bereshit

Недельная глава Берешит: Дерево в саду

October 18, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

«И создал Б-г Всесильный человека из праха земного, и вдул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душой живой. И насадил Б-г Всесильный сад в Эдене с востока, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Б-г Всесильный из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и дерево жизни посреди сада, и дерево познания добра и зла» (Берешит, 2:7-9).
 Возникает вопрос: в чем суть самого человека и для чего предназначена среда обитания, окружающая его? Ведь и животные, как отмечает Раши, также названы Торой «душа живая»: «И сказал Всесильный: «Да произведет земля душу живую по роду ее, и скот, и гадов, и зверей земных по роду их» (Берешит, 1:24). По мнению Раши, разница между душой человека и душой животного заключается в том, что человек вбирает в себя все существующие силы и поэтому способен говорить.
 Для того, чтобы осмыслить этот комментарий, необходимо представить себе гораздо более широкое значение понятия «слово», нежели то, которым мы пользуемся в разговорной речи. Словом называется все то, что призвано в относительно простой форме выразить сложную идею и глубокую мысль. Способность человека говорить важна не только как возможность выразить свои идеи и переживания, но и как возможность понять мысль, изреченную кем-то другим: тот, кто может произнести слова, наполненные внутренним содержанием и смыслом, может понять и речь, обращенную к нему.
 Итак, человек наделен особой душой, глобальность которой позволяет ему понять окружающий мир в целом и во всех его деталях и осознать мысль Творца, выраженную в созданных Им формах.
 Человек сразу же попадает в место, засаженное деревьями. Его пребывание там не случайно — сад создан специально для него. В центре — дерево жизни: аспекты, которые выше понимания, ибо жизнь, являющаяся прямой связью с источником существования мира, не поддается исследованию — либо она есть, либо ее нет. Биение сердца, деятельность мозга, извлечение энергии из пищи — все это признаки жизни, далекие от ее сущности, остающейся за пределам познания.
 Но там же, в центре сада (а в соответствии с комментарием Аризаля, непосредственно вокруг дерева жизни), произрастает дерево познания. Именно оно определяет цель дарованной человеку жизни: понять, осмыслить, довести до глубин своей души замысел Всевышнего во всей его полноте. Познание возможно только там, где есть множественность, так как оно базируется на сравнении противоположностей. Поэтому дерево познания названо деревом добра и зла — приятного и неприятного для человека, приемлемого и неприемлемого.
 Дерево служит выражением связи духовного и материального — неба и земли. Оно берет все необходимое для питания из почвы и в то же время не может существовать без солнечного света. Дерево как символ больше всего подходит для выражения идеи познания, т.к. смысл любого мыслительного процесса состоит в том, чтобы «соединить небо и землю» — вычленить общие идеи (идеальные и неизменные структуры, ассоциирующиеся с небесами), исходя из конкретных форм (ассоциирующихся с землей, для обитателей которой свойственны изменчивость и невечность).
 Важнейшее свойство дерева заключается в том, что оно растет снизу вверх. В системе образов Торы это служит для выражения направленности процесса познания в противоположную — по сравнению с направленностью процесса творения — сторону. Цель творения — скрытие замысла Творца, а цель познания — проникновение в мир мысли «Того, Кто сказал — и возник мир». Каждый новый этап творения ведет к увеличению множественности и разобщенности всех объектов, а познание, поднимаясь со ступени на ступень, ведет к целостному восприятию мироздания и, в конечном итоге, к осознанию единого начала всего сущего.