Много веков наш народ провел в изгнании вдали от своей Земли. За что? Почему?
Талмуд говорит, что Первое Изгнание постигло евреев за нарушение заповедей Торы, а второе – за беспричинную ненависть друг к другу. Мол, сами виноваты. В воспитательном плане этот ответ хорош, но с точки зрения объективной истины он меня не удовлетворяет. Неужели мы настолько плохи? Неужели мы были хуже тех народов, среди которых мы были рассеяны? Выискивая причины несчастий только в наших мыслях и поступках, мы тем самым сами подталкивали антисемитов к тому, чтобы возложить на нас вину и за все несчастья других народов. Вот и получалось, что еврей-профессор выслушивал «обвинения» на коммунальной кухне от какого-нибудь русского пьяницы. А имел ли тот моральное право обвинять?!
Так в чем же истинная причина изгнания? Раби Йегуда а-Леви пишет в начале 12-го века: «Есть у Всевышнего особая, полная мудрости тайна того, почему Он держит нас в изгнании, подобная мудрости, которую мы видим в зернышке. Зернышко попадает в землю, подвергается изменениям и, казалось бы, обращается в прах, воду и грязь, и как будто не осталось и следа от прежнего зернышка. Но затем оказывается, что зернышко это изменило прах и воду так, что они стали его собственным естеством. Оно изменяет их, ступень за ступенью, пока не утончатся элементы их и не станут они подобными ему, и тогда оно воспроизводит кожицу, листья и прочее, – и наконец, зернышко очищается и может принять Б-жественное действие и форму первого зерна, и оно становится деревом, дающим плоды, подобные тем, из которых оно выросло. Таково учение Моше».(Кузари 4:23).
Итак, цель изгнания – изменить народы так, чтобы они соответствовали замыслу Всевышнего.
Какими путями осуществлялось проникновение «еврейских идей» в нееврейский мир? Рабби Йегуда а-Леви пишет далее: «Всякая религия, черпающая из учения Моисия, в основе своей ему уподобляется, хотя и кажется, что она его отвергает. Религия – лишь подготовка к приходу ожидаемого нами Машиаха». Понятно, что речь идет здесь о христианстве и исламе. Именно через эти две религии народы мира восприняли не только основы Б-жественной морали, но и, к примеру, понимание того, что человечество имеет цель, а история – это этапы на пути к этой цели. Такие процессы консолидации, как создание ООН, ЕЭС и даже НАТО (на как этот военный союз создавался, а во что он по факту превратился) – все это шаги, пусть не всегда уверенные, к осуществлению идеи Торы о мирном сосуществовании народов.
Или возьмем другую идею Торы: семидневка. С распространением христианства и ислама все человечество приобрело право на отдых в каждый седьмой день, будь это даже пятница или воскресенье. Идея регулярного отдыха, столь революционная в древнем мире, стала нормой жизни.
Позволю себе одно ехидное замечание: почему-то мне ни разу не приходилось слышать следующее высказывание: «Спасибо вам, евреи, за то, что мы раз в неделю отдыхаем». Народы мира успешно научились разделять между еврейскими идеями и живыми евреями.
Кстати, идея об «идеях» тоже еврейская. Вот цитата из рукописи Исаака Ньютона: «Платон, путешествуя по Египту, когда в этой стране жило много евреев, воспринял там метафизические мнения о наивысших сущностях и формальных причинах всех вещей, кои он назвал идеями, каббалисты – сфирот или сферами, язычники же именовали их богами» (из книги И.С. Дмитриева «Неизвестный Ньютон»).
И тут мы «виноваты». Хочется лишь заметить словами все того же рабби Йегуды а-Леви: «Он, Машиах, – плод, и в конце времен, когда все его признают, все станут подобными плодами, и будет дерево одно. Тогда превознесут и оценят тот корень, который прежде поносили».