Высший Иерусалим

Высший Иерусалим

May 7, 2010 Автор: рав Цви Исраэль Тау - No Comments

  Сказал царь Давид: «Иерусалим отстроенный подобен городу, слитому воедино» (Теѓилим, 122:3). Наши мудрецы, благословенна их память, поясняют (Вавилонский Талмуд, трактат Таанит, 5а), что этот стих говорит о единении низшего и высшего Иерусалима.

Высший Иерусалим – это идея, Божественный потенциал Иерусалима, а низший Иерусалим – это ее практическое проявление в материальном мире. Уникальная особенность Иерусалима состоит в том, что он соединяет высшее и низшее, и реальность проявляется в нем в полном соответствии с высшей идеей. Эта особенность находит свое выражение тогда, когда весь еврейский народ пребывает на своей земле со столицей в Иерусалиме, как это было во времена царя Шломо, и как будет в дни Машиаха.

Что же такое «высший Иерусалим»?

Рабби Хаим из Воложина пишет, что «высший Иерусалим» – это Кнесет Исраэль, общность душ всего народа Израиля. Речь идет о корне душ всего нашего народа – души каждого отдельного еврея и общей души всего народа. Это и называется Кнесет Исраэль. Вот что пишет об этом рабби Хаим из Воложина: «Сказано: “Иди и возгласи Иерусалиму, говоря: так сказал Господь: Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестой, как шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной” (Ирмеяѓу, 2:2). В Писании народ Израиля назван Иерусалимом». Ведь не Иерусалим, а именно народ Израиля последовал за Всевышним в пустыню, именно Кнесет Исраэль. И нам становится ясно, что пророк Ирмеяѓу называет Кнесет Исраэль словом «Иерусалим».

Этот стих из пророчества Ирмеяѓу предваряет обличительные стихи, обращенные к народу. Прежде чем обличить народ в грехе, пророк упоминает его внутреннюю духовную силу. Вот почему он называет народ словом «Иерусалим» – ведь этот город сосредотачивает в себе высшую внутреннюю ценность народа Израиля. Исход из Египта и пересечение пустыни преследовало цель, чтобы народ Израиля построил свою духовную и национальную жизнь в Иерусалиме.

Рабби Хаим из Воложина продолжает: «В Писании народ Израиля назван Иерусалимом, ибо в этом городе весь народ Израиля собирался три раза в год, дабы узреть лик Всевышнего, и там народ Израиля получил все изобилие Торы, святости и трепета перед Небом, каждый в соответствии со своим корнем в общности душ народа Израиля – Кнесет Исраэль».

Царь Давид сказал: «Иерусалим отстроенный подобен городу, слитому воедино». Объясняют наши мудрецы, благословенна их память (Иерусалимский Талмуд, трактат Хагига, гл. 3, ѓалаха 6, и см. Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 26а), что благодаря Иерусалиму все евреи становятся друзьями. Это можно понять так: все изобилие нашей духовной жизни, наша причастность к Торе и заповедям, к Богу Израиля – все это дается нам потому, что мы имеем долю в Кнесет Исраэль. «Душа каждого отдельного еврея вносит свой вклад в общность душ народа Израиля, а общность питает душу каждого еврея» (рав Кук, Орот, Орот Исраэль, 2:3). И когда весь народ Израиля приходит в Иерусалим в Песах, Шавуот и Суккот, каждый еврей возносится над своим частным существованием, и в нем проявляется общая душа – душа Кнесет Исраэль, которая питает его изобилием Торы, святости и трепета перед Небом. И тогда все евреи – и мудрецы, и простолюдины – становятся единым целым, ибо душа каждого из них является частицей общности душ народа Израиля, олицетворением которой является Иерусалим.

В корне душ все целостно и свято, там нет никакой разрозненности и вражды. Только там, где проявляется индивидуальное существование каждого еврея, в той области, на которую распространяется его свобода выбора, есть разрозненность и вражда. И когда мы совершаем восхождение в Иерусалим в каждый из трех святых праздников, мы приобщаемся к корню нашей жизни, к общей душе нашего народа, и это наполняет нас изобилием Торы, святости и трепета перед Небесами.

Именно это имели в виду наши мудрецы, когда сказали (Иерусалимский Талмуд, трактат Бава Кама, гл. 7, ѓалаха 7): «Иерусалим приобщает евреев друг к другу». Здесь подразумевается не физическая, а духовная общность – как ветви дерева неразрывно связаны с корнем, так души народа Израиля объединяются и восходят к корню общенациональной души.

Рабби Хаим из Воложина продолжает: «Именно это и называется высшим Иерусалимом». Таким образом, высший Иерусалим – это Кнесет Исраэль.

Высший Иерусалим – это идеал, Божественная мысль о том, как должна выглядеть действительность, а низший Иерусалим – реальное проявление этой мысли.

В идеале душа каждого еврея абсолютно чиста и свята; в действительности же существуют недостатки и прегрешения. Назначение человека – соединить движения своей души с ее внутренним духовным корнем, безупречно чистым и святым.

То же самое можно сказать и о душе народа. Она бесконечно чиста и свята. Это и есть высший Иерусалим. И наша задача – достичь того, чтобы и низший Иерусалим полностью соответствовал этой святости и гармонии, которая является внутренней правдой нашей жизни. Иерусалим обладает особым качеством – способностью соединить высшее и низшее, высокий идеал и реальность.

В Иерусалиме, в Храме, заседает Санѓедрин, о котором сказано: «От него исходит Тора для всего Израиля» (Вавилонский Талмуд, трактат Санѓедрин, 11б). Этот город является и средоточием пророчества. В нем же располагается и Храм, где происходит служение Всевышнему. Он является и столицей еврейской государственности. Это соединение Торы, пророчества, служения Всевышнему и государственности и есть соединение высшего и низшего Иерусалима.

 

Перевела и подготовила к печати Хана Ар-Шалом