Права на русский перевод принадлежат “Библиотеке Офер”. При перепечатке или перепосте требуется указывать этот факт.
1. С наступлением месяца адар умножают радость
Сказали наши мудрецы (Вавилонский Талмуд, трактат Таанит, 29а): «С наступлением месяца ав убавляют радость», «С наступлением месяца адар умножают радость». Мудрецы учат нас: ничто в мире не случайно, и всякое время имеет уникальный характер и особые свойства. Если Первый и Второй Храм были разрушены 9 ава, это знак того, что начало месяца ав – время, чреватое бедствиями. А если чудо Пурима произошло в середине месяца адар, из этого следует, что месяц адар обладает особым качеством – способностью обращать зло в добро. Во все прочие времена мы радуемся добру, что есть в мире, но наша радость не может быть полной, ибо в мире пока еще присутствуют также зло и страдание. Когда же зло превращается в добро, тогда радость возрастает и становится полной.
Так было в Пурим – Святой, благословен Он, обратил зло в добро и спас Израиль, Свой народ. И мы поняли: все, что есть в мире, даже зло, в конце концов обернется добром. Чем крепче будет наша вера, чем самоотверженнее мы станем изучать Тору, тем скорее настанет Избавление, и всякое зло превратится в добро, приумножая радость в мире. А поскольку месяц адар обладает особым свойством – обращать зло в добро, то «с наступлением месяца адар умножают радость».
Мудрецы дают нам еще один совет (см. трактат Таанит, 29б): если еврей ведет тяжбу или заключает сделку с инородцем, пусть избегает этого в месяце ав, так как в это время успех отворачивается от евреев. Лучше всего вести подобные дела в месяце адар, когда евреям улыбается удача.
2. Четыре отрывка из Торы
Мудрецы постановили читать четыре отрывка из Торы: Шкалим («Шекели»), Захор («Помни»), Пара («[Рыжая] корова») и Ѓа-ходеш («Месяц этот»). Каждый из этих отрывков читают в одну из суббот месяца адар, а первый отрывок читают, как правило, в последнюю субботу предыдущего месяца.
В субботы, когда читают данные отрывки, вынимают из ковчега два свитка Торы. По первому свитку читают недельную главу Торы (парашат ѓа-шавуа); к этому чтению приглашают семерых молящихся . По второму свитку мафтир читает один из упомянутых отрывков. А поскольку ѓафтара из книг пророков, которую читают после этого, должна перекликаться по смыслу с отрывком из Торы, читаемым по свитку, к которому восходил мафтир, то в эти субботы ѓафтара связана по смыслу с отрывком, прочитанным по второму свитку, а не с недельной главой, прочитанной по первому свитку.
В первую субботу читают отрывок Шкалим (Шмот, 28:9-15). Мудрецы постановили читать его, чтобы напомнить каждому еврею о ежегодном пожертвовании в Храм монеты достоинством в половину шекеля (махацит ѓа-шекель) . На эти деньги покупали животных для общественных жертвоприношений. И поскольку с наступлением месяца нисан (следующего за адаром) нужно было приступать к приобретению жертвенных животных, а для этого были необходимы пожертвования махацит ѓа-шекель этого года, поэтому мудрецы постановили читать за месяц до этого отрывок Шкалим, чтобы напомнить всем евреям о пожертвовании в Храм. И хотя сегодня у нас нет Храма, и мы не приносим жертвы, мы все же читаем отрывок Шкалим в память о разрушенном Храме (см. Мишна брура, 685, 1).
Второй отрывок называется Захор (Дварим, 25:17-19). Читая его, мы исполняем заповедь Торы «помнить, что сделал тебе (то есть Израилю – ред.) Амалек». Мудрецы постановили читать этот отрывок перед Пуримом, чтобы заповедь «помнить» о злодеяниях Амалека непосредственно предшествовала Пуриму, когда мы радуемся исполнению заповеди «уничтожения Ѓамана», потомка Амалека.
Третий отрывок называется Пара (Бемидбар, 19:1-22). В нем изложены законы очищения от ритуальной нечистоты, необходимые для того, чтобы мы имели возможность прийти в Храм и принести там жертвы. Мудрецы постановили читать этот отрывок в канун месяца нисан, дабы мы могли очиститься от скверны, тем самым подготовившись к принесению пасхальной жертвы. И хотя сегодня нет пасхальной жертвы, мы все же читаем отрывок Пара в память о Храме.
Четвертый отрывок называется Ѓа-ходеш (Шмот, 12:1-20). В нем упоминается освящение нового месяца и заповедь принесения пасхальной жертвы. Поэтому мудрецы постановили читать его перед наступлением месяца нисан, так как это первый месяц еврейского календаря . Кроме того, чтение отрывка Ѓа-ходеш побуждает нас начать подготовку к празднику Песах и к исполнению всех его заповедей.
Если новомесячье адара или нисана выпадает на субботу, то из ковчега вынимают три свитка Торы. По первому читают недельную главу, по второму – особые отрывки, связанные с новомесячьем, а по третьему – один из упомянутых отрывков: в новомесячье адара – Шкалим, а в новомесячье нисана – Ѓа-ходеш.
Согласно мнению большинства авторитетов, чтение отрывка Захор является заповедью Торы, поэтому его законы надлежит исполнять тщательнее, нежели законы чтения остальных трех отрывков. Законы чтения отрывка Захор излагаются ниже, в п. 6. А некоторые авторитеты полагают, что чтение отрывка Пара также является заповедью Торы, поэтому и его законы принято исполнять с особой тщательностью .
3. Високосный год и первый адар
Как известно, месяцы еврейского календаря устанавливаются согласно фазам луны, а годы – согласно временам года, определяемым солнечным циклом. Это продиктовано необходимостью, чтобы праздник Песах всегда выпадал на весну, поскольку в Торе сказано: «Соблюдай месяц весенний и совершай песах (пасхальную жертву) Господу, Богу твоему; ибо в месяце весеннем вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Дварим, 16:1). Для того чтобы календарные месяцы соответствовали солнечному циклу, время от времени необходим високосный год, содержащий дополнительный месяц. Таким образом, високосный год состоит из тринадцати месяцев. Дополнительным, тринадцатым месяцем всегда является адар, благодаря чему наступление месяца нисан отодвигается, чтобы он приходился на весну. В прежние времена решение о високосном годе выносил Верховный суд, опираясь на состояние сельского хозяйства и исчисление лет, но сегодня, когда у нас нет суда, уполномоченного на это, мы пользуемся установленным мудрецами постоянным девятнадцатилетним циклом, который состоит из двенадцати обычных и семи високосных лет .
В високосном году празднуют Пурим и читают четыре упомянутых отрывка во втором адаре. Пурим – для того, чтобы радость пуримского избавления примыкала как можно ближе к радости Исхода из Египта; а четыре отрывка – поскольку три из них, Шкалим, Пара и Ѓа-ходеш, надлежит читать в преддверии месяца нисан, а отрывок Захор читают перед Пуримом, который также празднуется во втором адаре (см. Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 6б).
Но и первый адар проникнут праздничной атмосферой. Поэтому 14 и 15 числа первого адара не постятся, не произносят надгробные речи и не читают молитву таханун . А 14 числа первого адара желательно придать будничной трапезе особый праздничный характер, так как этот день называется «малый Пурим» (см. Шульхан арух и Рама, 697, п. 1).
Кроме того, слова мудрецов: «С наступлением месяца адар умножают радость» означают, что умножать радость нужно с наступлением первого адара (о времени бар мицвы и годовщины смерти см. примечание) .
4. Три заповеди, связанные с истреблением Амалека
В Торе упомянуты три заповеди, относящиеся к Амалеку. Первая из них – заповедь-предписание помнить, что сделал нам Амалек; об этом сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта» (Дварим, 25:17). Вторая – заповедь-запрет не забыть то, что он сделал; об этом сказано: «Не забудь» (там же, ст. 19). Третья – заповедь-предписание истребить семя Амалека в мире; об этом сказано: «И вот, когда успокоит тебя Господь, Бог твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из поднебесья» (там же, ст. 19).
Амалек олицетворяет собой корень мирового зла, он положил начало всемирной ненависти к евреям. Евреям дана в этом мире тяжелая миссия. Провозвестие идеалов и веры, полученное народом Израиля от Всевышнего, побуждает всех злодеев мира к борьбе против Израиля. Нет на свете народа, который подвергся бы столь жестоким гонениям, как еврейский народ. Разрушение Храма, крестовые походы, инквизиция, погромы Богдана Хмельницкого, и наконец, страшный Холокост, который обрушился на наш народ. Начало всему этому положил Амалек.
Сразу после Исхода из Египта, прежде чем наш народ окреп и сплотился, без всякой причины, не преследуя никакой выгоды, Амалек напал на нас – рабов, только что вышедших на свободу после многовекового рабства. Амалекитяне самим своим существованием выражают ненависть к Израилю, а значит, и к Торе, как и к Божественной идее исправления мира милосердием и истиной. Именно об этом написано: «И сказал он: вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в род» (Шмот, 17:16). Раши в комментарии к этому стиху пишет: «Поклялся Святой, благословен Он, что Имя Его не будет целостным, и Престол Его не будет целостным, пока не стерто имя Амалека без остатка».
Еврей по своей природе добр и милосерден; к тому же, многие заповеди Торы учат его этому. Мы были бы склонны простить Амалека, но Тора заповедала нам помнить, что он сделал нам, и стереть его с лица земли. Так мы будем помнить, что в мире существует зло, и что с ним нужно вести беспощадную борьбу, лишенную любых компромиссов. Только после этого мы сможем исправить мир.
5. Заповедь истребления Амалека
Заповедь истребления Амалека наложена главным образом на народ Израиля в целом. Сказали наши мудрецы, что народ Израиля, войдя в Землю Израиля, должен исполнить три заповеди: прежде всего, поставить над собой царя, затем истребить семя Амалека, а после этого возвести Храм (см. Вавилонский Талмуд, трактат Санѓедрин, 20б).
И действительно, когда сыны Израиля обосновались в своей земле, поставили Шауля над собой царем, и царство его окрепло, тогда пришел к Шаулю пророк Шмуэль и сказал: «Меня послал Господь помазать тебя на царство над народом Его, над Израилем, а теперь прислушайся к голосу речей Господних. Так сказал Господь Цеваот: помню Я, что сделал Амалек Израилю, как он противостоял ему на пути при Исходе его из Египта. Теперь иди и порази Амалека, и истребите все, что у него; и не щади его, а предай смерти от мужа до жены, от ребенка до грудного младенца, от вола до агнца, от верблюда до осла» (Шмуэль 1, 15:1-3).
Но царь Шауль не исполнил эту заповедь по всей строгости. Он смилостивился над Агагом, царем амалекитян; пожалел он также крупный и мелкий скот Амалека. Поэтому Всевышний забрал царство у Шауля и передал Давиду. Однако ущерб, нанесенный Израилю поступком Шауля, был ужасен. Из-за кажущегося добросердечия, а на самом деле, слабохарактерности Шауля многие амалекитяне остались в живых и в дальнейшем причинили Израилю немало бед. Несколько лет спустя полчище амалекитян напало на город Циклаг, где жили семьи Давида и его воинов. Амалекитяне предали город огню и увели в плен всех женщин и детей. Милостью Всевышнего Давиду и его воинам удалось спасти пленных и разбить вражеское полчище. Но поскольку Давид тогда еще не взошел на царство, и войско Израиля еще не находилось в его распоряжении, он не смог уничтожить полчище амалекитян до конца. Четыреста воинов-амалекитян уцелели в битве, бежав верхом на верблюдах (см. Шмуэль 1, гл. 30). Позднее выяснилось, что кое-где скрывались и другие уцелевшие амалекитяне. Будучи помазан на царство, Давид вышел на войну против них, но они рассеялись по всей стране, и их уже было невозможно уничтожить. Наши мудрецы говорят также, что поскольку Шауль пощадил Агага, тот произвел на свет потомство, от которого впоследствии произошел Ѓаман Агагитянин, стремившийся «истребить, убить и погубить» весь народ Израиля (см. Вавилонский Талмуд, трактат Мегила, 13а).
И хотя заповедь истребления Амалека возложена главным образом на народ Израиля в целом, ее обязан исполнять и каждый отдельный еврей. Если еврей столкнется с амалекитянином и будет иметь возможность убить его, но не сделает этого, он откажется от исполнения заповеди (см. Сефер ѓа-хинух, заповедь 604). В наши дни семя Амалека утеряно, но если о некоем человеке станет известно, что он принадлежит к роду Амалека и следует его путями, то его заповедано убить .
6. Отрывок Захор
Мудрецы постановили, что заповедь Торы помнить о злодеяниях Амалека и не забывать о них надлежит исполнять, читая раз в году отрывок Захор. Мы исполняем эту заповедь тем, что один раз в год упоминаем злодеяния Амалека. Если же пройдет целый год без того, чтобы мы упомянули Амалека, это будет означать, что мы стали забывать о нем, тогда как упоминая его один раз в год, мы тем самым исполняем заповедь Торы помнить о нем. Мудрецы постановили читать отрывок Захор в субботу перед Пуримом, чтобы исполнение заповеди помнить о злодеяниях Амалека примыкало к радости от истребления Ѓамана – потомка Амалека.
Согласно указанию Торы, эту заповедь можно исполнить, только если вспомнить вслух о злодеяниях Амалека, произнеся этот отрывок. Однако нет необходимости, чтобы каждый человек прочитал вслух отрывок Захор. Всякий, кто услышал, как его произнес чтец Торы в синагоге, исполнил заповедь.
По мнению величайших ранних законоучителей, заповедь Торы состоит в том, чтобы прочитать отрывок Захор именно по свитку Торы. Поэтому отрывок Захор надлежит читать по свитку, написанному согласно всей строгости закона. Чтец должен произнести каждое слово с особой тщательностью.
Изначально (лехатхила) нужно, чтобы каждый человек услышал чтение отрывка Захор в соответствии с традицией чтения Торы, принятой в его семье . Однако согласно букве закона, представители всех общин могут исполнить заповедь, прослушав чтение отрывка Захор по любому канону (нусаху), принятому в народе Израиля, будь то сефардский, ашкеназский или йеменский.
Если в месте, где человек находится, нет миньяна, то возможны два варианта. Если там есть свиток Торы, человек должен прочесть по нему отрывок Захор без миньяна; если же свитка Торы нет, следует прочесть отрывок Захор по Пятикнижию или молитвеннику.
Для исполнения заповедей необходимо намерение; поэтому при чтении отрывка Захор следует намереваться исполнить заповедь памяти о злодеяниях Амалека. Желательно, чтобы чтец или староста синагоги (габай) объявили об этом намерении перед началом чтения.
7. Обязаны ли женщины слушать чтение отрывка Захор
По мнению большинства авторитетов, женщины не обязаны исполнять заповедь памяти об Амалеке. Ведь эта заповедь связана с заповедью истребления Амалека, а поскольку женщины не обязаны исполнять заповедь ведения войны, они также не обязаны помнить о злодеяниях Амалека (см. Сефер ѓа-хинух, заповедь 603). Однако есть мнение, что заповедь ведения войны относится и к женщинам, так как они обязаны помогать воинам, а потому заповедь памяти об Амалеке налагается и на них. И хотя мудрецы ограничили заповедь чтения отрывка Захор временными рамками – суббота перед Пуримом, – однако согласно Торе эта заповедь не ограничена временем. Таким образом, она относится к категории заповедей, не ограниченных временными рамками, и поэтому женщины обязаны исполнять ее (см. Минхат хинух, там же).
На практике, женщины освобождены от заповеди слушать стение отрывок Захор, однако изначально (лехатхила) желательно, чтобы они услышали чтение. Так поступают многие женщины. А если женщине трудно прийти в синагогу, но она все же хочет исполнить эту заповедь, она может сама прочитать отрывок Захор по Пятикнижию. Ведь по мнению многих законоучителей, таким образом тоже можно исполнить обязанность помнить об Амалеке, наложенную на нас Торой. Если в синагоге проводится урок для женщин, то можно вынуть из ковчега свиток Торы и прочитать для них отрывок Захор. И хотя там нет миньяна, это расценивается как «украшение» заповеди, так как женщины услышат чтение отрывка Захор по свитку Торы .
8. Может ли потомок Амалека спастись от смерти или перейти в иудаизм
Хотя Тора заповедала нам стереть семя Амалека с лица земли, однако если потомок Амалека примет на себя семь заповедей сынов Ноаха, то закон об Амалеке больше не распространяется на него, и его нельзя убивать. Вот эти семь заповедей: запрет идолопоклонства, запрет кровосмешения, запрет кровопролития, запрет воровства, запрет благословлять Всевышнего (это эвфемизм; имеется в виду проклинать), запрет есть мясо не умерщвленного животного, обязанность назначить судей, чтобы жизнь этих народов была основана на законодательных началах.
Более того, даже если амалекитяне не желают добровольно принять на себя семь заповедей сынов Ноаха, то прежде чем объявить им войну, Тора заповедала нам предложить им мирное соглашение. Это означает, что мы должны предложить им соблюдать семь заповедей сынов Ноаха, признать господство Израиля над ними и платить Израилю налоги. Если они примут эти условия, то с ними нельзя воевать, а если откажутся, то следует вести с ними войну, пока они не будут истреблены. Даже если впоследствии они пожелают принять условия мира, нельзя идти на это, поскольку раз мы уже начали войну против них, их надо уничтожить без остатка (см. Рамбам, Законы о царях и ведении войны, 6, 1-4, и Кесеф мишне, там же).
Законоучители разошлись во мнениях, следует ли принимать потомка Амалека, пожелавшего перейти в иудаизм. По мнению Рамбама (см. Законы запрещенных половых связей, 12, 17), амалекитянин может принять еврейскую веру. И действительно, сказали наши мудрецы, что потомки потомков злодея Ѓамана, происходившего из рода Амалека, учили народ Торе в Бней-Браке (см. Вавилонский Талмуд, трактат Гитин, 57б; трактат Санѓедрин, 96б). Из этого следует, что потомки Амалека перешли в иудаизм.
Однако есть мнение, что нельзя принимать прозелитов из рода Амалека. Говорит рабби Элиэзер в Мехильте (конец гл. Бешалах), что Всевышний поклялся Престолом Своей Славы: если потомок Амалека пожелает принять еврейскую веру, он не будет принят. А что касается слов мудрецов, что потомки потомков злодея Ѓамана учили народ Торе в Бней-Браке, то это произошло по ошибке, так как суд мудрецов, принявший их, не знал, что они принадлежат к роду Амалека, и потому они были приняты. Но могло случиться также, что амалекитянин, потомок злодея Ѓамана, обесчестил еврейскую женщину, и ребенок, родившийся от этого, считался евреем, а от него произошли упомянутые мудрецы, которые учили народ Торе в Бней-Браке (см. Ресисей лайла, 38, 5) .
9. Пост Эстер
В народе Израиля издавна, еще с эпохи гаонов , был распространен обычай поститься 13 адара. Это память о посте, который наложила на себя царица Эстер, прежде чем войти к царю Ахашверошу, чтобы молить его об отмене жестокого указа (см. Эстер, 4:16). В тот год 13 адара по просьбе Эстер постились все евреи Персидской империи. Указ злодея Ѓамана гласил, что 13 адара следует «истребить, убить и погубить всех иудеев: от отрока до старца, и детей, и женщин… а имущество их разграбить» (там же, 3:13). А благодаря пуримскому чуду, когда Ѓаман был казнен, а Мордехай и Эстер удостоились власти и почета, от имени царя Ахашвероша был разослан новый указ, в котором говорилось, что евреям дозволяется постоять за себя 13 адара и дать отпор своим врагам. Но первый указ тогда еще не был отменен, ибо невозможно было отменить указ, скрепленный царской печатью. Поэтому ненавистникам Израиля тоже было позволено устроить резню среди евреев. Таким образом, царь позволил 13 адара ненавистникам Израиля «истребить, убить и погубить всех иудеев», а Израилю – постоять за себя, убивая своих ненавистников. И хотя Мордехай уже был назначен «вторым после царя Ахашвероша», но величайшая опасность пока не миновала, и евреи все еще нуждались в милости Небес, чтобы одержать победу над врагом. Поэтому евреи пробудились в раскаянии в этот день и наложили на себя пост. Ведь в народе Израиля принято испокон веков, что в час бедствия он пробуждается в раскаянии и обращается с молитвой к Всевышнему. А наивысшим знаком раскаяния служит пост, который очищает материальную оболочку человека, благодаря чему духовность вновь занимает в нем подобающее ей главенствующее положение.
Вот почему в народе Израиля издавна заведено поститься каждый год 13 адара, в память о том посте. Сегодня у нас тоже есть враги, которые мечтают истребить нас, поэтому мы до сих пор ежегодно вновь нуждаемся в посте и раскаянии .
В принципе, закон о посте Эстер менее строг, нежели законы обо всех других малых постах, так как малые посты были установлены мудрецами, а пост Эстер возник как обычай Израиля. Однако на практике законы этих постов почти не отличаются друг от друга (в нижеследующем примечании объясняется, какие различия между ними все же существуют) .
Законы молитвы и чтения Торы в пост Эстер во время утренней и послеполуденной служб (шахарит и минха) идентичны этим законам в другие малые посты. Но поскольку это канун Пурима, во время минхи не читают таханун (см. Мишна брура, 131, 33). А по ашкеназскому обычаю, согласно которому в дни поста в шахарит и минху читают молитву «Отец наш, Владыка наш» , в минху поста Эстер эту молитву не читают. Если же 13 адара выпадает на субботу, то пост Эстер переносят на четверг до этого. В таком случае, пост не совпадает с кануном Пурима, и в него читают минху, как в дни всех прочих постов.
9. Память о половине шекеля
В месяце адар принято делать пожертвования «в память о половине шекеля», которую жертвовали в Храм на покупку животных для общественных жертвоприношений. Самое лучшее время для таких пожертвований – пост Эстер перед минхой, чтобы такие пожертвования неимущим (цдака) наряду с постом посодействовали искуплению грехов в этот день (см. Мишна брура, 694, 4, и Каф ѓа-хаим, 25).
У некоторых принято жертвовать монету достоинством в половину денежной единицы, имеющей хождение в этом месте, другие жертвуют три половины, что соответствует трем упоминаниям слова трума («пожертвование») в отрывке Шкалим (см. Рама, 694, 1). В наши дни в Израиле общепринятой денежной единицей является новый шекель, а значит, согласно этому обычаю нужно пожертвовать три монеты достоинством в половину нового шекеля.
Но есть и обычай жертвовать сумму, равноценную стоимости серебряного шекеля, упомянутого в Торе. Это денежная сумма, эквивалентная стоимости 10 г. чистого серебра (см. Каф ѓа-хаим, 694, 20). Все описанные обычаи верны, и чем больше пожертвует человек, тем большего благословения он удостоится.
Есть мнение, что этот обычай касается только мужчин с возраста 20 лет и старше, – ведь именно на них распространяется заповедь о половине шекеля (Рама). Другие авторитеты говорят, что юноши с возраста 13 лет также должны соблюдать этот обычай (Тосфот йом тов). Третьи считают, что нужно делать пожертвования «в память о половине шекеля» и за детей (Элия раба, Мишна брура, 694, 5). Четвертые полагают, что и женщинам желательно делать такое пожертвование (Каф ѓа-хаим, 694, 27). В наши дни принято жертвовать по крайней мере полшекеля за каждого члена семьи, даже за зародыша в материнском чреве.
Нельзя, чтобы это пожертвование было частью «денежной десятины» (маасер ксафим) , так как запрещено исполнять обязательные заповеди и обычаи на средства «денежной десятины». Однако если человек всегда делает пожертвование «в память о половине шекеля» согласно более строгому мнению, но теперь стеснен в средствах, и ему трудно исполнить этот обычай, не воспользовавшись средствами из «денежной десятины», то он может сделать пожертвование «в память о половине шекеля» из собственных денег согласно менее строгому мнению – то есть полшекеля за мужчину старше 20 лет, – а недостающую сумму восполнить из средств «денежной десятины».