Еврейское изобразительное искусство не развивается столь же интенсивно, как в нееврейском мире. И хотя среди художников и скульпторов более близкого к нам исторического периода мы встретим достаточно много выдающихся мастеров, их творчество не связано напрямую с еврейской общиной и с еврейской традиционной жизнью. Можно ли это объяснить ограничениями, налагаемыми еврейским законом: запрещением создавать образы того, что нас окружает или принадлежит миру нашей фантазии, из-за опасения, что изображения станут предметами поклонения?
М. Зарицкий (Донецк)
Начнем с обзора галахических постановлений, приведенных в самых авторитетных источниках. Разрешено создавать образы диких или домашних животных, даже если это барельеф (выпуклое изображение) или скульптурное изображение. Определенные запреты распространяются только на выпуклое изображение человека: запрещено изображать его полностью (все части тела). Но нет запрета на изображение части тела. Поздние авторитеты рекомендуют быть осторожным и изображать голову не целиком, а скрыв одну из деталей (Рамбам, Сефер Мада, Гилхот Авода Зара, 3:5; Шулхан Арух, Йоре Деа, 141:6).
Запрещено изображать «жителей высших миров». Лики четырех животных, о которых говорится в пророческом видении Йехезкеля, не следует изображать на одном полотне или в одной скульптурной группе, чтобы никто не принял это за изображение высших миров, раскрывшихся пророку в видении. Запрещено изображать также ангелов или серафимов. И это запрещено даже в том случае, если изображения предназначены для украшения (а не для поклонения им). Этот запрет распространяется только на выпуклые изображения, а к плоским, как, например, к вышивке на полотне или рисованию красками, – не относится. Некоторые авторитеты распространяют этот запрет также и на случай горельефов – вдавленных изображений (Шулхан Арух, Йоре Деа, 141:4).
На основе приведенных мнений можно сделать вывод, что галаха налагает самые минимальные ограничения на художественное творчество человека. И будет изображение плоским или выпуклым – это не столь важно. Гораздо важнее, как к нему относятся люди. Если в картине или скульптуре видят шедевр искусства или то, что может украсить городскую площадь, то запретов на их создание не налагается. Но если то или иное произведение рассматривается как предмет идолопоклонства, то его ни в коем случае нельзя создавать, продавать или дарить. Идолом называется то, что человек считает таковым, и если кто-то поставит кирпич и будет поклоняться ему – кирпич станет идолом, и им нельзя будет пользоваться ни для каких целей.
Если же красивая статуя станет украшением города, она будет желанным гостем.
Невозможно не согласиться с нашим уважаемым читателем, что еврейское изобразительное искусство по интенсивности своего развития не может конкурировать с нееврейским (особенно эпохи Возрождения). Но ограничивали развитие художественного творчества не столько положения закона, сколько весь уклад еврейской жизни в изгнании, тоска по родине, которую мало кто видел, отчуждение от всего окружающего, нищета и погромы. Кроме того, любовь к Торе и ее заповедям привела к тому, что весь наш творческий потенциал ушел на создание комментариев, которые сами по себе часто являются высокой поэзией, а талант мастеров сконцентрировался на украшении синагог и создании предметов, предназначенных для ИСПОЛНЕНИЯ заповедей: короны для Торы, указки для чтения, коробочки для благовоний на исход субботы, подставки для субботних подсвечников, ханукии и т.д.
Однако нельзя не отметить, что существовал целый ряд еврейских художников XVIII, XIX и XX веков, которые вели строго религиозный образ жизни и создавали шедевры станковой живописи. Ярчайшие примеры – это художники М. Готлиб и М. Оппенгейм. Скульптор Марк Антокольский также оставался всю жизнь верующим евреем.
И, наконец, последнее замечание. Следует различать закон и обычай. Еврейский народ по тем или иным причинам на протяжении веков вырабатывал свои внутренние правила и ограничения, которые следует рассматривать как установившиеся обычаи, но не как непреложный закон. Так, например, несмотря на отсутствие запрета на изображение человека, животных, птиц и растений, в еврейских домах периода Второго Храма не нашли ни одной мозаики или фрески, которые содержали хотя бы один из этих элементов. Этому есть историческое объяснение. Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства, и поэтому в период возвращения из Вавилона были предприняты все меры, чтобы удалить народ от самой возможности поклоняться идолам. Однако после разрушения Второго Храма актуальность таких мер пропала, и в синагогах II-III вв. мы встречаем изображения и людей, и ангелов, и знаки зодиака.