516

Недельная глава Хаей Сара: Годы жизни Сары

November 22, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Она осталась такой, какой и была

"И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет – годы жизни Сары" (Берешит, 23:1). Духовное влияние праведной женщины на окружающих часто бывает более глубоким, чем влияние ее праведного супруга. Ее влияние менее выражено в действии и потому остается скрытым, мало поддаваясь описанию. Если вся жизнь Авраама – это движение вперед на пути к совершенству, начиная с исполнения Б-жественного повеления "Иди к себе", то основное достоинство Сары заключается в том, что она всю жизнь оставалась такой же, какой и была с самого начала: "В сто лет она была так же красива, как в двадцать, а в двадцать так же лишена греха, как в семь", – говорит мидраш Берешит Раба.

"Вся слава царской дочери внутри"

Женщина рождается более завершенной, чем мужчина, и этим определяется ее склонность к стабильности, неизменности, сохранению домашнего очага и стремление к законченности и совершенству во всем, что она делает. Она не терпит неупорядоченности и старается сохранить сложившийся порядок вещей.

Скромность, немногословность и желание остаться незамеченной, присущие праведным женщинам, проистекают от осознания силы и величия своей души, которая не способна найти свое правильное выражение в материальном мире и может влиять лишь косвенно, а не напрямую, влиять, рожая и воспитывая детей, влиять, поддерживая своего мужа во всех благородных начинаниях, влиять твердостью духа, а не за счет физической силы или занимаемого положения в обществе. "Вся слава царской дочери внутри" (Тегилим 45:14) – во внутреннем мире, который остается нераскрытым для других. Труд женщины незаметен, и ее часто забывают похвалить. "Воздайте ей от плодов рук ее и восхвалите в воротах города дела ее" – напоминает всем нам царь Шломо в своих Притчах.

Способность быть сосудом, в котором новая жизнь зарождается, вызревает и появляется на свет как самое великое чудо, также свидетельствует о высокой степени совершенства, заложенной в природе женщины.

Мужчина обладает недостатком в большей степени, чем женщина, и находится в состоянии постоянного поиска пути к совершенству. Исправляя себя, он стремится исправить и окружающий мир. Ему быстро надоедает все неизменное, и порядок может вызывать дискомфорт. Поиск и стремление к новому – важнейшие составляющие его характера. Этим объясняется то, что на мужчину возложено исполнение многих заповедей, от которых женщина освобождена. Заповеди – инструменты исправления испорченности и достижения совершенства. Необходимым условием исполнения заповедей является привнесение элемента новизны, каждый день они должны быть новыми в глазах того, кто исполняет их. Для женщины заповеди часто оказываются лишними, так как в ее природе нет тех недостатков, которые они призваны искоренить. В основном круг обязанностей, возложенных на женщину (не считая всех запретов Торы), ограничивается соблюдением законов чистоты семейной жизни, отделением халы и зажиганием субботних свечей.

"Слушай ее голос…"

Образ мышления женщины свидетельствует о ее близости к духовному миру: женщина в большой степени опирается на интуицию – целостное восприятие ситуации или обстоятельств, которое дается ей с очень высокого духовного уровня. Настолько высокого, что он проявляется только как неосознанный до конца импульс или неизвестно откуда возникшая мысль. В силу своей природы женщина более склонна к пророчеству, чем мужчина. Поэтому Всевышний сказал Аврааму о Саре: "Слушай ее голос…" (Берешит, 21:12).

Сила души праведной женщины помогает мужчине раскрыть для себя и для других духовные миры, и поскольку человек – это тот, кто ведет диалог с Б-гом, наши мудрецы говорят, что неженатый человек не называется "человеком" ("адам"). В книге Мишлей царь Шломо отождествляет величайшую Б-жественную мудрость, постоянно обращающуюся к человеку и ведущую его к благу, с праведной женой. Но мощный потенциал, направленный в неправильное русло, становится разрушительным: пути идолопоклонства царь Шломо описывает как пути развратной женщины: "От ног ее исходит смерть, все, кто приходит к ней, никогда не вернутся". Погоня за развратной женщиной оставляет неизгладимый след в душе, наносит неизлечимую травму, так же, как идолопоклонство. "Нет лекарства, которое способно излечить травму, нанесенную душе как развратом, так и поклонением идолам", – предупреждает самый мудрый человек на свете.

Сарай и Сара

В момент заключения союза с Авраамом меняется также имя Сары: прежнее имя "Сарай" превращается в "Сара". Сарай – "моя повелительница", Сара – "повелительница". Человек призван стать выше материального мира. Когда он побеждает страсти плоти и уходит от представлений, навязанных ему окружающей действительностью, природа отступает перед ним. Все его желания исполняются, и он находит защиту и спасение даже в безвыходном положении. Всевышний совершил чудо для Сары, когда ее забрали во дворец фараона. И еще большее чудо – когда в девяносто лет к Саре вернулась молодость и она родила ребенка. Повелительница-природа отступает перед ней. "Сарай" – "моя повелительница" – называет ее Авраам, так как достижением своего духовного уровня он обязан ей. Но затем она становится Сара – повелительница всего мира: нет чуда, которое бы Всевышний не сделал бы ради нее.

Мать всего живого

Рассказ о приобретении пещеры, в которой была похоронена Сара, занимает больше места, чем все строки Торы, посвященные описанию событий ее жизни. Это объясняется тем, что ее духовный уровень нельзя было постичь, и никакое описание ее достоинств не смогло бы выразить его. Только когда Сара была похоронена там, где покоятся останки Адама и Хавы, стало понятным ее величие. Душа Сары связана с душой Хавы, и она пришла в мир исправить грех первой женщины, чтобы благодаря ее заслугам началось исправление всего мира и возвращение его в идеальное состояние. Мать всего живого, повелительница всего мира – та, которая победила безжизненность материи…

                                   

                         …и сегодня