284

Золото среди разрушенных стен

March 29, 2003 Автор: рав Эзра Ховкин - No Comments

 Ярмо большевиков пало с наших плеч, и поэтому вся пресса, даже «Комсомолка», вовсю заговорила о вампирах и привидениях. Нынешний читатель подкован в мистике, его не удивишь рассказом о встречных потоках времени, не огорошишь сообщением, что один мир может пребывать в другом. И уж тем более понятно будет читателю, что здесь, в горах Иудеи и прибрежных песках, разместились две страны: Эрец Исраэль и Земля Ханаанская. Так было почти всегда, включая сегодняшний день.
Закованные в веру и броню, воины Йегошуа бин-Нуна вошли в этот край с востока и стали завоевывать города с высокими стенами, населенные великанами и колдунами. Каждый город был для евреев загадкой, непохожей на предыдущую. Землю завоевали и поделили между 12-ю коленами, а загадки продолжались. Одна из них – это «нега батим», проказа домов, о которой Рамбам пишет, что она не связана с природным порядком, а является «знаком и чудом», которые Всевышний сотворил только для евреев.
Наши предки селились в домах, брошенных жителями Ханаана. И вдруг на внутренней стене жилища появлялся лишай, зеленоватые щупальца которого расползались, угрожая перекинуться на другие камни. Приходил коэн (священник) и разъяснял новому хозяину галаху: пораженный камень нужно выбить из стены и похоронить в земле. А если проказа появится снова, ничего не останется, кроме как сломать весь дом, лишив себя крова.
Комментируя эти строки, Раши сообщает, что аморейцы, населявшие эти края, имели привычку прятать клады в стенах домов. И теперь, разрушив дом, еврей находил золото. Грусть и боль оборачивались радостью. Недаром слова «нега» – проказа и «онег» – наслаждение имеют общий корень. Всевышний посылал проказу, чтобы еврей стал еще богаче, чем был.
Кстати, если мучить себя разными «зачем» и «почему», то следует сказать, что проказа в канаанском доме бралась из воздуха, рождалась из ауры разврата и других плохих дел, которая досталась евреям «в наследство» от прежних владельцев.
На языке наших мудрецов любое безнравственное поведение называется «маасэ амораи», т.е. поступок, свойственный аморейцам, одному из племен Ханаана.
Говорится в трактате Йевамот: «Человек, у которого нет клочка земли, чтобы построить на нем дом, это полчеловека…» Почему так сурово? В принципе надо знать, что жизнь под крышей, среди четырех стен, это не только требование климата. В пропитанных теплой сыростью джунглях Борнео орангутанги живут под открытым небом, а люди все равно строят себе жилища. Дом, во всем своем многообразии, является антенной, привлекающей к семье «дальний свет», таинственный «ор макиф», который окружает нас и бережет от зла. Иногда глава семейства получает его взаймы на один день, когда заворачивается в талит (антенна!) перед утренней молитвой, и назавтра это нужно повторить снова. Иногда супружеская пара, встав под хупой (опять антенна!), приобретает дальний свет на все годы своей счастливой жизни. Если еврей построил дом на Святой Земле, благословение Творца будет пребывать на всем потомстве, на многих поколениях еврейских людей, живущих в нем. У каждой медали есть своя обратная сторона. И есть такие, кто будет ломать пораженные камни. Потом упадет весь дом.
Дом с проказой – ханаанский дом – рухнет. Что встанет на его развалинах? И где то золото, которое, как Раши обещал, хранится в его трухлявых стенах?
Еврей, стараясь оторваться от греха, может, скомкав внешнее «эго», добраться до «некуда йегудит», еврейской точки сердца, до своего настоящего «Я». Оно, это внутреннее «я», пребывает в неотделенности от Творца, стоящего над потоком времени.
Достигнув «точки сердца», еврей, вернувшийся к Творцу получает несколько «бонусов»:

 

  • ненарушимую связь с самым Верхом;
  • очищающий свет из сокровищницы Йом Кипура, который смоет грязь и ржавчину прошлых грехов;
  • запас сил иного порядка, дающий возможности построить новый, еврейский дом на развалинах ханаанского жилища.


Это и есть то золото (пусть и не в царских червонцах), которое можно найти среди разрушенных стен

                                                                                              

Дом в Иерусалиме

 

Еврейский квартал в Хевроне