Переход от Суккота к Шмини Ацерет
Ѓошана раба – это апогей праздника Суккот. Этот день сосредотачивает в себе все заповеди этого праздника. И вот, на исходе Ѓошана раба мы с грустью расстаемся с суккой. Мы грустим потому, что расстаемся с величайшей заповедью сукки, которая окутывает человека со всех сторон. Это единственная заповедь, которую человек исполняет даже во сне. Мы стоим на пороге праздника Шмини Ацерет, который лишен всех заповедей Суккота. В чем же заключается внутренняя сущность этого праздника?
В Торе сказано: «В день восьмой священное собрание да будет у вас, и приносите огнепалимую жертву Господу; собрание праздничное это, никакой работы не делайте» (Ваикра, 23:36). Раши пишет, что это подобно царю, который пригласил своих сыновей к себе на определенный срок, и когда срок истек, царь сказал им: «Сыновья мои, пожалуйста, останьтесь со мной еще на один день, ибо тяжко мне расставаться с вами». Из этого можно заключить, что Шмини Ацерет – это небольшое второстепенное добавление к Суккоту. Мы встретились со Всевышним в праздник Суккот, гостили у Него семь дней, и теперь нам тяжело расставаться. Поэтому остается еще один день, в который мы произносим Ѓалель, как в Суккот, и продолжаем радоваться, но кроме этой радости у нас ничего не осталось.
Такой вывод можно сделать из слов Раши, однако на основе других источников мы понимаем, что внутренний смысл Шмини Ацерет и Симхат Тора выше, чем смысл всех предшествующих и праздников.
Шмини Ацерет – корень всех праздников
Рамбан и Сефер ѓа-хинух задают вопрос, почему в Шмини Ацерет нет заповеди четырех видов растений. Они отвечают, что Шмини Ацерет не нуждается в этой заповеди, ибо он весь – высшая радость и не нуждается в лулаве, чтобы достичь этой особой радости. Тикуней Зоѓар также подробно описывает особые качества этого праздника, а рабби Цадок говорит, что Шмини Ацерет – это корень всех праздников, и все праздники черпают у него жизненную силу.
Эти слова требуют объяснения: в Торе не указана никакая практическая заповедь, связанная с этим днем, а обычай завершать в этот день годовой цикл чтения Торы относится к намного более позднему периоду. Казалось бы, Симхат Тора – это «случайная гостья» на этом празднике, но это не так. В книге Зоѓар, в главе Пинхас, сказано, что Шмини Ацерет – это «венец царствия», и потому в этот день мы устраиваем «радость Торы» (Симхат Тора). Из этого можно сделать вывод, что Симхат Тора – это не просто поздний обычай, а празднество, отражающее внутреннюю сущность этого дня.
Семьдесят быков и один-единственный бык
В Вавилонском Талмуде (трактат Сукка, 55б) говорится, что Шмини Ацерет – это день единения Всевышнего с народом Израиля: «Семьдесят быков (приносимых в жертву в семь дней праздника Суккот) – чему они соответствуют? Семидесяти народам мира. Один бык (приносимый в жертву в Шмини Ацерет) – чему он соответствует? Одному-единственному народу. Притча о царе из плоти и крови, который приказал своим слугам: устройте мне большой пир, а в последний день пира сказал своим приближенным: устройте мне небольшое пиршество, дабы я насладился им». В книге Зоѓар сказано даже больше: Шмини Ацерет – это день «помолвки» Всевышнего с Кнесет Исраэль (общностью душ народа Израиля).
Следует понять: какая особенная духовная ступень выражается в том, что семьдесят народов мира не имеют отношения к Шмини Ацерет? Ведь высшая духовная сущность Суккота выражается именно в том, что сила святости народа Израиля озаряет не только его самого, но и все народы мира. В связи с этим рав Кук объясняет, что Суккот приближает Тору к природе и к материальному миру, ибо когда заповеди окрашены радостью, они могут стать понятны и народам мира, которые не способны опираться только на принцип: мы обязаны исполнять то, что Всевышний заповедовал. Народы мира должны ощутить, что заповеди изменяют их к лучшему. В свете этого возникает вопрос: какова же высшая духовная ступень того, что в Шмини Ацерет мы перестаем приносить в жертву быков, соответствующих народам мира, что в этот день мы как бы отказываемся от соединения с природой и материальным миром и спускаемся на ступень, на которой мы приносим в жертву одного-единственного быка?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте прежде рассмотрим особый порядок служения в Храме в Суккот и в Шмини Ацерет.
Сукка и четыре вида растений: окружающий и внутренний свет
Две основные заповеди праздника Суккот – это сукка и лулав. Мудрецы объясняют, что сукка олицетворяет собой «окружающий свет» (макиф), а лулав – «внутренний свет» (пними). Поясним эту идею. В книге Зоѓар сукка называется «сень веры». Сукка вмещает в себя всю духовность, которую человек накопил в течение года. Пребывая под сенью сукки, мы ощущаем все духовные ступени, которых нам удалось достичь за прошедший год. Здесь имеется в виду скорее не каждый еврей в отдельности, а весь народ в целом, который пережил духовное возвышение в Рош Ѓа-Шана и Йом Кипур, и вот теперь настал праздник Суккот, и он сидит под сенью Царя. По сравнению с суккой, четыре вида растений (лулав) олицетворяют собой «внутренний свет» – они напрямую связаны с нашим телом[1]. «Облака славы», которые символизирует сукка, окружают нас снаружи, а лулав изменяет нашу внутреннюю сущность.
Ѓошана раба – заповедь обрывать листву с ветвей аравы и царь Давид
Седьмой день Суккота называется «днем аравы». Основной заповедью этого дня является заповедь обрывать листву с ветвей аравы – самого простого из четырех видов растений, лишенного и вкуса, и аромата. Арава, как известно, соответствует простолюдинам, лишенным как знаний Торы, так и добрых дел. Автор книги Сфат Эмет объясняет, что именно поэтому арава больше других растений олицетворяет собой избранность народа Израиля. Исполняя заповедь аравы, мы показываем, что избранность Израиля не зависит от внешних качеств его представителей.
Ушпизин (гость) седьмого дня Суккота – царь Давид. Он находится на вершине пирамиды ушпизин. Вся святость еврейского народа, наших святых праотцев, Моше, Аѓарона и Йосефа, концентрируется на Давиде. Царь Давид является основой еврейского народа. Поясним эту идею.
По словам наших мудрецов, благословенна их память, сукка напоминает нам о кущах, в которых жили наши предки в пустыне, и об «Облаках славы», которыми Всевышний окружил стан Израиля. Это было время, когда сыны Израиля следовали за Шхиной по пустыне, и об этом сказано: «Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, (как) шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной» (Ирмеяѓу, 2:2). Народ Израиля самоустраняется перед Владыкой мира, приникает к Шхине и не оставляет ее ни в какой ситуации. «Облака славы» олицетворяют собой Шхину, которая сопровождает нас повсюду, и вся наша жизнь посвящена исполнению Божественной воли.
Можно сказать, что в Суккот мы проникаемся особой атмосферой вечности, проникаем в свою внутреннюю сущность. Перед нами проходит весь народ Израиля, от праоцев до царя Давида, мы видим все этапы, которые прошел наш народ на своем нелегком пути. Мы видим, что итогом всему стал царь Давид, который олицетворяет собой полное самоустранение перед Всевышним, высшая скромность, которая выражается в заповеди аравы.
От Суккота к Шмини Ацерет
Осознав внутреннюю сущность Суккота через посредство его особых заповедей, мы достойны того, чтобы войти в праздник Шмини Ацерет. В этот день мы понимаем, что наша абсолютная связь со Всевышним не является чем-то внешним, а связана с нашей внутренней сутью. Поэтому в этот день мы не нуждаемся ни в каких средствах, чтобы выразить ее.
С одной стороны, Шмини Ацерет – это новый уровень, однако с другой стороны, все предназначение этого уровня заключается в том, чтобы осознать все, что предшествовало ему, и тем самым достичь самого корня. Шмини Ацерет – это не только то, о чем говорит Раши: еще одни добавочный день, призванный облегчить расставание. Ведь если расставание трудно, то через день оно станет еще труднее. Онкелос называет этот день «собранием». Это день, когда мы собираем вместе все наши духовные достижения, сделанные до сих пор. Давайте проанализируем глубже эти слова.
От Шавуота до Шмини Ацерет
В Мидраше сказано, что как за праздником Песах следует ацерет (Шавуот), так и за праздником Суккот следует ацерет (Шмини Ацерет). День дарования Торы сочетает в себе все, что связано с Исходом из Египта. Праздник Шавуот объясняет нам, в чем внутренняя сущность только что родившегося народа Израиля, – жизнь по Торе и заповедям; он раскрывает сокровенное содержание души святого народа. Во время Исхода из Египта мы стали народом, избранным народом Всевышнего. Шавуот – это «сосуд», который вмещает в себя внутреннее содержание Песаха.
Шмини Ацерет – это результат всего, что мы построили и приобрели в Суккот. Шавуот – это особое проявление и раскрытие Всевышнего, тогда как Суккот основан на страде и на всем, что мы делаем собственными руками. После всей проделанной нами работы, после того, как мы приобщились к миру природы, мы можем встретиться с глазу на глаз с нашей внутренней сущностью, с единством между Творцом и народом Израиля. В Шмини Ацерет остается только радость, и все заповеди Суккота становятся лишними.
В Шмини Ацерет мы радуемся Торе не потому, что у этого дня нет другого содержания, а потому, что радость Торы непосредственно относится к внутренней сущности этого дня. В отличие от семи дней Суккота, когда мы обходим вокруг бимы, в центре которой расположен свиток Торы, в Симхат Тора мы огибаем биму со свитками Торы в руках. В книгах по каббале говорится, что во время ѓакафот в Симхат Тора мы как бы хотим сказать, что Тора окружает народ Израиля со всех сторон. В Симхат Тора мы имеем дело с Торой, которая уже стала неотъемлемой частью нашей жизни, и именно этому мы радуемся в этот день – не только дарованию Торы, но и тому, что мы полны ей.
.[1]Говорится в Мидраше (Ваикра раба, 30:14), что этрог соответствует сердцу, лулав – позвоночнику, ѓадас – глазам, арава – губам