13 Адара – Пост Эстер. Продолжается с утра до выхода звезд Он установлен в память о трехдневном посте евреев, проживавших в столице Шушан, которые, узнав о рассылке писем с приказом истребить народ Израиля постились 13, 14 и 15-го Нисана и молились, чтобы злодейский план не осуществился. Существует обычай надевать в день Пурима карнавальные костюмы и маски, а также разыгрывать Пуримшпиль (веселое представление). Каждый человек – будь то мужчина или женщина, обязан слушать чтение Мегилат Эстер вечером и утром (141:7). Многие авторитеты считают, что в Пурим не произносят песнь благодарности Вс-вышнему (Алель), так как чтение Мегилат Эстер – само по себе выражение благодарности Тому, Кто спас сынов Израиля от неминуемой гибели. Мы читаем свиток, в котором рассказывается о спасении и ни разу не упоминается имя Вс-вышнего Но это не скрывает от нас чудо спасения, а лишь помогает еще полнее выразить благодарить Тв-рцу, Который остается с нами даже тогда, когда скрывает Себя. Каждый человек в день Пурима обязан послать два вида еды хотя бы одному еврею, как сказано: "И посылка угощений от человека его ближнему" (Мегилат Эстер, 9:22). Угощением называется то, что готово для употребления в пищу без дополнительного приготовления. Тот, кто пошлет больше угощений – и не одному, а нескольким своим друзьям, – достоин похвалы. Но если средства человека ограничены, то лучше, вместо того чтобы умножать подарки знакомым или покупать продукты для праздничной трапезы (на которую обычно приглашают своих близких), помочь нуждающимся, ибо нет большей радости для Вс-вышнего, когда радуется сердце неимущего, сироты и вдовы. Всякий, кому удается обрадовать несчастных людей, похож на Шхину (раскрытие Присутствия Тв-рца в этом мире), как сказано "Оживить дух униженных и оживить сердце людей раздавленных горем (Йешаяу, 57:15; Кицур Шулхан Арух, 122:1) Чудо Пурима связано с вином. Поэтому наши мудрецы обязали нас пить в этот день до состояния опьянения. Так заповедали они нам: "Должен каждый человек в Пурим пить вино до тех пор, пока он не перестанет различать между "проклят Аман" и "благословен Мордехай", и уж, по крайней мере, пусть еврей выпьет больше обычного в память о великом чуде и приляжет вздремнуть, чтобы, когда он спит, не различать между "проклят Аман" и "благословен Мордехай" (Кицур Шулхан Арух,122:6). Даже тот человек, который живет на подаяние (не говоря обо всех остальных), обязан дать подарки двум беднякам (Мегилат Эстер, 9:22). В Пурим, когда дают цдаку, не выясняют, действительно ли нуждается человек, а помогают по мере возможности каждому протянувшему руку. Тот, кто живет в месте, где нет бедных, пусть отложит деньги для того, чтобы передать их нуждающемуся в помощи человеку, как только встретит такого (Кицур Шулхан Арух, 122:3). Заповедь помочь нуждающемуся – вечная: распространяется на все времена года и дни недели ( в субботу не дают цдаку, но приглашают в гости, чтобы напоить и накормить неимущих). Но в Пурим она обретает дополнительный смысл, настолько важный, что превращается в особое повеление – дать подарки двум беднякам.