Шмини Ацерет завершает осенние праздники, даровенные нам, чтобы мы осознали простую истину: жизнь имеет смысл и каждое мгновение отдельного человека важно для всего мира. Разговор о том, что все наши мысли и поступки важны и именно они определяют ход истории начинается в Рош аШана – день сотворения Адама, согрешившего в первые же часы своего существования, в этот же день прощенного и наказанно не по всей строгости. Для всех поколений он стал днем подведения итогов в момент завершения очередного годичного цикла и надежды на прощение
Йом Кипур – день, когда Моше спустился с горы Синай и принес сынам Израиля прощение за грех золотого тельца. Велика милость Всевышнего. В этот день мы стараемся приподняться над материальным миром и устранившись от всего земного стать похожими на ангелов. А иначе как же удостоиться бесконечной милости, которая с трудом пробивается в этот ограниченный мир?
Семь дней праздника Суккот – строительство мира заново, когда Вс-вышний, не только прощает, но и дает человеку возможность самому исправить все, что он испортил. Сооружая сукку и беря в руки четыре вида растений, мы получаем силы на весь будущий год, помогающие нам делать все, что нас окружает намного лучше.
Шмини Ацерет рассказывает о том моменте времени, который принадлежит будущему – человек, завершив исправление мира, вдруг обнаружит, что он сам стал иным.
В этот праздник отбрасывается все: не осталось ни заповеди сукки, ни обязанности соединить четыре вида растений, ни возлияния воды на жертвенник (производилось каждый день суккот, когда стоял храм), ни повеления принести в жертву семьдесят быков (в Храме). Единственная заповедь этого праздника: "Радуйся!" В будущем человек будет стоять пред Б-гом, и ничто не будет омрачать наше существование. Не будет ни грехов ни смерти. И останется только радость, радость без исполнения заповедей – нечего будет исправлять, и сама радость станет заповедью. "И восхвалял я радость, ибо нет лучшего для человека…" (Ко’элет, 8:15). Шмини Ацерет – праздник радости, которая наполняет наши сердца благодаря вере в осмысленность нашего существования, вере в торжество добра в недалеком будущем, вере в то, что все можно исправить. Дарованные в этот день силы должны помочь нам прожить весь следующий год с ощущением радости, которая не зависит ни от чего – достаточно самого факта нашего существования, нашего вечного пребывания пред лицом Тв-рца.