассимиляции. Обращения и протесты не помогают. Агенты советских властей пытаются нас убедить, что лишний шум навредит положению советских евреев, мол, не то сейчас время. Подобными доводами юденраты в Варшаве пытались убедить Мордехая Анелевича и его соратников (да отомстит Всевышний за их кровь) не поднимать восстание в гетто. Но мы не послушались и вступили в открытую борьбу.
Попытка захватить советский авиалайнер была далека от всякого консенсуса. Еврейские лидеры просто не знали, что с нами делать, как отмежеваться от наших действий. Хвала Творцу, нашлись гордые и прямолинейные люди, такие, как Яаков Биренбойм, рав Ави Вайс, рав Меир Кахане и многие другие. Они поддержали нас. В их беспрекословной поддержке было какое-то сходство с мировоззрением Маккавеев, которые были убеждены, что в борьбе со злом надо идти до конца.
Их позиция была более чем смелой по сравнению с позицией еврейских лидеров, скорее предпочитавших лектории в нашу поддержку в комфортабельных залах, нежели шумные уличные демонстрации. Но ничего не поделаешь с тем фактом, что конференции и корректные заявления не принесли никакой пользы.
Теми, кто поставил вопрос об узниках Сиона и советских евреях на повестку дня международного сообщества, стали люди, способные нарушить спокойствие в своих государствах и совершать непопулярные шаги. Когда болит, не до популярности! Когда человек стонет от боли, он не взвешивает своих слов. Советские дипломаты знали, что им нигде не будет покоя. Активисты ворвутся в любые залы, на любые торжественные приёмы и будут кричать: «FREE THEM NOW!» – «Освободите их немедленно!»
Так, вопреки мнимому консенсусу, было поднято знамя борьбы узников Сиона. Узники Сиона пошли против общепринятого мнения – дескать, «ничего не поделаешь».
Точно так же обстоят дела с Йонатаном Поллардом. Когда узнал Йонатан, что американское правительство сознательно умалчивает факт оснащения врагов человечества оружием массового поражения, он мог вести себя подобно коллегам в ЦРУ. Дослужиться до высоких чинов и хорошей пенсии. Он повёл себя так, как учат передовые из израильских либералов – «чёрный флаг» реял над аморальными приказами, идущими вразрез с общечеловеческими принципами, и Йонатан не исполнил их. Йонатан предупредил израильтян о нависшей опасности уничтожения, он пренебрёг всякой личной выгодой и пошёл против общепринятого мнения. Поэтому его ненавидит американский истеблешмент.
Если бы понятие «Сион» не было в моём понимании более чем точкой на карте, я назвал бы Полларда «узником всего мира».
Борьба за легитимацию поступка Полларда была очень медленной. После долгих лет он был признан агентом, работавшим от имени государства Израиль, и ему было присвоено израильское гражданство.
В эти дни, когда Йонатан начинает 19-ый (!) год своего пожизненного заключения в американской одиночке, пришло время признать, что он легитимен не только как «Йонатан – израильский разведчик».
Народ Израиля, живущий в Сионе, должен признать его узником Сиона. Так установится однозначная моральная оценка его действий – верно поступил Йонатан, не побоявшийся пойти против сокрытия правды американским правительством.
Власти США согрешили перед еврейским народом, скрыв от него важнейшую информацию (нарушая при этом международные договоры). США, возможно, и считается величайшей в мире демократией, но нам известно, что не раз Америка была замешена в несправедливых действиях. Йонатан Поллард установил новые стандарты еврейской и общечеловеческой ответственности. Он по праву заслужил звание «узника Сиона»! Ведь из Сиона выйдет свет истины и справедливости для всех народов.
Биографическая справка:
Джонатан (Йонатан) Поллард родился 7 августа 1954 года в еврейской семье в г. Галвестоун, штат Техас. Закончил Стэнфордский университет. С осени 1979 года работал аналитиком в офисе ВМС США.
Получив доступ к секретной информации, Поллард узнал, что США скрывают от Израиля стратегическую информацию о создании оружия массового уничтожения в арабских странах, нарушая при этом меморандум о стратегическом сотрудничестве.
В 1984 году Поллард стал агентом израильской разведки "Лакам", передавал Израилю важнейшие секретные данные. 1 октября 1985 г., использовав информацию Полларда, израильские ВВС провели самый дальний в своей истории бомбовый рейд на комплекс ООП в Тунисе, разрушив большую часть основной базы Ясира Арафата.
7 ноября 1985 года Поллард был задержан и обвинен в шпионаже. 4 марта 1987 он был приговорен к пожизненному заключению. Приговор был вынесен за закрытыми дверями, в обход законной процедуры открытого суда присяжных. Апелляция по вынесенному приговору так и не была подана. Лишь в 1998 г. правительство Израиля признало, что он был израильским агентом, и приняло на себя ответственность за его судьбу.
В 1998 г. в рамках соглашения Уай, подписанного премьер-министром Нетаниягу, президент Клинтон взял на себя обязательство освободить Полларда. В обмен на это число освобождаемых из израильских тюрем арабских террористов было увеличено с 200 до 700. Президент Клинтон нарушил свое обещание – до сего дня Йонатан Поллард находится в заключении…
Еврейские "отказники" на
демонстрации у МВД СССР,
1973г.
Йонатан и Эстер Поллард
сегодня