Период года, который называют "бейн а-мецарим" ("в теснине"). Он начинается с поста 17 Тамуза и, продолжаясь три недели, заканчивается 9 Ава.
17 Тамуза 68 г. н. э. римляне пробили городскую стену и ворвались в Йерушалаим. Три недели продолжались кровопролитные бои в городе, и только 9 Ава был подожжен Храм. (Нужно отметить, что верхний город на горе Цион держался еще месяц и был захвачен только 8 Элула.) При раскопках старого города были найдены многочисленные подтверждения упорной борьбы, в которой принималт участие даже женщины.
До наших дней этот период времени считается траурным: не устраивают свадьбы, не покупают новую одежду, не едят новые плоды…
Когда говорят о самом трагичном дне в еврейском календаре – девятом числе месяца ав, – то вспоминают, что в этот день дважды был разрушен Храм: в 586 г. до н. э. – халдеями (в 422 г. в соответствии с еврейской традицией) и в 68 г. н. э. – римлянами. Но гораздо реже вспоминают, что в этот день вернулись разведчики, посланные Моше со стоянки у Кадеш Барнеа в землю Кнаан, и сказали: "Это земля, пожирающая живущих на ней", и народ плакал и отказался войти в землю, дарованную Б-гом.
Это забывание объясняется тем, что раскаяние является самой трудной заповедью, ибо подсознание всегда пытается скрыть самый тяжелый и самый очевидный грех, который, казалось бы, человек должен был признать сразу, ужаснуться содеянному и просить у Творца прощения за преступление. Мы повторяем и повторяем: "Первый Храм был разрушен за преступления человека по отношению ко Всевышнему, а Второй – за преступления людей по отношению друг к другу". Но исправить ни то, ни другое невозможно, пока не будет выявлен корень и причина грехов. И, только устранив причину, мы сможем понять, что это не две болезни, а одна, и излечить ее.
Тора указывает на причину: оба Храма были разрушены в тот день, когда народ отказался войти в землю. Причина всех бед – нежелание, и с годами оно раскрывается как преступление за преступлением по отношению к Б-гу и к людям и приводит к разрыву связи с Творцом (разрушение Храма) и изгнанию. Этот грех тянется по сей день. Некоторые говорят, что пока не проявилось Присутствие Всевышнего, не следует жить на Святой земле. Но как же Оно проявится, если здесь не будет евреев?! Для кого проявится Оно? Раскрытие кто-то должен воспринять. Раскрытие возможно тогда, когда весь народ собран вместе и нет ни одного, кто остался бы вдалеке. Более того, эта земля "хороша" не только тем, что она раскрывает Присутствие и человек созерцает его, она "хороша очень-очень". Эрец Исраэль меняет передвигающегося по ней так, что он обретает новые возможности и может воспринимать Присутствие Творца повсюду. Зачем же оставаться кузнечиками и говорить, что земля эта тяжела для человека духовного (что является чистой правдой, пока говорящий стоит "вне")?
Тут срабатывает механизм, действие которого противоположно указанному в пословице "Хорошо там, где нас нет": в Земле Израиля плохо, когда нас здесь нет, да и тот, кто находится за ее пределами, не раскрывает свои хорошие качества. А когда народ здесь – хорошо и каждый хорош, потому что "снаружи" (по отношению к человеку) раскрывается глобальное Благо, а "изнутри" даются возможности воспринять его – сама материя из скрытия превращается в инструмент раскрытия. Поэтому Рамбам в "Законах царя" говорит о том, что Машиах приходит, когда большая часть народа уже находится в земле, и он призван собрать "остаток Израиля". И тогда исполнится пророчество "Полна вся земля знанием Б-га".