toldot-42aab

Знаменитая ешива «Торат Хаим»

May 24, 2012 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

Из книги Шабтая Зхарии «Неизвестный Иерусалим»

 

Сразу после Шестидневной войны я и несколько старожилов Иерусалима направились на север от Стены Плача по улице А-Гай. Мы помнили, что еврейская жизнь протекала не только в Еврейском, но и в Мусульманском квартале. Из уст в уста передавались истории о знаменитой ешиве «Торат Хаим», которая в недалеком прошлом располагалась в центре Старого города, неподалеку от переулков, ведущих на Храмовую гору.

 

Мы остановились у дома № 51. Иерусалимские старожилы, сопровождавшие нас, указали на третий этаж – это здесь!

 

Поднявшись по сумрачной лестнице, мы очутились на открытой площадке второго этажа и увидели, что он заселен несколькими арабскими семьями.

 

Старожилы вспомнили, что в этом дворе жили раввины – главы ешивы.

 

Мы поднялись на третий этаж, и нашему взору открылся великолепный зал. Мы стояли потрясенные и озирались по сторонам. Необычное чувство охватило нас. В зале мы увидели старую утварь: арон кодеш, столы и скамьи, книжные шкафы. Но сильнее всего нашим вниманием завладели покрытые пылью святые книги, которые служили ученикам ешивы в далеком прошлом.

 

Зал был изумителен. Мы чувствовали, что его стены, проникнутые неповторимой еврейской атмосферой, окутывают нас каким-то особым теплом. Нам чудилось, что мы слышим голоса учеников ешивы, изучающих Тору, – голоса, стихшие пятьдесят лет назад. Несколько книг Гемары и Мишны лежали на столах, и казалось, что ученики только сейчас закрыли их.

 

Мы стояли в главном зале ешивы «Торат Хаим».

 

Ешива «Торат Хаим» в «Иерусалиме, что меж стен» – это одно из самых больших и значительных учебных заведений, существовавших в Мусульманском квартале Старого города. Великолепное трехэтажное здание ешивы расположено на полпути между Шхемскими воротами и Западной Стеной (Стеной Плача), недалеко от знаменитого перекрестка улиц А-Гай и Виа Долороза – улицы, священной для христиан всего мира.
Здание ешивы – это одно из первых еврейских мест в Мусульманском квартале, обнаруженных евреями сразу после Шестидневной войны. Изначально ешива находилась в Еврейском квартале. В Мусульманский квартал она переехала в 1894 году, где и оставалась в течение более чем сорока лет, до погромов 1936 года.

 

С балконов мы оглядели близлежащие дома и переулки и подумали, каким великим чудом было существование ешивы здесь, на этой узкой улице, в мусульманско-христианском окружении. Нет дня, чтобы не проходили здесь христианские шествия, следующие, согласно традиции, по Виа-Долороза.
Ешива располагала двумя домами и двором с несколькими квартирами. Главное, трехэтажное здание, где и находится вышеописанный зал, выходит фасадом на улицу А-Гай. Второе здание стоит за ним, восточнее. В квартирах, размещенных во дворе, жили главы ешивы с семьями.
Увидев все сохранившиеся предметы и послушав рассказы старожилов, мы обратили внимание на еще одно чудо: перед нами предстало единственное еврейское место во всем Старом Городе, оставшееся в целости и сохранности, с мебелью и святыми книгами, с 30-х годов!

 

Рабби Ицхак Виноград основывает ешиву

 

В девятнадцатом веке в Эрец Исраэль возник, расширился и окреп «старый ишув». Тогда же стало развиваться сионистское движение нового времени, и начали пробиваться первые ростки «нового ишува». Невозможно переоценить важность этого периода, так как в него были заложены основы многих процессов, протекающих в Израиле до сегодняшнего дня.

 

Основателем ешивы «Торат Хаим» был рабби Ицхак Виноград, родившийся в 1851 году в белорусском городе Пинске, в семье гаона рабби Хаима Винограда и Дабе Михлы, дочери рабби Моше Ѓа-Леви. Рабби Хаим славился познаниями в Торе на всю Белоруссию и Литву. Рабби Ицхак ребенком выделялся своими незаурядными способностями. Его первым учителем был отец.

 

В начале 80-х годов, после убийства Александра Второго в 1881 году, положение евреев Российской империи значительно ухудшилось. Разразились жестокие погромы, которые сопровождались безжалостным грабежом. Это привело к росту еврейской эмиграции в разные страны, в том числе, и в Эрец Исраэль. Число репатриантов, прибывающих на Святую Землю, было относительно невелико, и все же ешиботников было больше, чем могли вместить ешивы Эрец Исраэль.

 

И тогда воодушевился гаон рабби Ицхак Виноград, прославившийся в России как «высокоодаренный ученик (илуй) из Пинска» и «рабби Ицхак матмид (усердный)», взошел в Святую Землю и создал там ешиву. Она была названа «Торат Хаим». В ее стенах собрались молодые талантливые студенты, изучающие Тору.

 

В месяце элул 1886 года рабби Ицхак прибыл в Иерусалим, располагая денежными средствами, собранными для создания ешивы, и духовной поддержкой самых великих раввинов диаспоры.

 

Помимо глубокого знания Торы, Всевышний благословил рабби Ицхака канторским талантом и сильным, проникновенным голосом. Слава о его молитве быстро разнеслась по всему Иерусалиму. На восемь лир, заработанных им канторским пением в Рош ѓа-Шана и Йом Кипур в синагоге рабби Йеѓуды Хасида, он снял небольшой дом и вместе с еще несколькими раввинами, мудрецами Торы, открыл там ешиву.

 

Это произошло спустя два месяца после его приезда в Эрец Исраэль, в новомесячье хешвана. Ешива располагалась в синагоге Домов призрения (Батей махасе) в Еврейском квартале. Там же жили рабби Ицхак и двое его братьев: рабби Йосеф Элияѓу и рабби Симха Виноград.

 

Впоследствие ешива была вынуждена скитаться с места на место. Она переехала в квартиру на улице Хабад, а позднее возвратилась в Батей махасе. Со времени открытия ешивы туда съехались десятки учеников из Иерусалима и других святых городов: Цфата, Тверии и Хеврона.

 

С основанием ешивы рабби Ицхак Виноград опубликовал в газете «Ѓа-Магид» статью, которая была своего рода призывом к его сторонникам и почитателям. Он выразил благодарность всем, кто содействовал ему в его начинании, и призвал их и в будущем не обходить ешиву своей заботой. Дальше он писал: «Исполненный счастья и благодарности, я произношу… подобающее случаю благословение… Благословен Тот, Кто дал нам дожить до этого времени, кто направил меня в Святую Землю и привел в город отрады и успокоения, в Иерусалим…»

 

В статье рабби Ицхак писал, что с начала занятий в ешиве собралось около сорока студентов. Он также объяснял, что выбрал название «Торат Хаим» («Тора жизни») по двум причинам: во-первых потому, что ешива создана в Святой Земле, названной «Землей жизни», и во-вторых, чтобы увековечить память праведной души его его отца, рабби Хаима.

 

В статье, опубликованной в газете «Ѓа-Магид» в месяце кислев 1886 года, говорится, что же побудило рабби Ицхака основать ешиву: «Приехав сюда, он увидел, как тяжко приходится в Иерусалиме молодым людям, посвятившим жизнь изучению Торы, – нет никого, кто бы поддерживал их и помогал им… И воодушевился он, и создал новую ешиву ради тех, кому было тесно в других ешивах…» Таким образом, его целью было прославление Эрец Исраэль – и в частности, Иерусалима – как центра изучения Торы.

 

Ешива быстро росла и требовала нового, более просторного здания, способного вместить всех, кто хотел учиться в ней. Рабби Ицхак приобрел за пределами Еврейского квартала большой земельный участок с развалинами старого дома. Ему содействовали в этом богатый коммерсант из Бердичева рабби Моше Дов Холоденко и его тесть рабби Элиэзер Липман Зеев Шульман (с их же помощью позднее было отстроено великолепное здание ешивы на улице А-Гай).

 

Этот участок находится в центре Старого города, в Мусульманском квартале, на улице, называвшейся тогда Хевронской. Церемония открытия ешивы состоялась в новомесячье нисана в 1894 году.

 

Содействие русского царя

 

Во время строительства ешивы подоспела неожиданная помощь: от русского царя. Мы узнаём об этом из брошюры, вышедшей на идиш в 1933 году. В брошюре напечатана статья под заголовком «Подарок из Иерусалима». Там говорится, что в те времена, когда рабби Ицхак Виноград приехал в Святую Землю, в ней было принято, чтобы иностранные подданные находились под покровительством консульств своих государств. Рабби Ицхак был российским подданным, и поэтому на него распростер свое покровительство российский консул. Разумеется, царь Александр Третий преследовал таким образом свои политические интересы. Он стремился благодаря этому упрочить свое положение в Святой Земле как представителя православной веры, в пику Римскому папе, главе католического мира.

 

Далее рассказывается, что когда Римский папа стал возводить препятствия перед рабби Ицхаком, противясь основанию ешивы рядом с Виа Долороза, русское правительство помогло рабби Ицхаку преодолеть эти препятствия. Царь повелел русскому консулу в Иерусалиме позаботиться о том, чтобы строительство ешивы велось под надзором охранников консульства. Так и было. Русские охранники сопровождали еврейских рабочих, когда те шли на строительство ешивы и когда возвращались под вечер назад. В случае каких-либо нападок консул устанавливал непрерывную охрану в течение всего рабочего дня.

 

В отличие от старой ашкеназской ешивы «Эц Хаим», которая была открыта для всех желающих и включала в себя полную систему образования: от талмуд-торы для детей до семинара по подготовке учителей, ешива «Торат Хаим» предназначалась для подготовки учащихся более высокого уровня. Это была своего рода «академия» изучения Торы. На протяжении многих лет из стен ешивы выходили сотни и тысячи учеников, большинство которых впоследствии занимали посты раввинов в Эрец Исраэль и в общинах всего мира.

 

«Вторая станция» на пути царя Машиаха

 

Непростой была жизнь ешивы. С первого дня ее существования нееврейские соседи вели против нее отчаянную борьбу, стремясь уничтожить ее. Как мы уже говорили, здание ешивы расположено в центре Мусульманского квартала. Кроме того, оно прилегает к наиболее святым для христианства местам, и неподалеку от него расположено множество церквей. Ешива находится между четвертой и пятой «станциями» на Виа Долороза. Существование еврейской ешивы, оплота изучения Торы, именно здесь, было словно кость в горле для ее христианских и мусульманских соседей.

 

Но все их усилия были тщетны. Рабби Ицхак Виноград любил повторять: «Царь Машиах взойдет на Храмовую гору, протрубит там в шофар и предстанет пред очами всего народа Израиля, чтобы избавить и спасти его. Второй станцией на его пути от Храмовой горы к народу станет, конечно же, «Торат Хаим», так как это самое близкое к Храмовой горе здание, принадлежащее евреям. Так как же, – говорил рабби Ицхак, – можно позволить, чтобы вторая станция на пути царя Машиаха прекратила свое существование?» Здание сохранилось до наших дней, выстояв во всех испытаниях, которые выпали на долю еврейских домов Мусульманского квартала и их жителей.

 

Интересные сведения о жизни ешивы через пять-шесть лет после ее основания дошли до нас благодаря одному почтенному еврею, который путешествовал по Эрец Исраэль в те годы и посетил «Торат Хаим». Этого еврея, родом из Белостока, звали Авраам Шмуэль Гиршберг (1858-1943). Его первые путевые заметки были опубликованы в 1905 году в книге «В земле восточной», изданной в Вильнюсе. Он пишет, что оказавшись в ешиве «Торат Хаим», он был поражен тем, как один человек, обладающий сильной энергией, способен жертвовать собой в течение многих лет ради дорогой его сердцу идеи. Далее он рассказывает:

«Этот скромный человек, который не искал для себя славы великого мудреца или раввина большого города, приехал в Иерусалим около восемнадцати лет назад и основал своими силами ешиву, схожую в своей значимости с ешивой «Эц Хаим», в развитие которой вкладывают свои силы все раввины Иерусалима вот уже пятьдесят лет. Ему также удалось приобрести для ешивы большое красивое здание в несколько этажей. Я посетил его квартиру на первом этаже и нашел его поглощенным делами ешивы».

 

Рабби Ицхак Виноград – оратор и кантор

 

Рав Моше Островский пишет в своей статье о рабби Ицхаке Винограде, что тот страстно и самозабвенно любил Землю Израиля. Рав Моше добавляет, что рабби Ицхак, помимо глубоких знаний Торы, обладал и незаурядными ораторскими способностями. Уроки Торы, которые он давал, были верхом ораторского искусства. Его голос был поистине из тех, о которых сказано: «А если лев зарычит, кто не затрепещет?»

 

Рабби Ицхак имел также приятный канторский голос, и о его прекрасных молитвах говорили во всем Иерусалиме. О рабби Ицхаке как канторе рассказывает иерусалимский судья Гад Фрумкин, который жил по соседству с ешивой.

 

«Справа от нас – ешива «Торат Хаим», которая прославилась благодаря человеку, ее возглавлявшему, – рабби Ицхаку Винограду, раввину и знатоку Торы, а также прекрасному кантору. Люди приходили сюда из других синагог, чтобы послушать его пение. Он выводил длинные рулады, а по обеим сторонам от него стояли молящиеся, молодые и пожилые, и подпевали ему. В ночь Йом Кипура, во время чтения молитвы Коль нидрей, когда в других синагогах все уже расходились по домам, он был только на середине молитвы».

 

Описание жизни ешивы в годы, когда ее возглавлял рав Ицхак Виноград, мы встречаем в книге д-ра Арье Шошана «Иерусалим – мой город». Д-р Шошан – уроженец Мусульманского квартала Старого города. Он сам и его отец учились в «Торат Хаим». Вот что он пишет:

«Мне помнится великолепное празднество симхат бейт ѓа-шоэва, которое произвело на меня неизгладимое впечатление. Это было в один из дней праздника Суккот. Я помню, как отец, который учился тогда в «Торат Хаим», взял меня с собой в сукку главы ешивы, рабби Ицхака Винограда, и после песен и танцев нас угостили бубликами, селедкой, пивом, фруктами, сладостями. Радость праздника была особенно сильна благодаря ученикам, приехавшим из России, которые исполняли зажигательные народные танцы».

 

После смерти рабби Ицхака Винограда

 

Огромные денежные трудности, с которыми пришлось столкнуться «Торат Хаим», подорвали здоровье рабби Ицхака, на чьих плечах лежало как духовное, так и практическое руководство ешивой. Он умер 15 кислева 1912 года, в возрасте 62 лет, и был похоронен на Масличной горе, рядом со своим отцом, рабби Хаимом Виноградом.

 

После него ешивой стал руководить брат рабби Ицхака, рав Йосеф Элияѓу Виноград, также глубокий знаток Торы. Ему удалось возвратить большую часть долгов, но и он умер в сравнительно молодом возрасте, в 64 года (в 1918 г.). После него должность главы ешивы занимали рав Зерах Эпштейн и рав Симха Виноград (брат рабби Ицхака и рабби Йосефа Элияѓу). В эти годы была возвращена основная часть долгов, и ешива продолжала свою деятельность, хотя число ее учеников сократилось.

 

В 20-е годы по всей Земле Израиля начались погромы. Арабы повсеместно убивали евреев и грабили их имущество. Известны погромы 1920, 1921, 1929, 1936 и 1939 годов. Погромы постепенно изгнали евреев из Старого города, и ешива «Торат Хаим» в конце концов тоже была вынуждена покинуть насиженное место в «Иерусалиме, что меж стен». Вероятно, 1936 год был наиболее трагичным для ешивы. Погром каждого года оставлял жертвы и в стенах ешивы.

 

Первый удар настиг ешиву в Песах 1920 года, когда арабы начали погром в Иерусалиме. Старый город оказался в центре погрома. Громилы ворвались в несколько еврейских домов, в том числе, и в ешиву. В здании самой ешивы и в прилегающих к ней квартирах, в которых проживали раввины-преподаватели ешивы, арабы грабили любое имущество, попавшееся им на глаза. В седьмой день Песаха они возвратились и подожгли здание ешивы. В этом пожаре сгорела большая часть архива, а все здание нуждалось в капитальном ремонте. Недалеко от ешивы в те дни были убиты шестеро евреев, среди них – ученик ешивы Шмуэль Зильберман. В результате погрома все ученики были вынуждены покинуть Старый город и перебраться в здание за пределами городской стены.

 

Ешива опубликовала призывы о помощи. Они были услышаны, и со всех концов земли стали прибывать пожертвования. Ремонт здания длился несколько месяцев, и 15 ава 1920 года состоялась церемония повторного открытия здания ешивы. На церемонии присутствовали многочисленные гости, среди них – Элиэзер Бен-Йеѓуда, «отец современного иврита».

 

Полтора года спустя, 2 ноября 1921, в день, когда была принята Декларация Бальфура, группа арабов напала на попечителя ешивы, рава Иссахара Дова. Арабы убили его ударами палок. Ешива вновь переехала на несколько месяцев в Новый город, по истечении которых возвратилась в здание на улице А-Гай.

 

Однако на этом страдания, выпавшие на долю ешивы, не были исчерпаны. В 20-е годы арабское национальное движение в Земле Израиля расширилось и окрепло, и противостояние евреям приняло еще более внушительные масштабы. Поводом для новых нападений стали споры о праве евреев молиться у Стены Плача. В Иерусалиме существовал обычай, согласно которому в ночь на 9 ава множество евреев проходили перед Стеной Плача, в память о трагических событиях этого дня в еврейской истории. Арабские жители Иерусалима обратились к мандатным властям с требованием запретить это шествие, но получили отказ. В результате этого через неделю после 9 ава (23.8.29) в Иерусалиме вспыхнули волнения. Арабская масса двинулась на еврейские кварталы. Оттуда погромы распространились на сельскохозяйственные поселения Моца, Хульда и Беэр-Тувья. Беспорядки были и в районах Тель-Авива и Хайфы. Жесточайшие убийства произошли в Хевроне и в Цфате.

 

Перед началом погрома в Иерусалиме в ешиве появился осведомитель-христианин и предупредил о грозящей опасности. Ученики и преподаватели покинули ешиву и благодаря этому их жизни были спасены. Только два года спустя, летом 1931 года, ученики и преподаватели возратились в свою постоянную обитель. В 1934 году им пришлось вновь временно покинуть Старый город, и после их возвращения занятия в ешиве продолжались до 1936 года.

 

В этом году евреев настигла третья волна погромов, самая длинная из всех. Между арабами и евреями шла политическая борьба, и когда арабы увидели, что не смогут одержать верх в переговорах, они решили взять закон в свои руки и нарушить течение жизни в Эрец-Исраэль, нападая на мирных еврейских жителей. Эти события начались весной 1936 года и продолжались с перерывами до начала Второй мировой войны в 1939 году. В эти годы многие евреи пали жертвами погромов. В результате этих погромов пришло к концу еврейское заселение Мусульманского квартала. Это было за 12 лет до разрушения Еврейского квартала в 1948 году. Ученики ешивы окончательно покинули старое здание и перебрались в Новый город.

 

Три волны разрушения, которые пережила ешива в 1920, 1923 и 1929 годах, не сломили ее, и после каждой волны ученики и преподаватели возвращались в родное гнездо и восстанавливали его, и вновь голос Торы звучал в великолепном зале и витал над Храмовой горой, расположенной неподалеку. Ицхак Шапиро в своей книге о новом Иерусалиме пишет, что если погромы 20-х годов не сломили «Торат Хаим», то следующую волну погромов – 1936-1939 годов, которая длилась три года подряд, она все же не выдержала. Здание в Старом городе было разрушено, и ешива расположилась в Новом городе.

 

Рассказывают, что когда в том году ученики «Торат Хаим» пришли навестить рава Зераха Эпштейна, который к тому времени уже долго болел, он обратился к ним с такими словами: «Вы пришли ко мне как ученики ешивы «Торат Хаим», но ее место – в Старом городе, на Хевронской улице. Там я глава ешивы «Торат Хаим», а вы – ее ученики. Здесь же, в квартале Ахва, я – не глава ешивы «Торат Хаим», а вы – не ее ученики. Вернитесь же в святую ешиву, что в древнем святом Иерусалиме!»

 

Самоотверженность арабского сторожа

 

Призыв рабби Зераха не был исполнен в то время. Полуразрушенное здание ешивы пустовало. Однако ученики не теряли надежду на скорое возвращение в него и потому позаботились о сохранности оставшегося в нем имущества: мебели и книг. Еще в 1931 году ешива наняла арабского сторожа, которого звали Джодат Абдул Раани. Во времена Британского мандата он был офицером британской полиции и по слухам, был женат на еврейке. Сторожу и его семье предоставлялось бесплатное жилье поблизости от ешивы и небольшая зарплата. Он преданно исполнял свою работу и не раз рисковал жизнью, чтобы спасти здание и то, что находилось в нем. В 1936 году, когда ученики и преподаватели ешивы бежали из Старого города из-за угрозы погромов, они взяли с собой только свитки Торы. В 1948 году Джодат Абдул Раани умер, а перед смертью передал свою должность брату – Мухаммеду Абдулу Раани. Мухаммед был сторожем в мечети Эль-Акца на Храмовой горе, а также торговал овощами у Шхемских ворот. Он получил право сдавать внаем два здания, принадлежащие ешиве, кроме центрального зала и книгохранилища.

 

До начала Войны за независимость в 1948 году Мухаммед Абдул Раани получал ежемесячно свое жалованье. Но когда Старый город был отрезан от остального Иерусалима, связь со сторожем была утеряна. Все были уверены, что без жалованья сторож не станет выполнять свою работу. Однако позднее выяснилось, что произошло настоящее чудо. Мухаммед, который не сомневался в том, что евреи возвратятся в Старый город, продолжал охранять здание ешивы в течение всех 19 лет иорданского контроля. Чтобы укрыть еврейское имущество от злоумышленников, Мухаммед снес всю мебель и книги в одну комнату, запер ее и не давал никому заходить туда. В центральный зал он внес свою собственную мебель, чтобы придать ему вид жилой комнаты. Так здание, мебель и книги остались в целости и сохранности до 1967 года, когда после Шестидневной войны туда пришли евреи.

 

Оказавшись в здании «Торат Хаим» после войны, мы обнаружили в небольшой комнате, которая простояла запертой 19 лет, около 2500 книг, а по некоторым мнениям, около 3000. Кроме того, там стояли арон кодеш, бима, возвышение для кантора и другая мебель. Как все это вошло в комнатку площадью не более 6 кв. метров, остается тайной. Автор этих строк был среди тех, кто посетил здание ешивы через несколько месяцев после Шестидневной войны. Мы увидели это чудо своими глазами, сразу как только стало возможным отпереть комнату. Это единственное место во всем Старом городе, где еврейские священные предметы остались в ценности и сохранности после всего периода иорданского правления.

 

Во время одной из моих бесед с Мухаммедом Абдулом Раани я спросил его, как ему удалось спрятать всю мебель и книги в одной маленькой комнате, которую мы прозвали с тех пор «тайной комнатой». По его ответу было видно, какой преданности и самопожертвования это требовало от него. Кроме прочего, он рассказал, что в этой комнате находится электрический счетчик всей здания. Поскольку он не хотел, чтобы кто-нибудь заходил в ешиву, он не позволял входить туда и служащему электрической компании. Мухаммед просил его подождать на улице, записывал показатели счетчика на бумажку и выносил ему. Мухаммед добавил с гордостью: «Только когда вы, евреи, начали ремонтировать здание, туда впервые за много лет вошли арабские рабочие».

 

Уже в 1967 году начался частичный ремонт здания. В 1969 году состоялась церемония открытия. На ней присутствовали раввины, общественные деятели и жители Иерусалима. Одним из гостей церемонии был рав Цви Йеѓуда Кук, учившийся в «Торат Хаим». В тот день была установлена мезуза над главным входом в здание. Со слезами радости все присутствующие произнесли благословение «Благословен устанавливающий предел вдовы».
Несколько месяцев спустя в здании начали проводиться молитвы по субботам и праздникам. Позднее там стали проходить постоянные уроки Торы, и с тех пор там не затихал голос Торы и молитвы.

 

В 1972 году начался капитальный ремонт здания. Для этого было создано «Объединение борцов за Иерусалим в Старом городе». В 1976 году по его инициативе в здании ешивы прошел съезд по теме восстановления еврейских домов в Мусульманском квартале. На нем присутствовали главы общественных заведений, имевших недвижимость в Старом городе до 1948 года. На съезде была собрана богатая информация о еврейской собственности в Мусульманском квартале. Был создан исполнительный комитет, в обязанности которого будет входить забота о восстановлении еврейских домов квартала.

 

Весной 1978 года ученики ешив, принадлежащих к национально-религиозному лагерю, обратились к комитету с просьбой о проведении в здании ешивы съезда по изучению ѓалахических законов, связанных с Храмом. Их просьба была удовлетворена. С тех пор и вплоть до сегодняшнего дня ежегодно в Песах и Суккот там проводятся подобные съезды.

 

Здание ешивы «Торат Хаим» стало центром, в котором была сосредоточена деятельность по восстановлению еврейских домов Мусульманского квартала. Мы стремились к тому, чтобы здание вновь стало обителью ешивы, как в старые времена. Эта мечта исполнилась в 1982 году, когда в здании была основана ешива «Атерет коѓаним», которую позднее перименовали в «Атерет Ерушалаим». На сегодняшний день в этой ешиве учатся сотни студентов. Вот что рассказал мне один из них: «Когда я впервые попал в ешиву, я увидел, что здание старое, немного запущенное, но сразу же почувствовал, что здесь царит особый дух. Здесь у человека создается ощущение, что он является частью истории. Возможно, здание ешивы «Торат Хаим» было спасено от разрушения именно потому, что в ней учились вместе представители всех общин еврейского народа: ашкеназы, сефарды, йеменцы. А там, где есть единство, есть вечность».